Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "УК Сервис 24" - Моисеева Я.П. (по доверенности от 03.05.2017),
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Тристан А.П. (по доверенности от 23.03.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК Сервис 24" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 по делу N А41-22296/17, принятое судьей Е.С. Криворучко, по заявлению ООО "УК Сервис 24" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Лидер-Эксплуатация" (далее - заявитель, ООО "Лидер-Эксплуатация", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) с требованием о признании незаконным и отмене предписания от 26.01.2017 N 08ог/15-3838-19-15-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по настоящему делу судебным актом, ООО "УК Сервис 24" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Учитывая то, что общество сообщило суду о смене наименовании организации истца в соответствии с пунктом 1 статьи 124 АПК РФ, согласно которого лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования, апелляционный суд принимает во внимание изменение наименования заявителя по делу с ООО "Лидер-Эксплуатация" на ООО "УК Сервис 24".
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "УК Сервис 24" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Лидер-Эксплуатация" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4 на основании протокола общего собрания собственников помещений N 01/2016 от 08.12.2016.
26.01.2017 должностным лицом Госжилинспекции Московской области на основании распоряжения от 23.12.20166 N 08ОГ/15-3838-16-15-2016, проведена внеплановая документарная проверка в отношении в ООО "Лидер-Эксплуатация" с целью проверки обращения от 20.12.2016 N 08ОГ/15-3838 по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.01.2017 N 08ОГ/15-3838-19-15-2016, из которого следует, что Общество нарушило ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание от 26.01.2017 N 08ог/15-3838-19-15-2016, которым в срок до 15.03.2017 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: "Произвести возврат собственнику квартиры N 27 Дома незаконно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги за январь, февраль, март 2016 года в полном объеме и апреля 2016 г. до момента подписания акта приема-передачи квартиры".
Не согласившись с требованиями указанного предписания, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в качестве обоснования заявленных требований, что начисление услуги "Компенсация затрат застройщика" не регулируется ЖК РФ и не относится к жилищно-коммунальным услугам, в связи с чем положения ст. 153 ЖК РФ не подлежат применению.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо в письменном отзыве указало, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика в отношении помещений в данном доме, не переданных им участникам долевого строительства и иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдаче ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27, инспекция является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, и создана в целях реализации полномочий Московской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
В рамках своей компетенции Госжилинспекция Московской области осуществляет, в том числе, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 (далее - Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 22 Порядка уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В статьях 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена структура платы за жилое помещение, согласно которой в нее включаются, в частности, плата за коммунальные услуги, а также расходы на содержание принадлежащего помещения и общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что ООО "СоюзАГРО" (застройщик) на основании договора участия в долевом строительстве приняло на себя обязательство построить многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома передать участнику долевого строительства объект долевого строительства - квартиру в нем по акту приема передачи не позднее 31.03.2016 (пункты 2.1 и 2.3 Договора).
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.04 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон. К передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства прилагается инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства, которая является неотъемлемой частью передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что акт приема-передачи подписан между застройщиком и участником долевого строительства только 01.04.2016 (л.д. 135).
Таким образом, коммунальные услуги и плата за помещения до момента передачи помещений участнику долевого строительства (01.04.2014), т.е. за январь, февраль, март 2016 года, должны оплачиваться застройщиком - ООО "СоюзАГРО".
Вместе с тем, управляющая организация - ООО "Лидер-Эксплуатация" осуществляла начисление собственнику квартиры N 27 указанного дома, платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме за январь, февраль, март и апрель 2016, т.е. до подписания между ООО "СоюзАГРО" и участником долевого строительства 01.04.2016 акта приема-передачи квартиры. Изложенные обстоятельства подтверждаются, в том числе актом проверки и платежными документами, представленными в материалы дела (л.д. 131, 142 - 148). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг до подписания между застройщиком и участником долевого строительства передаточного акта, может также повлечь неосновательное обогащение управляющей организации в случае если последней указанные платежные документы будут направляется обеим сторонам договора участия в долевом строительстве.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что не подлежат применению ссылки заявителя на положения п. 3.2.4.2 Договора, которым установлено, что участник долевого строительства принял на себя обязательство компенсировать Застройщику расходы по техническому и коммунальному обслуживанию Объекта долевого строительства и доли в общем имуществе многоквартирного дома, включая, но не ограничиваясь затратами: на оплату расходов, связанных с управлением Многоквартирным домом, содержанием, и обеспечением сохранности общего имущества в нем, на оплату за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и энергоснабжение объекта; иные услуги, связанные с содержанием объекта долевого строительства и общего имущества многоквартирного дома, пропорционально доле Участника долевого строительства, по расценкам, установленным организацией, эксплуатирующей дом за период с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию до оформления акта приема-передачи объекта.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Таким образом, предусмотренное пунктом 3.2.4.2 Договора долевого участия в строительстве условие о том, что дольщик обязан до подписания акта приема-передачи квартиры оплатить квитанции, выставленные управляющей компанией, противоречит положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и ущемляет установленные законом права потребителя.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что доводы заявителя о заключении между заявителем и застройщиком агентского договора от 13.01.2016 N АГ-4П, предметом которого является осуществлением обществом сбора и перечисление денежных средств Участников долевого строительства в оплату возмещения затрат застройщика, а также на то что положения данного договора не оспорены участником долевого строительства, не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Взаимоотношения между обществом и застройщиком и между обществом и собственниками квартиры, связанные с уплатой коммунальных платежей, являются самостоятельными отношениями. Собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны компенсировать затраты застройщика в рамках оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичное требование закреплено в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ.
