Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-9808/2017

Требование: О выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор ссылался на отсутствие вины гражданина в несвоевременном получении справки об инвалидности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N 33-9808/2017


Судья Цыдаева В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил в интересах К.В.В. к муниципальному казенному учреждению "Служба правовых отношений" о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика С. (доверенность от <...> N <...> на срок до <...>) на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 29.11.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя процессуального истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Киприяновой Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах К.В.В. к МКУ "Служба правовых отношений" (далее по тексту Учреждение), в котором, с учетом последующего отказа от части исковых требований, просил обязать ответчика начислить и выплатить К.В.В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь и декабрь 2015 г.
В обоснование требований прокурор указал, что К.В.В. является инвалидом <...>, имеет право на получение социальной льготы в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, с 18.11.2013 состоит в базе данных отдела по монетизации льгот на услуги ЖКХ Учреждения. 31.10.2015 К.В.В. была прекращена выплата компенсации в связи с истечением срока инвалидности, подтвержденной справкой МСЭ от 29.10.2014. Справкой МСЭ от 21.12.2015 К.В.В. установлена инвалидность на срок до 01.01.2017, при этом признана уважительной причина пропуска срока переосвидетельствования и установлена инвалидность на период с 01.11.2015 по 20.12.2015. Справку МСЭ от 21.12.2015 К.В.В. получил несвоевременно, из-за чего обратился в Учреждение с заявлением о назначении ему компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг только 21.01.2016. Отсутствие вины истца в несвоевременном получении справки МСЭ является, по мнению прокурора, основанием для признания за К.В.В. права на получение спорной компенсации не со дня обращения с заявлением в Учреждение, а с даты юридического подтверждения права на компенсацию - с 01.11.2015.
Представители ответчика с иском не согласились, указали, что 31.10.2015 выплата спорной компенсации К.В.В. была правомерно прекращена в связи с истечением срока, на который ему устанавливалась инвалидность, оснований продолжать выплату компенсации после 31.10.2015 у Учреждения не имелось, поскольку ее назначение носит заявительный характер, а с соответствующим заявлением К.В.В. обратился только 21.01.2016, в связи с чем решением Учреждения выплата компенсации ему назначена с 01.01.2016 (с первого числа месяца обращения).
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району поддержал правовую позицию ответчика, полагал, что основания для удовлетворения иска прокурора отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 29.11.2016 исковые требования прокурора удовлетворены, на Учреждение возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу начислить и выплатить К.В.В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь и декабрь 2015 г.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 20.01.2017 с Учреждения в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика С. просит отменить решение суда от 29.11.2016 и принять новое решение об отказе в иске прокурора, настаивая на неправильном применении судом при разрешении спора норм материального права. Полагает, что поскольку получение социальной льготы в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг является правом инвалида и носит заявительный характер, у Учреждения не имелось оснований для выплаты истцу спорной компенсации в период после прекращения ее выплаты в связи с истечением срока инвалидности и до момента обращения истца с соответствующим заявлением и справкой МСЭ об установлении инвалидности на новый срок.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил просит оставить решение суда без изменения.
В заседание судебной коллегии не явился истец К.В.В., представители ответчика и третьего лица. Указанные лица извещены о месте и времени апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-9808/2017 от 18.05.2017). От Учреждения до начала судебного заседания на электронную почту Свердловского областного суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения процессуального истца (прокурора), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела (учетное дело истца - л. д. 74 - 96), К.В.В. является инвалидом <...>, впервые инвалидность была установлена 21.10.2013 на срок до 01.11.2014, впоследствии по результатам переосвидетельствования инвалидность установлена на срок с 01.11.2014 до 01.11.2015.
Учреждение осуществляет функции по начислению и выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории г. Нижний Тагил, имеющим льготы в соответствии с федеральным и областным законодательством.
На основании заявления К.В.В. решением Учреждения от 18.11.2013 ему на период с 18.11.2013 по 31.10.2014 была назначена и выплачивалась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплата компенсации прекращена с 01.11.2014 в связи с истечением срока инвалидности.
14.11.2014 К.В.В. обратился в Учреждение с заявлением о продлении выплаты указанной компенсации, решением Учреждения ему назначена выплата компенсации на период с 01.11.2014 по 31.10.2015, с 01.11.2015 выплата компенсации прекращена в связи с истечением срока инвалидности.
21.01.2016 К.В.В. обратился в Учреждение с заявлением о продлении выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив справку серии МСЭ-2014 N <...> от 21.12.2015 об установлении ему <...> инвалидности на срок до 01.01.2017. В данной справке содержится указание на то, что причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с 01.11.2015 по 20.12.2015 признана уважительной и инвалидность на указанный период установлена.
