Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N А66-8739/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N А66-8739/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества домовладельцев "ЖСК-15" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 марта 2017 года по делу N А66-8739/2016 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:

товарищество домовладельцев "ЖСК-15" (ОГРН 1036914001508, ИНН 6914006084; место нахождения: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Маяковского, дом 29; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Ржева Тверской области (ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555; место нахождения: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 33; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора" в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, за порядковым номером 347 дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве и о возложении обязанности исключить из Перечня дом N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4), Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521; место нахождения: 170017, город Тверь, поселок Перемерки Большие, дом 6, корпус 1).
Определением Арбитражного суда Тверской области 7 октября 2016 года производство по делу прекращено по мотиву того, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспаривается нормативный акт.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2016 года определение Арбитражного суда Тверской области от 7 октября 2016 года по делу N А66-8739/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области, поскольку включение многоквартирного жилого дома в Перечень носит индивидуальный характер, а спор подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 марта 2017 года, принятого по результатам рассмотрения спора по существу, в удовлетворении заявленных требований отказано в том числе по причине пропуска товариществом срока на обжалование постановления администрации и незаявлением ходатайства о его восстановлении. Этим же решением товариществу возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что в силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта, поэтому неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создало препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым привело к ограничению права собственности, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Также считает односторонней позицию суда об отсутствии уважительных причин для восстановления срока на обжалование постановления администрации.
Администрация в отзыве доводы жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрацией принято постановление от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора", которым определено следующее: сформировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора; утвердить перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева, собственники помещений в которых в течение 4 месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован (далее - Перечень); установить размер взносов собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества за один квадратный метр, согласно приложению.
Не согласившись с включением в Перечень за порядковым номером 347 дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве и посчитав постановление администрации в этой части незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При этом заявление мотивировано тем, что собственники помещений дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет, включение в перечень исключает самостоятельное использование принадлежащих им средств для осуществления капитального ремонта дома, в котором они проживают.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на пропуск заявителем срока на обжалование спорного постановления администрации, а также на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований по существу спора.
Апелляционная инстанция соглашается с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 - 269 АПК РФ исходя из доводов, заявленных в апелляционной жалобе.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом, но только по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением.
Вместе с тем действующее процессуальное законодательство не допускает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, действий (бездействия) незаконными.
Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 АПК РФ, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о применении статьи 198 АПК РФ, изложенной в определениях N 657-О-О и 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав ненормативным правовым актом, действием (бездействием) ответчика.
При этом уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
В случае пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, организация или гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о его восстановлении. Арбитражный суд по результатам рассмотрения такого заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду.
Следовательно, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда и при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
При этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов принадлежит заявителю.
Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле. Безмотивное восстановление процессуального срока не соответствует части 3 статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Учитывая предмет судебного разбирательства, суд первой инстанции правильно установил, что товариществом как самостоятельным хозяйствующим субъектом, являющимся заявителем по настоящему делу, пропущен срок на обжалование постановления администрации в оспариваемой им части.
Судом установлено, что постановление администрации от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора" опубликовано в газете "Ржевская правда" N 24 12 июня 2014 года.
При этом как установлено в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2016 года, отменившего определение Арбитражного суда Тверской области от 7 октября 2016 года о прекращении производства по делу N А66-8739/2016, в данном случае товариществом по существу оспаривается не постановление администрации от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора" с приложениями, а включение дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве в Перечень за порядковым номером 347, который утвержден вышеуказанным постановлением.
Следовательно, поскольку само постановление администрации от 14.05.2014 N 646 касается неопределенного круга лиц и не подлежало направлению отдельным заинтересованным лицам, тогда как факт включения в Перечень конкретного спорного дома касается прав именно заявителя, то срок, с которого товарищество узнало или должно было узнать о нарушении его прав названным фактом, подлежит исчислению с 13.06.2014, то есть со следующего дня после официального опубликования постановления администрации от 14.05.2014 N 646.
Между тем, как верно установлено судом, товарищество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании указанного постановления недействительным в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, за порядковым номером 347 дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве лишь 29.07.2016, о чем свидетельствует календарный штемпель Почты России на почтовом конверте.
Таким образом, пропуск срока на обращение с рассматриваемым заявлением составил более двух лет после публикации постановления, что является существенным нарушением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока товариществом при подаче заявления в суд первой инстанции не заявлено.
В свою очередь, правовых оснований для восстановления заявителю срока на обжалование ненормативного правового акта ответчика в отсутствие ходатайства заявителя и рассмотрения спора по существу у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка подателя жалобы на протокол общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 22.06.2016, которым принято решение направить заявление в арбитражный суд, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку действующим законодательством право товарищества на обжалование того или иного решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления не поставлено в зависимость от обязательного наличия решения собрания собственников помещений многоквартирного дома о совершении процессуальных действий, связанных с обращением в суд.
В связи с этим довод апелляционной жалобы об односторонней позиции суда об отсутствии уважительных причин для восстановления срока на обжалование постановления администрации в отсутствие соответствующего ходатайства со стороны заявителя отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный и основанный на неверном толковании положений статьи 198 АПК РФ.
Пропуск срока на подачу рассматриваемого заявления является самостоятельным основанием и достаточным для отказа в удовлетворении заявленных требований, что отвечает требованиям статьи 9 АПК РФ и принципу правовой определенности.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05, от 26.07.2011 N 18306/10.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по существу.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу вышеназванных норм в том случае, если суд придет к выводу, что оспариваемый акт не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В силу положений части 1 статьи 172 названного Кодекса владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как верно установлено судом, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа) утверждена постановлением правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы".
При этом в первоначальной редакции дом N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве в Региональную программу не был включен.
В свою очередь, включение дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве в Региональную программу осуществлено постановлением правительства Тверской области от 03.06.2014 N 272-пп "О внесении изменений в постановление правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп".
При этом подателем жалобы не оспаривается тот факт, что постановление правительства Тверской области от 03.06.2014 N 272-пп официально опубликовано в выпуске газеты "Тверская жизнь" от 07.06.2014 N 107.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, собственники помещений в доме N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве вправе были выбрать способ формирования фонда капитального ремонта и реализовать выбранный способ до 08.10.2014.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что включение администрацией города Ржева названного жилого дома в Перечень неправомерно произведено ранее истечения срока на право выбора и реализации выбранного способа формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, как верно установлено судом, согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято лишь 21.11.2015, а спецсчет открыт в дополнительном офисе N 8607/0293 ПАО Сбербанк 19.01.2016 года, то есть в любом случае за пределами сроков, установленных частью 5 статьи 170, частью 2 статьи 172 ЖК РФ, спустя более чем 12 месяцев.
На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения суда о том, что жители дома N 29 по улице Маяковского в городе Ржеве в любом случае в установленных порядке и в сроки не реализовали свое право на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Следовательно, при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым постановлением.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных товариществом требований.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 30 марта 2017 года по делу N А66-8739/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества домовладельцев "ЖСК-15" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
А.В.ПОТЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)