Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2017 N 09АП-35112/2017 ПО ДЕЛУ N А40-164035/16

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2017 г. по делу N А40-164035/16


Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "СУ-155"
и Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 07 июля 2017 года по делу N А40-164035/16,
принятое судьей Белицкой С.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс"

к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"

третье лицо: Акционерное общество "СУ-155"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца Голикова М.А. по доверенности от 25.05.2017,
Алехин С.И. по доверенности от 14.09.2017
от ответчика Испас А.В. по доверенности от 18.01.2017,
Меркулов В.Б. по доверенности от 28.07.2017
от третьего лица представитель не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по договору от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/12 в период с 01.04.2016 по 30.04.2016 в размере 1676 638,23 руб., неустойки в связи с просрочкой в оплате потребленной энергии в размере 149 919,40 руб. за период с 11.05.2016 по 25.01.2017.
Решением суда от 07.07.2017 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал требования и доводы жалобы, представитель истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение обязательств из заключенного между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) Договора от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/12 абонентом не уплачено ресурсоснабжающей организации 1676 638,23 руб. оплаты за потребленную тепловую энергию в период с 01.04.2016 по 30.04.2016, - что в силу ст. ст. 309, 310, 330 ГК РФ привело к возникновению у ресурсоснабжающей организации права требовать в судебном порядке взыскания образовавшейся задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию и начисленной на нее неустойки.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска.
Апелляционный суд с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается.
Установлено, что ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3.
Производство тепловой энергии для отопления указанного дома осуществляется с использованием котельной, пристроенной к данному МКД.
Установлено, что между АО "Строительное управление N 155" и ООО "Энергостройресурс" заключен договор соинвестирования от 01.03.2013, согласно условиям которого соинвестор ООО "Энергостройресурс" участвует в реализации инвестпроекта, по окончании которого соинвестору будут переданы объекты, в т.ч. котельная по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3.
Между АО "Строительное управление N 155" (арендодатель) и ООО "Энергостройресурс" (арендатор) был заключен договор аренды от 02.11.2015 N 2/2015, по условиям которого арендодатель предоставил Истцу за плату во временное владение и пользование пристроенную котельную по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3, включая все систему, которыми она оборудована.
Между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) был заключен Договор тепловой энергии в горячей воде от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/12.
Вступившим в законную силу решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 01.03.2017 по гражданскому делу N 2-14/17 признаны недействительными:
- договор соинвестирования б/н от 01.03.2013, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс" в части передаче АО "СУ-N 155" котельной, находящейся на 1 этаже дома N 9 корп. N 3;
- договор аренды нежилого помещения от 02.11.2015 N 2/2015, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс";
- договор энергоснабжения от 01.11.2015 ЭСР-АП-ТЭ/12, заключенный между ООО "Энергостройресурс" и ООО "Городская управляющая компания";
- прекращено право собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную) площадью 206,5 кв. м, кадастровый номер 50:42:0010310:7597 по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3,
- а также нежилое помещение (котельная) площадью 206,5 кв. м, кадастровый номер 50:42:0010310:7597 по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3 признано общим имуществом многоквартирного дома;
- из ЕГРП исключены сведения о регистрации права собственности АО "СУ-N 155" на нежилое помещение (котельную), площадью 206,5 кв. м, кадастровый номер 50:42:0010310:7597 по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3.
Указанным судебным актом установлено, что пристроенная котельная предназначена исключительно для обслуживания дома N 9, корп. 3 по пр-ту Ракетостроителей, г. Долгопрудного, не предназначена для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, в связи с чем, является частью общего имущества МКД, вследствие этого АО "Строительное управление N 155" неправомерно владело ей, а потому в силу закона котельная не могла находится в собственности застройщика дома.
Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона и не подлежит отдельной государственной регистрации.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 8 ГК РФ предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иное установлено ст. 289 ГК РФ (собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома), а также п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, право собственности на общее имущество возникает в силу закона, а не на основании акта государственной регистрации.
