Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 N 13АП-14699/2017 ПО ДЕЛУ N А42-1030/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. N 13АП-14699/2017

Дело N А42-1030/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.
при участии:
- от истца: представитель Кознова Е.В. по доверенности от 16.02.2017;
- от ответчика: представитель Кудинова А.В. по доверенности от 03.08.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14699/2017) ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2017 по делу N А42-1030/2017 (судья Панфилова Т.В.), принятое по иску
акционерного общества "Мончегорскводоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис"
о взыскании
установил:

Акционерное общество "Мончегорскводоканал" (далее - истец, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (далее - ответчик, Общество), в котором с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило взыскать 2 344 760 руб. 69 коп. задолженности по оплате услуг по подаче питьевой воды и приему сточных вод за декабрь 2016 года на основании договора от 01.01.2007 N 290.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2017 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указало, что определение объема водоотведения в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом, определенный в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
23.06.2017 в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2007 между сторонами заключен договор на отпуск (получение) питьевой воды, прием и очистку сточных вод N 290 (далее - Договор), согласно условиям которого, истец (организация ВКХ) принял на себя обязательства отпустить питьевую воду, принять и очистить сточные воды ответчика (абонент), оказывающего коммунальные услуги населению, а ответчик обязательства принимать и оплачивать эти услуги (пункт 1.1. Договора).
В разделе 6 Договора стороны согласовали порядок учета объемов водопотребления и водоотведения, в том числе с учетом показаний индивидуальных приборов учета, общедомовых приборов учета и по нормативам потребления. Объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
Согласно пункту 6.5 Договора объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
Согласно пунктам 7.1. и 7.2. Договора расчеты производятся абонентом на основании счетов-фактур выставленных истцом в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, по тарифам, установленным для истца уполномоченным органом. Объектами снабжения коммунальными услугами по Договору являются жилые многоквартирные дома (далее - Дома, МКД), находящиеся в управлении у***
Оказав в спорный период в отношении Домов, находящихся в управлении ответчика, предусмотренные договором услуги, истец выставил ответчику к оплате, по утвержденным для истца УТР тарифам, счет и счет-фактуру N 05147 от 31.12.2016 на общую сумму в размере 7 490 103 руб. 56 коп., а также направил акт сдачи-приемки работ (услуг) за декабрь 2016 года.
Вместе с тем, первоначально при отсутствии данных для расчета со стороны ответчика, истцом был произведен расчет по объемам предыдущего месяца - ноября 2016 года. В последующем после получения всех необходимых данных, истец уточнил расчет суммы долга и выставил корректировочный счет-фактуру за декабрь 2016 года. После уточнения расчета стоимость услуг за декабрь 2016 года составила 9 142 433 руб. 21 коп., которая в полном объеме ответчиком не оплачена.
Поскольку предъявленная истцом претензия за декабрь 2016 года оставлена ответчиком без удовлетворения, Водоканал обратился с настоящим иском в арбитражный суд, при этом на дату рассмотрения настоящего спора, с учетом произведенных ответчиком оплат, задолженность составила сумму в размере 2 344 760 руб. 69 коп.
Суд первой инстанции признал уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в связи со следующим.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, руководствовались статьями 307, 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пришел к выводу о том, что к отношениям сторон подлежат применению положения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), при этом суд сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 (далее - Постановление N 603).
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодной воды, а также прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
В таком случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил N 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17, и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил N 354.
Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления Водоканалом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 N Ф07-6388/2017 по делу N А42-7455/2016, в рамках которого рассмотрены аналогичные требования истца за предыдущий период.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что расчет требований по оплате услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным.
Ссылка суда первой инстанции на Постановление N 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила N 124 не привело к изменениям в Правилах N 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю).
В судебном заседании от 09.08.2017, представитель ответчика пояснил, что контррасчет задолженности, приложенный к отзыву на исковое заявление (т. 1, л.д. 93), произведен в соответствии с Правилами N 354, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.
Согласно расчету ответчика объем водоотведения в декабре 2016 года составил 194 452,686 м{\super 3 стоимостью 5 166 607 руб. 87 коп., которая в полном объеме была оплачена Обществом, что не оспаривается Водоканалом.
Таким образом, взыскиваемая сумма задолженности в размере 2 344 760 руб. 69 коп. приходится на объем водоотведения в отношении общедомовых нужд, при этом, поскольку в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, оснований для удовлетворения требований Водоканала не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины по иску учтено уменьшение истцом размера исковых требований вследствие частичного погашения суммы задолженности после принятия искового заявления к производству судом первой инстанции, а также положения статьи 110 АПК РФ
Государственная пошлина, оплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы, в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2017 по делу N А42-1030/2017 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении уточненных исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (место нахождения: 184500, Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34 ОГРН: 1065109002530) в пользу акционерного общества "Мончегорскводоканал" (место нахождения: 184500, Мурманская область, г. Мончегорск, Комсомольская набережная, д. 52/9, ОГРН: 1055100086645) 1843 руб. 84 коп. по оплате государственной пошлины по иску
Возвратить акционерному обществу "Мончегорскводоканал" из федерального бюджета 33 987 руб. 90 коп. уплаченной государственной пошлины.
Расходы по оплате государственной пошлины уточненному иску в размере 32 880 руб. 16 коп. оставить за акционерным обществом "Мончегорскводоканал".
Взыскать с акционерного общества "Мончегорскводоканал" (место нахождения: 184500, Мурманская область, г. Мончегорск, Комсомольская набережная, д. 52/9, ОГРН: 1055100086645) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (место нахождения: 184500, Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34 ОГРН: 1065109002530) 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
Судьи
И.В.СОТОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)