Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2017 N 05АП-2106/2017 ПО ДЕЛУ N А59-5714/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. по делу N А59-5714/2016


Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Хомутово-2",
апелляционное производство N 05АП-2106/2017
на решение от 20.02.2017
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-5714/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению товарищества собственников жилья "Хомутово-2" (ОГРН 1086501009968, ИНН 6501201069, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2008)
о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2016 N 304 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области,
без вызова сторон
установил:

Товарищество собственников жилья "Хомутово-2" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ТСЖ "Хомутово-2") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2016 N 304, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области (далее по тексту - инспекция, административный орган), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 20 февраля 2017 года в удовлетворении требования товарищества собственников жилья "Хомутово-2" о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2016 N 304 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области, суд первой инстанции отказал.
Обжалуя решение суда первой инстанции в порядке апелляционного производства, товарищество собственников жилья приводит следующие доводы.
Так, согласно апелляционной жалобе, вывод суда о законности оспариваемого постановления сделан на основе неполно выясненных обстоятельств. Заявитель полагает, что предписание на момент проверки было исполнено, а, следовательно, событие административного правонарушения отсутствовало.
Как считает апеллянт, суд первой инстанции не дал оценку доводам товарищества о том, что в постановлении есть ссылка на нарушение конкретных пунктом, которые не являются пунктами "Правил содержания имущества в многоквартирном доме".
Согласно представленному отзыву жилищная инспекция решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.2008 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области, о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1086501009968, присвоен ИНН 6501201069.
На основании распоряжения первого вице-мэра г. Южно-Сахалинска от 05.09.2016 N 257 "О проведении плановой выездной проверки товарищества собственников жилья "Хомутово-2" отделом муниципального жилищного контроля администрации г. Южно-Сахалинска в период с 12.09.2016 по 14.09.2016 в рамках муниципального жилищного контроля проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Хомутово-2" по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов на территории МО городской округ "Город Южно-Сахалинск".
Предметом проверки явилось соблюдение ТСЖ "Хомутово-2" обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
При проведении проверки сотрудники отдела муниципального жилищного контроля администрации г. Южно-Сахалинска выявили нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно: в жилом доме N 12 по ул. 3-я Набережная: разрушение побелочного и окрасочного слоя стен и панелей, что является нарушением п. п. 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170; в подъезде N 1 (3, 4 этаж), N 2 (3, 4 этаж) - отсутствует двойное остекление оконных рам, а также отсутствуют сами оконные рамы лестничных клеток, что является нарушением п. п. 4.7.1, 4.7.7, 4.7.8, 4.8.14 Правил N 170; в жилом доме N 16 по ул. 3-я Набережная: отсутствуют приборы отопления в подъездах N 1, N 2, что является нарушением п. 3.2.2 Правил N 170; в подъезде N 1, N 2, N 3 имеется разрушение окрасочного и побелочного слоя стен, высохшие следы течи кровли, что является нарушением п. п. 3.2.2, 3.2.8 Правил N 170; в подъезде N 1 (3, 4, 5 этаж), N 2 (4, 5 этаж), N 3 (3, 4 этаж) отсутствует двойное остекление оконных рам, а также отсутствуют сами оконные рамы лестничных клеток, что является нарушением п. п. 4.7.1, 4.7.7, 4.7.8, 4.8.14 Правил N 170; в жилом доме N 11 по ул. 3-я Набережная: отсутствуют приборы отопления в подъезде N 2, что является нарушением п. 3.2.2 Правил N 170; информационные щиты всех подъездов не оснащены необходимой информацией, что является нарушением п. 3.5.7 Правил N 170; в жилом доме N 9 по ул. 3-я Набережная: информационные щиты всех подъездов не оснащены необходимой информацией, что является нарушением п. 3.5.7 Правил N 170.
Результаты проверки отражены и зафиксированы в акте проверки от 14.09.2016 N 16С/П.
Материалы проверки направлены отделом муниципального жилищного контроля администрации г. Южно-Сахалинска в инспекцию для принятия мер административного воздействия.
По факту выявленных нарушений инспекцией в отношении заявителя 18.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением инспекции от 15.11.2016 N 304 товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Товарищество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, возражений на отзыв, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом административного правонарушения по названной статье являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Руководствуясь частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ, учитывая, что в рассматриваемом случае собственниками помещений многоквартирных домов N N 12, 16, 11, 9 по ул. 3-я Набережная, пос. Хомутово-2 в г. Южно-Сахалинске в качестве способа управления выбрано управление товариществом собственников жилья и создано ТСЖ Хомутово-1 (протокол заочного собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах от 14.10.2008 N 1), коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что товарищество является лицом, ответственным за содержание указанного дома, и, следовательно, является субъектом ответственности за нарушение правил и норм содержания обслуживаемого жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту Правила).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома в число прочего включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176 (далее по тексту Правила N 170).
Согласно пункту 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Согласно пункту 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В силу пункта 3.5.7 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции.
Пунктом 4.7.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо- изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений. Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами.
Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы (пункт 4.7.7 Правил N 170).
Как следует из пункта 4.7.8 Правил N 170, спаренные балконные двери с низкими теплотехническими качествами следует утеплять укладкой между филенками слоя эффективного теплоизоляционного материала: поролон (пенополиуретан), антисептированный оргалит, минеральный войлок и т.п. Окна и балконные двери с двойным остеклением в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 30 град. С и ниже необходимо при капитальном ремонте со стороны помещений дополнять третьим переплетом в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил N 170 лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, товариществом допущено нарушение Правил N 170, что подтверждается актом проверки от 13.09.2016, протоколом об административном правонарушении от 18.10.2016 и иными материалами дела, и свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) товарищества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
При этом частичное устранение выявленных при проведении проверки недостатков не является обстоятельством, исключающим ответственность товарищества, поскольку событие административного правонарушения устанавливается на дату и в момент проведения мероприятий административного контроля.
Доказательства того, что товарищество надлежащим образом осуществляло техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем спорных домов, производило осмотры, осуществляло аварийное обслуживание и было лишено возможности обеспечить нормативные условия для проживания жителей спорных домов, в материалах дела отсутствуют, суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, существенные нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении не установлены, процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. наказание назначено с учетом обстоятельств правонарушения и требований статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях и освобождения предприятия от административной ответственности отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно отказал товариществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для изменения решения Арбитражного суда Сахалинской области от 20 февраля 2017 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.02.2017 по делу N А59-5714/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.А.СОЛОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)