В связи с тем, что общее имущество является принадлежностью помещений, расположенных в МКД, отдельной государственной регистрации оно не подлежит. Момент возникновения права собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в момент государственной регистрации основного права - права собственности на помещение.
Так согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
С учетом изложенного, суд общей юрисдикции пришел к выводу о ничтожности сделок, поскольку АО "Строительное управление N 155" не имело право на распоряжение имуществом. И, как следствие, не являясь собственником, не имело законных оснований распоряжаться им в виде предоставления в аренду ООО "Энергостройресурс", и в свою очередь не имело право заключать договор энергоснабжения с ООО "Городская управляющая компания".
Также, решением суда общей юрисдикции установлено, что указанный жилой дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которая должна обслуживаться ООО "Городская управляющая компания".
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что им были заключены договоры на поставку и транспортировку газа, а также техническое обслуживание котельной.
Вместе с тем, стоимость услуг рассчитана исходя из тарифа, а доказательства в обоснование понесенных затрат не представлены.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Законодателем установлено, что обеспечение тепловой энергией и горячей водой многоквартирных жилых домов осуществляется двумя способами в зависимости от того, какая система снабжения дома коммунальными ресурсами предусмотрена централизованно или с пользованием индивидуального (автономного) снабжения указанными ресурсами.
Согласно нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются регулирующим органом для организаций коммунального комплекса, которые осуществляют непосредственное производство валовой тепловой энергии и горячей воды с использованием систем тепло- и горячего водоснабжения.
Пунктом 47 "Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и сдельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Таким образом, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из содержания нормы п. 54 Правил N 354, при наличии в многоквартирном доме пристроенной газовой котельной, договорные отношения с теплоснабжающими организациями на поставку тепловой энергии и горячей воды не устанавливаются, поскольку отсутствует необходимость в централизованном снабжении жилого дома данными коммунальными ресурсами. Для применения, указанного выше способа расчета платы за отопление и горячее водоснабжение необходимо наличие автономной системы отопления и нахождение указанной системы в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку жилой дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества, и к системе централизованного отопления и горячего водоснабжения теплоснабжающей организации многоквартирный дом N 9, кори. 3 по пр-ту Ракетостроителей г. Долгопрудного не подключен, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные регулирующим органом для потребителей теплоснабжающей организации, применению в расчетах сторон не подлежат, размер платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение за спорный период должен исчисляться исходя из объемов и тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии и горячей воды.
Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-28468/13.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (ч. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 1 ст. 544 ГК РФ).
Поскольку у АО "СУ-N 155" отсутствовали законные основания для заключения с истцом договора аренды котельной и оборудования, у ООО "Энергостройресурс" отсутствовали основания для заключения договора энергоснабжения с ответчиком, а именно: согласно пункту 2 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающие более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О сказано, что к общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, т.е. общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
То есть, в силу вышеперечисленных законодательных актов пристроенная котельная является общим имуществом МКД и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений (квартир) в МКД и априори не могла быть в собственности АО "СУ-N 155".
С учетом изложенного, и, учитывая, что прав у ООО "Энергостройресурс" на указанную котельную не имеется, и что она является общим имуществом собственников помещений МКД - договор аренды, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс" и договор энергоснабжения, заключенный между ООО "Городская управляющая компания" и ООО "Энергостройресурс", не соответствуют требованию законодательства и являются ничтожными сделками в силу ст. 168 ГК РФ.
Таким образом, ни в силу закона, ни на основании сделки права на принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме имущество у Истца не возникло.
На основании вышеуказанных гражданско-правовых норм и решения суда общей юрисдикции, АО "СУ-N 155" не имело право на распоряжение нежилыми помещениями (котельными) и заключение договоров аренды на данные помещения с ООО "Энергостройресурс", т.к. априори не являлось их собственником. И как следствие, ООО "Энергостройресурс" не имело законных оснований на заключение договоров энергоснабжения с ООО "Городская управляющая компания", т.к. не имело право передать последнему в пользование указанные объекты.
При этом, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
