Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2017 N 15АП-4833/2017 ПО ДЕЛУ N А53-24710/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. N 15АП-4833/2017

Дело N А53-24710/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.02.2017 по делу N А53-24710/2016
по иску товарищества собственников жилья "Сова"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска
при участии третьего лица: Администрации города Новочеркасска Ростовской области,
о взыскании задолженности, неустойки,
принятое судьей Корхом С.Э.,

установил:

товарищество собственников жилья "Сова" обратилось в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска с требованием о взыскании 31 730,21 руб. задолженности за содержание и ремонт жилья, ТБО, холодное водоснабжения (ОДН), 28 593,98 руб. за отопление, 14 698,28 руб. пени. (уточненные требования).
Решением суда исковые требования удовлетворены за счет Муниципального образования город Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (ОГРН 1026102234333 ИНН 6150925052) за счет казны муниципального образования.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы комитет указал, что положением о комитете, утвержденным решением Городской думы Новочеркасска от 19.06.2013 N 378, не предусмотрены обязанности комитета по внесению платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме. Распоряжением КУМИ администрации города Новочеркасска от 06.12.2011 N 134 спорное имущество было передано в оперативное управление Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена, о месте и времени судебного разбирательства лица извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельства о государственной регистрации права АД N 284232 от 26.08.2000 и выписки из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 90-23595378 от 24.08.2016, квартира N 71, расположенная в многоквартирном доме по ул. Кадамовская, 5 в г. Новочеркасске, числится в собственности Муниципального образования города Новочеркасска.
В данном доме, в соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений организовано ТСЖ "Сова" на основании протокола N 2 от 13.04.2013 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
С августа 2013 года по июль 2016 года обязанность собственника по внесению платы за содержание жилья, текущий ремонт, коммунальные услуги не исполнялись, в данный период времени в указанной квартире никто не проживал.
Договор социального найма жилого помещения отсутствует, и не заключался, что подтверждено письмом Заместителя Главы Администрации города по ЖКХ и благоустройству Конюшинской Л.А. исх. N 5.7.1-1/1489 от 31.07.2014. В оперативном управлении Департамента ЖКХ данная квартира, так же не состоит.
В адрес комитета и в адрес администрации неоднократно направлялись претензии с требованиями оплаты задолженности. Комитет отказал в удовлетворении претензии, истец обратился в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- - взнос на капитальный ремонт;
- - плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, по которому управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 ЖК РФ).
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Указанный правовой подход закреплен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
Обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения в многоквартирном доме не зависит от наличия или отсутствия договора на управление многоквартирным домом между управляющей компанией и собственником нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Таким образом, муниципальное образование в лице комитета, как собственник квартиры N 71 в многоквартирном доме, обязано было вносить управляющей компании плату за оказанные ей услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества дома, а также коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проверив расчет платы за содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги, а также составляющие данного расчета, суд первой инстанции признал его произведенным верно.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Доводы ответчика о частичном пропуске срока исковой давности и использовании неверной площади помещения, судом отклонены, т.к. истцом предоставлен уточненный расчет из которого исключены периоды за пределами срока исковой давности и расчет произведен исходя из верной площади помещения 48,7 м кв., указанной в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.12.2016 г. N 90-30817039.
Каких-либо доводов относительно неправильности данного расчета в апелляционной жалобе не указало.
В апелляционной жалобе комитет не согласился с решением суда только в части определения надлежащего ответчика по заявленным управляющей компанией требованиям. Заявитель указал, что положением о комитете, утвержденным решением Городской думы Новочеркасска от 19.06.2013 N 378, не предусмотрены обязанности комитета по внесению платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме. Распоряжением КУМИ администрации города Новочеркасска от 06.12.2011 N 134 спорная квартира была передана в оперативное управление Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы.
Как указывалось выше, законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 ГК РФ). Собственником спорной квартиры является муниципальное образование город Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту и жилья и коммунальных услуг с муниципального образования в лице комитета.
Относительно довода заявителя жалобы о необходимости возложения бремени содержания имущества на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска как на субъекта права оперативного управления отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Доказательств государственной регистрации за Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска права оперативного управления на спорное помещение в материалы дела не представлено.
Требования о взыскании пени в сумме 14 698,28 руб. за период с 01.10.2013 по 01.08.2016. также являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном объеме. Расчет судом проверен, ответчиком не оспорен.
Таким образом решение суда в части удовлетворения исковых требований является верным.
Вместе с тем, решением также взыскано с Муниципального образования город Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (ОГРН 1026102234333 ИНН 6150925052) за счет казны муниципального образования в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 791 руб.
Комитет в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Решение суда в данной части подлежит отмене.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2017 по делу N А53-24710/2016 отменить в части взыскания с муниципального образования город Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (ОГРН 1026102234333 ИНН 6150925052) за счет казны муниципального образования в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 791 руб.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Н.Н.МИСНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)