На основании заявления К.В.В. от 21.01.2016 и представленной им справки МСЭ решением Учреждения ему назначена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Удовлетворяя иск прокурора и возлагая на ответчика обязанность начислить и выплатить К.В.В. спорную компенсацию за ноябрь и декабрь 2015 г., суд исходил из того, что право на получение социальной льготы в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг связано со статусом инвалида, и поскольку инвалидность К.В.В. на период с 01.11.2015 по 31.12.2015 подтверждена надлежащим образом, суд пришел к выводу, что право истца на получение указанной социальной льготы в указанный период не прекращалось, а потому имеются основания для возложения на Учреждение обязанности по начислению и выплате истцу компенсации за спорный период.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда неверным и основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Статьей 28.2 названного Федерального закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названного Федерального закона постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП утвержден "Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (далее по тексту Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно п. 6 Порядка назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности, содержащей, в частности, сведения о праве заявителя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Для инвалидов - это справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (п. 9 Порядка).
Компенсация расходов назначается с месяца обращения в уполномоченный орган по месту жительства (пребывания), но не ранее возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 15 Порядка).
Пунктом 28 Порядка предусмотрены основания прекращения выплаты компенсации расходов, одним из них является утрата гражданином права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Прекращение выплаты компенсации расходов осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений предоставление инвалидам меры социальной поддержки в виде назначения и выплаты расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер, утрата инвалидом своего статуса (в частности, истечение срока инвалидности) является основанием для прекращения выплаты ему такой компенсации. Возможность приостановления выплаты спорной компенсации на время переосвидетельствования инвалида в органах МСЭ не предусмотрена ни Порядком, ни утвержденным приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.06.2012 N 610 Административным регламентом по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области государственной услуги по предоставлению отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения коммунальных услуг в Свердловской области.
На основании заявления К.В.В. и предоставленной им справки МСЭ-2012 N <...> об установлении инвалидности на срок до 01.11.2015 решением Учреждения истцу была назначена выплата спорной компенсации на период с 01.11.2014 по 31.10.2015. Истечение срока, на который была установлена инвалидность истцу на основании указанной справки, свидетельствует об утрате им права на получение спорной компенсации, а потому решение Учреждения о прекращении ее выплаты с 01.11.2015 является правомерным и не противоречащим приведенным выше нормативным положениям.
После прекращения выплаты истцу спорной компенсации она могла быть назначена вновь в установленном законом порядке - на основании заявления истца и документа, подтверждающего статус инвалида (справки МСЭ). С таким заявлением и справкой МСЭ-2014 N <...> от 21.12.2015, подтверждающей установление ему инвалидности на срок до 01.01.2017, К.В.В. обратился в Учреждение только 21.01.2016, в связи с чем в соответствии с п. 15 Порядка выплата спорной компенсации назначена ему решением Учреждения с 01.01.2016.
Наличие у К.В.В. в спорный период (ноябрь, декабрь 2015 г.) статуса инвалида не является, вопреки ошибочному выводу суда, основанием для возложения на Учреждение обязанности начислить и выплатить К.В.В. спорную компенсацию за указанный период, поскольку хотя право на получение компенсации и обусловлено наличием у лица статуса инвалида, но реализация этого права зависит от волеизъявления самого инвалида и носит заявительный характер.
Прекращение выплаты К.В.В. спорной компенсации с 01.11.2015 являлось правомерным, инвалидность на период с 01.11.2015 по 20.12.2015 установлена К.В.В. только 21.12.2015, при этом Учреждение до 21.01.2016 (до момента обращения истца с соответствующим заявлением) не обладало информацией об установлении К.В.В. инвалидности за указанный период.
Причины несвоевременного прохождения истцом процедуры переосвидетельствования в МСЭ и позднего обращения в Учреждение с заявлением о назначении выплаты спорной компенсации правового значения для разрешения спора, вопреки утверждению прокурора, не имеют. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что доводы прокурора и самого К.В.В. о невозможности обращения в Учреждение ранее 21.01.2016 по причине несвоевременного получения справки МСЭ опровергаются представленным в материалы дела ответом руководителя Бюро N 36 ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области Минтруда России", из которого следует, что справка МСЭ-2014 N <...> была выдана К.В.В. в день освидетельствования - 21.12.2015.
Удовлетворение настоящего иска могло быть возможным при установлении в ходе рассмотрения дела виновного бездействия Учреждения, повлекшего невозможность для истца реализации предоставленного ему законом права на получение спорной компенсации. Однако в материалах дела отсутствуют и стороной истца не представлены доказательства того, что невозможность реализации истцом права на получение спорной компенсации в период ноябрь - декабрь 2015 г. связана с виновными действиями (бездействием) ответчика.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного прокурором в интересах К.В.В. иска, в связи с чем обжалуемое решение суда как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Подлежит отмене и постановленное Ленинским районным судом г. Нижний Тагил в рамках настоящего дела дополнительное решение от 20.01.2017 о взыскании с Учреждения в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300 руб., учитывая, что в силу ст. 201 Гражданского процессуального кодекса РФ дополнительное решение является частью основного решения, имеет целью восполнение неполноты решения суда и устранение допущенных при его вынесении недостатков и недочетов. Поскольку в удовлетворении иска прокурора надлежит отказать, оснований для взыскания с Учреждения государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 29.11.2016 и дополнительное решение того же суда от 20.01.2017 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах К.В.В. к муниципальному казенному учреждению "Служба правовых отношений" о возложении обязанности начислить и выплатить К.В.В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь и декабрь 2015 г. - отказать.
Председательствующий
О.Г.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
К.А.ФЕДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)