Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 ПО ДЕЛУ N А33-9778/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А33-9778/2017


Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровская О.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 05 июля 2017 года по делу N А33-9778/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Шевцовой Т.В.

установил:

публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к товариществу собственников жилья "Вариант+М" (ИНН 2455031013, ОГРН 1112455000041, далее - ТСЖ "Вариант+М", ответчик) о взыскании 11 021 рубля 47 копеек задолженности за потребленную в период с января по февраль 2017 года электроэнергию, поставленную в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 июля 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- при начислении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, применим тариф на электрическую энергию, утвержденный Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20.12.2016 N 644-п. сверх социальной нормы потребления.
- социальная норма потребления электрической энергии применяется только для расчета коммунальной услуги по электроснабжению, на жилищную услугу не распространяется.
- в деле отсутствуют документы, подтверждающие, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов выбрана непосредственная форма управления.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству.
Копия определения о принятии к производству апелляционной жалобы в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлена лицам, участвующим в деле, публичное извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещено в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому в приложении N 3 договора энергоснабжения N 11919 от 30.10.2012 указано, что истец обязан с суммарного расхода приборов учета минусовать объемы электрической энергии определенные индивидуальными приборами учета бытовых абонентов, а также нежилых встроенных помещений, с которыми у истца заключен договор. Оставшийся объем электрической энергии предъявляется к оплате ТСЖ "Вариант+М" как электроэнергия, использованная на общедомовые нужды многоквартирных домов. Ответчик ежемесячно сдает отчеты по использованному объему потребленной электроэнергии с учетом недоиспользованных киловатт индивидуальными потребителями по социальной норме. Ответчик направлял истцу площади общедомового имущества многоквартирных домов находящихся в управлении ТСЖ для произведения правильного расчета. Истец владеет необходимой информацией для проведения правильного подсчета электроэнергии использованной на общедомовые нужды с применением тарифа по социальной норме и сверх нее. Истец неосновательно обогащается за счет ответчика, производя расчет с использованием тарифа сверх социальной нормы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком, истцом до изменения организационно-правовой формы) и ТСЖ "Вариант+М" (абонентом) заключен договор энергоснабжения от 30.10.2012 N 11919 (в редакции дополнительных соглашений), в силу пункта 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 5.1.1 договора абонент обязался потреблять и оплачивать электрическую энергию (мощность) до окончания срока действия договора на электроснабжение, а также соблюдать предусмотренный договором и документами о технологическом присоединении режим потребления электрической энергии (мощности).
В силу пункта 6.2 договора учет отпущенной и потребленной электрической энергии (мощности), поданной в многоквартирный дом, осуществляется коллективным (общедомовым) прибором учета и расчетными методами в соответствии с действующим законодательством, указанными в приложении N 3 к договору.
Порядок расчетов по договору согласован в разделе 7, в котором указано, что расчетным периодом по договору является месяц; окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое потребление предыдущего (расчетного) месяца, определенное на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, снятых сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком или согласованным в договоре расчетным способом.
Согласно пункту 10.1 договора он заключается на срок по 31.12.2015, вступает в силу и становится обязательным для сторон с 02.10.2012 и считается ежегодно продленным за исключением объектов, которым соглашением сторон установлены иные сроки действия обязательств, на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит об его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
В приложении N 3 к договору согласованы объекты электроснабжения: многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, а также указана расчетная схема, предусматривающая уменьшение объема на потребление субабонентов.
Во исполнение обязательств по договору в январе и феврале 2017 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, на общедомовые нужды (освещение лестничных площадок, лифты) поставлена электроэнергия в объеме 11,73 мВт.ч на общую сумму 29 546 руб. 95 коп.
Объем потребленного коммунального ресурса определен на основании показаний приборов учета (за минусом потребления субабонентов) и подтверждается показаниями приборов учета и ведомостями энергопотребления. Ответчик факт поставки электроэнергии и ее объем не оспаривает.
Стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, определена истцом по тарифу, утвержденному приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20.12.2016 N 644-п, применен тариф сверх социальной нормы 2,52 руб. за 1 кВт.ч.
На оплату потребленной электроэнергии истцом ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Потребленная электроэнергия оплачена ответчиком платежными поручениями от 20.02.2017 N 29 на сумму 10 358 рублей 48 копеек и от 16.03.2017 N 52 на сумму 8 167 рублей.
Письмом от 16.03.2017 N 31755 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность за потребленную в январе и феврале 2017 года электроэнергию.
Направление претензии 17.03.2017 по электронной почте подтверждается распечаткой интернет-страницы почтового агента.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения от 30.10.2012 N 11919, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. От 27.02.2017) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 21 подпункт ж) Правил 124 установлено, что в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы. По требованию ресурсоснабжающей организации исполнитель коммунальных услуг предоставляет копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых помещениях (выборочно по 30 процентов жилых помещений, не чаще 1 раза в квартал).
Пунктом 21(1) Правил 124 установлено, что при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Уд = Уодпу - Употр,
где:
- Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
- Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 22 Правил 124 установлено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: а) стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что в январе и феврале 2017 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, на общедомовые нужды (освещение лестничных площадок, лифты) поставлена электроэнергия в объеме 11,73 мВт.ч, потребленная электроэнергия оплачена ответчиком платежными поручениями от 20.02.2017 N 29 на сумму 10 358 рублей 48 копеек и от 16.03.2017 N 52 на сумму 8 167 рублей.
Согласно возражениям ответчика и представленному контррасчету он не оспаривает факт потребления электроэнергии и ее объем, однако возражает против использованного истцом тарифа сверх социальной нормы 2 рубля 52 копейки за 1 кВт, указывая, что должен использоваться тариф по социальной норме 1 рубль 58 копеек за 1 кВт, так как имеется недоиспользованная по социальной норме электроэнергия; при этом в случае расчета по социальной норме задолженности у ответчика перед истцом не имеется.
С учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, для собственника помещения включает в себя:
- - плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
- - плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 25 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614) исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
- - в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
- - в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
В силу пункта 32 Положения N 614 указано, что размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения N 6 к настоящему Положению.
Согласно пункту 2 Правил N 354, коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что электроэнергия, в том числе потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в рамках отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг является коммунальным ресурсом, в связи с чем довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ с 29.12.2016 статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 5, согласно которой в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, включается в плату за коммунальные услуги для собственников и оплачивается ими напрямую при выборе непосредственного спора управления многоквартирным домом.
С учетом изложенного довод о неприменимости с 01.01.2017 норм Положения N 614 к правоотношениям сторон по электроснабжению мест общего пользования многоквартирных жилых домов отклонен судом апелляционной инстанции, расчет задолженности по тарифу сверх социальной нормы обоснованно признан судом первой инстанции необоснованным.
В Приложении N 2 к Постановлению Правительства Красноярского края от 11.10.2016 N 518-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края" утверждены Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Красноярского края, определенные методом аналогов.
Заявитель не опроверг утверждение ответчика о том, что указанные нормативы потребления коммунальной услуги в спорный период не превышены.
Из материалов дела следует, что ответчик ежемесячно сдает отчеты по использованному объему потребленной электроэнергии с учетом недоиспользованных киловатт индивидуальными потребителями по социальной норме.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что при расчете стоимости потребленной электроэнергии с применением тарифа по социальной норме задолженности у ответчика перед истцом не имеется, в связи с чем, основания для удовлетворения иска судом первой инстанции обоснованно не установлены.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июля 2017 года по делу N А33-9778/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.В.ПЕТРОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)