Исходя из содержания статей 37, 39 ЖК РФ, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Но в то же время, пунктом 2.3 договора участия в долевом строительстве от 23.12.2014 N НТ-4/10-8-1111-1/АН предусмотрено, что передача объекта застройщиком участнику осуществляется по акту приема-передачи - не позднее 31.03.2016.
В соответствии с пунктом 3.2.4.2 договора участия в долевом строительстве от 23.12.2014 N НТ-4/10-8-1111-1/АН Участник в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня предъявления Застройщиком или организацией, осуществляющей функции управления жилым домом, соответствующего требования, но не позднее даты подписания Акта приема-передачи Объекта, обязуется компенсировать Застройщику расходы по техническому и коммунальному обслуживанию объекта долевого строительства и доли в общем имуществе Многоквартирного дома, включая, но не ограничиваясь затратами: на оплату расходов, связанных с управлением Многоквартирным домом, содержанием, и обеспечением сохранности общего имущества в нем; на оплату за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение Объекта; иные услуги, связанные с содержанием Объекта долевого строительства и общего имущества Многоквартирного дома, пропорционально доле Участника долевого строительства, по расценкам, установленным организацией, эксплуатирующей Многоквартирный дом за период с момента ввода Многоквартирного дома в эксплуатацию до оформления Акта приема-передачи Объекта.
Акт приема-передачи между участником долевого строительства и застройщиком подписан 01.04.2016.
Платежные документы с указание строки "Компенсация затрат застройщика" была выставлена управляющей организацией, не являющейся стороной по заключенному договору долевого участия.
Соответственно, исходя из нормативной совокупности приведенных выше положений норм жилищного права следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Довод жалобы о том, что к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости и исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной данным законом отклоняется апелляционным судом.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 по делу N А41-22296/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 10АП-12034/2017 ПО ДЕЛУ N А41-22296/17
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N А41-22296/17
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "УК Сервис 24" - Моисеева Я.П. (по доверенности от 03.05.2017),
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Тристан А.П. (по доверенности от 23.03.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК Сервис 24" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 по делу N А41-22296/17, принятое судьей Е.С. Криворучко, по заявлению ООО "УК Сервис 24" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Лидер-Эксплуатация" (далее - заявитель, ООО "Лидер-Эксплуатация", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) с требованием о признании незаконным и отмене предписания от 26.01.2017 N 08ог/15-3838-19-15-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по настоящему делу судебным актом, ООО "УК Сервис 24" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Учитывая то, что общество сообщило суду о смене наименовании организации истца в соответствии с пунктом 1 статьи 124 АПК РФ, согласно которого лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования, апелляционный суд принимает во внимание изменение наименования заявителя по делу с ООО "Лидер-Эксплуатация" на ООО "УК Сервис 24".
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "УК Сервис 24" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Лидер-Эксплуатация" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4 на основании протокола общего собрания собственников помещений N 01/2016 от 08.12.2016.
26.01.2017 должностным лицом Госжилинспекции Московской области на основании распоряжения от 23.12.20166 N 08ОГ/15-3838-16-15-2016, проведена внеплановая документарная проверка в отношении в ООО "Лидер-Эксплуатация" с целью проверки обращения от 20.12.2016 N 08ОГ/15-3838 по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.01.2017 N 08ОГ/15-3838-19-15-2016, из которого следует, что Общество нарушило ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание от 26.01.2017 N 08ог/15-3838-19-15-2016, которым в срок до 15.03.2017 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: "Произвести возврат собственнику квартиры N 27 Дома незаконно начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги за январь, февраль, март 2016 года в полном объеме и апреля 2016 г. до момента подписания акта приема-передачи квартиры".
Не согласившись с требованиями указанного предписания, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в качестве обоснования заявленных требований, что начисление услуги "Компенсация затрат застройщика" не регулируется ЖК РФ и не относится к жилищно-коммунальным услугам, в связи с чем положения ст. 153 ЖК РФ не подлежат применению.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо в письменном отзыве указало, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика в отношении помещений в данном доме, не переданных им участникам долевого строительства и иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдаче ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27, инспекция является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, и создана в целях реализации полномочий Московской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
В рамках своей компетенции Госжилинспекция Московской области осуществляет, в том числе, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 (далее - Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 22 Порядка уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В статьях 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена структура платы за жилое помещение, согласно которой в нее включаются, в частности, плата за коммунальные услуги, а также расходы на содержание принадлежащего помещения и общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что ООО "СоюзАГРО" (застройщик) на основании договора участия в долевом строительстве приняло на себя обязательство построить многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 4, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома передать участнику долевого строительства объект долевого строительства - квартиру в нем по акту приема передачи не позднее 31.03.2016 (пункты 2.1 и 2.3 Договора).