То есть, для наличия статуса теплоснабжающей организации необходима совокупность двух условий, - это владение на праве собственности или ином законном основании (такого основания у ответчика нет) источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется передача тепловой энергии, и утвержденный в установленном порядке регулирующим органом соответствующий тариф (который не был установлен для спорного МКД) на оказываемую услугу теплоснабжения.
Таким образом, ООО "Энергостройресурс" не является теплоснабжающей организацией, т.к. не владел и не владеет на законном основании источником теплоснабжения, передача котельной ООО "Энергостройресурсу" осуществлена по ничтожной сделке (каковой является и договор энергоснабжения).
Соответственно, ООО "Энергостройресурс" не вправе требовать и уплаты платежей (задолженности по неустановленному тарифу) именно как теплоснабжающая организация.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган).
Государственное регулирование цен соответствующих ресурсов предусмотрено статьями 2, 7 - 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно постановлению от 17.02.2017 N 29 исх-623/13.3 Комитета по ценам и тарифам Московской области по делу об административном правонарушении N 5/26-01-2017 (решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2017 по делу N А41-15569/17, оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А41-15569/17, ООО "Энергостройресурс" отказано в удовлетворении заявленного требования об оспаривании указанного постановления) ООО "Энергостройресурс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ:
- ООО "Энергостройресурс" осуществляло взимание платы с потребителей, проживающих по адресам: г.о. Долгопрудный Московской области, проспект Ракетостроителей дома N 5, 5 кори. 1, 9 кори. 3, 9 корп. 1, 7 корп. 1, 1 кори. 1, 3, 3 корп. 1 и Лихачевский проспект дом N 68 корп. 4, в течение 2016 года в самовольном порядке, без тарификации услуг по теплоснабжению;
- представление ООО "Энергостройресурс" сведений о заниженном объеме полезного отпуска тепловой энергии могло повлечь за собой незаконное получение организацией дополнительной экономически необоснованной выручки.
Таким образом, с учетом положений ст. 69 АПК РФ, следует считать установленным тот факт, что тарифа в отношении теплоснабжения указанных выше спорных МКД в 2016 году не было.
В связи с этим, стоимость тепловой энергии, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома рассчитывается исходя из фактически понесенных истцом расходов на оплату тепловой энергии (газ, электричество и воду).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако истцом документов и расчета задолженности (исходя из вышеизложенных обстоятельств) в обоснование понесенных расходов на оплату тепловой энергии и произведенных начислений в материалы дела не представлено.
В связи с чем, у истца отсутствуют основания требовать от ООО "Городская управляющая компания" денежных средств по ничтожным договорам энергоснабжения и недействительным тарифам в заявленном размере.
Более того, распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.08.2017 N 170-Р отменена строка 52 приложения 2 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы", именно: отменены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г., установленные для ООО "Энергостройресурс".
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о возникновении у Ответчика обязанности возместить Истцу стоимость тепловой энергии, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома исходя из фактически затраченных денежных средств на производство коммунального ресурса (расходов на газ, электричество и воду).
При этом в соответствии с установленным законом порядком в этой случае применяются тарифы на газ для населения.
Согласно п. 54 Постановления Правительства РФ N 354 (Приложение N 2, раздел IV) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер подлежащей взысканию стоимости тепловой энергии по фактическим затратам на производство тепловой энергии за апрель 1016 года по многоквартирному дому по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 9, корп. 3 и начисленной на нее неустойки за период с 11.05.2016 по 25.01.2017 подтверждается представленным Ответчиком расчетом, правильность которого проверена судом и Истцом посредством предоставления собственного расчета не опровергнута.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о взыскании с Ответчика в пользу Истца стоимости тепловой энергии в размере 728 376,83 руб., а также начисленной на нее неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, что за период с 11.05.2016 по 25.01.2017 составило 54 274,19 руб.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2017 года по делу N А40-164035/16 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 5075032489, ОГРН 1065075010285) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс" (ИНН 5008059679, ОГРН 1125047016258) основного долга в размере 728 376,83 руб., неустойки в размере 54 274,19 руб., расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 13 722 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Энергостройресурс" (ИНН 5008059679, ОГРН 1125047016258) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 5075032489, ОГРН 1065075010285) расходов по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судья
О.Н.СЕМИКИНА

Судья
А.И.ПРОЦЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)