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.04 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон. К передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства прилагается инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства, которая является неотъемлемой частью передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что акт приема-передачи подписан между застройщиком и участником долевого строительства только 01.04.2016 (л.д. 135).
Таким образом, коммунальные услуги и плата за помещения до момента передачи помещений участнику долевого строительства (01.04.2014), т.е. за январь, февраль, март 2016 года, должны оплачиваться застройщиком - ООО "СоюзАГРО".
Вместе с тем, управляющая организация - ООО "Лидер-Эксплуатация" осуществляла начисление собственнику квартиры N 27 указанного дома, платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме за январь, февраль, март и апрель 2016, т.е. до подписания между ООО "СоюзАГРО" и участником долевого строительства 01.04.2016 акта приема-передачи квартиры. Изложенные обстоятельства подтверждаются, в том числе актом проверки и платежными документами, представленными в материалы дела (л.д. 131, 142 - 148). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг до подписания между застройщиком и участником долевого строительства передаточного акта, может также повлечь неосновательное обогащение управляющей организации в случае если последней указанные платежные документы будут направляется обеим сторонам договора участия в долевом строительстве.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что не подлежат применению ссылки заявителя на положения п. 3.2.4.2 Договора, которым установлено, что участник долевого строительства принял на себя обязательство компенсировать Застройщику расходы по техническому и коммунальному обслуживанию Объекта долевого строительства и доли в общем имуществе многоквартирного дома, включая, но не ограничиваясь затратами: на оплату расходов, связанных с управлением Многоквартирным домом, содержанием, и обеспечением сохранности общего имущества в нем, на оплату за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и энергоснабжение объекта; иные услуги, связанные с содержанием объекта долевого строительства и общего имущества многоквартирного дома, пропорционально доле Участника долевого строительства, по расценкам, установленным организацией, эксплуатирующей дом за период с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию до оформления акта приема-передачи объекта.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Таким образом, предусмотренное пунктом 3.2.4.2 Договора долевого участия в строительстве условие о том, что дольщик обязан до подписания акта приема-передачи квартиры оплатить квитанции, выставленные управляющей компанией, противоречит положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и ущемляет установленные законом права потребителя.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что доводы заявителя о заключении между заявителем и застройщиком агентского договора от 13.01.2016 N АГ-4П, предметом которого является осуществлением обществом сбора и перечисление денежных средств Участников долевого строительства в оплату возмещения затрат застройщика, а также на то что положения данного договора не оспорены участником долевого строительства, не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Взаимоотношения между обществом и застройщиком и между обществом и собственниками квартиры, связанные с уплатой коммунальных платежей, являются самостоятельными отношениями. Собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны компенсировать затраты застройщика в рамках оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичное требование закреплено в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ.
Исходя из содержания статей 37, 39 ЖК РФ, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Но в то же время, пунктом 2.3 договора участия в долевом строительстве от 23.12.2014 N НТ-4/10-8-1111-1/АН предусмотрено, что передача объекта застройщиком участнику осуществляется по акту приема-передачи - не позднее 31.03.2016.
В соответствии с пунктом 3.2.4.2 договора участия в долевом строительстве от 23.12.2014 N НТ-4/10-8-1111-1/АН Участник в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня предъявления Застройщиком или организацией, осуществляющей функции управления жилым домом, соответствующего требования, но не позднее даты подписания Акта приема-передачи Объекта, обязуется компенсировать Застройщику расходы по техническому и коммунальному обслуживанию объекта долевого строительства и доли в общем имуществе Многоквартирного дома, включая, но не ограничиваясь затратами: на оплату расходов, связанных с управлением Многоквартирным домом, содержанием, и обеспечением сохранности общего имущества в нем; на оплату за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение Объекта; иные услуги, связанные с содержанием Объекта долевого строительства и общего имущества Многоквартирного дома, пропорционально доле Участника долевого строительства, по расценкам, установленным организацией, эксплуатирующей Многоквартирный дом за период с момента ввода Многоквартирного дома в эксплуатацию до оформления Акта приема-передачи Объекта.
Акт приема-передачи между участником долевого строительства и застройщиком подписан 01.04.2016.
Платежные документы с указание строки "Компенсация затрат застройщика" была выставлена управляющей организацией, не являющейся стороной по заключенному договору долевого участия.
Соответственно, исходя из нормативной совокупности приведенных выше положений норм жилищного права следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Довод жалобы о том, что к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости и исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной данным законом отклоняется апелляционным судом.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2017 по делу N А41-22296/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)