Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.09.2017 N 33-28741/2017

Требование: О признании недействительным распоряжения, обязании восстановить разрушенные конструкции дома.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал, что является застройщиком многоквартирного жилого дома, уполномоченным органом выдано распоряжение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, истец считает, что данное распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства и является недействительным, поскольку только собственник обладает правом на переустройство или перепланировку жилого помещения, но ответчик-2, занимающий квартиру, не является собственником данного жилого помещения, кроме того, производимые изменения в квартире подтверждают факт реконструкции, а не перепланировки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. N 33-28741


Судья: Кудрявцева М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего судьи Грибова Д.В.
Судей Катковой Г.В., Суменковой И.С.
При секретаре С.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе ЖСК "**"
На решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 июня 2016 года,
Которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ЖСК "**" к Государственной жилищной инспекции города Москва, П.А.И. о признании недействительным распоряжения, обязании восстановить разрушенные конструкции дома - отказать.
установила:

ЖСК "**" обратился в суд с иском к Государственной жилищной инспекции города Москвы, П.А.И. о признании недействительным распоряжения, обязании восстановить разрушенные конструкции дома.
В обоснование заявленных требований указал, что ЖСК "**" является застройщиком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **. ** года Мосжилинспекцией выдано распоряжение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения: квартиры N **, расположенной в данном доме. Истец считает, что данное распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства и является недействительным, поскольку П.А.И., занимающая указанную квартиру, не является собственником данного жилого помещения, между тем, только собственник обладает правом на переустройство или перепланировку жилого помещения. Кроме того, производимые П.А.И. изменения в квартире подтверждают факт реконструкции, а не перепланировки и переустройства. В связи с чем истец просил признать распоряжение от ** года недействительным и обязать П.А.И. восстановить разрушенные конструкции дома.
Представители истца в судебное заседание явились, требования поддержали.
Представитель ответчика государственной жилищной инспекции города Москвы в суд явился, иск не признал.
Представитель ответчика П.А.И. в суд явился, иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе и дополнениям к ней ЖСК "**".
В судебное заседание не явились представитель Государственной жилищной инспекции города Москвы, П.А.И., извещались надлежащим образом. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителей ЖСК "**" по доверенностям Ш.Ю.В., Б.А.Л., Б.С.В., представителя П.А.И. по доверенности и ордеру адвоката Ш.А.М., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы с дополнениями, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу абз. 1 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. п., 4.2., 4.2.1. Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, Мосжилинспекция на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
4) представления документов в ненадлежащий орган;
5) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", установлена обязанность владельцев всех помещений в жилых домах, соблюдать порядок оформления и проведения работ по переустройству и перепланировке.
Пунктом 2.10 приложения 2 к данному постановлению предусмотрено, что при обращении за получением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме заявитель (в том числе уполномоченное лицо) представляет:
2.10.1. Заявление о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (приложение 1 к настоящему регламенту) на бумажном носителе либо в электронном виде.
6) Копии правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме и жилом доме (при предъявлении подлинника) либо копии, заверенные нотариально.
7) Технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (для нежилого помещения - поэтажный план с экспликацией, выписка из технического паспорта на здание (строение) (форма 1а), справка органа технического учета о состоянии здания/помещения (форма 5).
2.10.4. Согласие в письменной форме собственников или всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма) (для нежилых помещений - согласие собственника помещения или уполномоченного им лица).
2.10.5. Подготовленный и оформленный в соответствии с установленными Правительством Москвы требованиями проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, разработанный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
Пунктом 2.11.2 приложения 2 к данному постановлению разъяснено, что правоустанавливающие документы это:
если объект построен по договору участия в долевом строительстве:
- - копия договора на участие в долевом строительстве (в договоре должно быть согласие застройщика на перепланировку помещения) (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально;
1) копия договора об уступке прав (если была уступка прав по договору) (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально;
2) копия акта приема-передачи недвижимости (при предъявлении подлинника) либо копия, заверенная нотариально;
3) справка от застройщика о том, что участником долевого строительства полностью выполнены обязательства по договору (если актом приема-передачи недвижимости выполнение данных обязательств не предусмотрено);
4) копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- Судом первой инстанции установлено, что ** года П.А.И. подала в Государственную жилищную инспекцию города Москвы пакет документов на согласование переустройства и (или) перепланировки вышеуказанного жилого помещения, содержащий, в том числе: согласие инвестора, в соответствии с предварительным договором купли-продажи, заключенного между ООО "**" (покупатель) и АО "**"; информационное письмо из АО "**" об отсутствии финансовых претензий по исполнению к покупателю - ООО "**" согласно предварительному договору купли-продажи, согласие продавца ООО "**", в соответствии с предварительным договором купли-продажи, заключенным между ООО "**" и П.А.И.; информационное письмо ООО "**" (продавца квартиры П.А.И.) об отсутствии финансовых претензий по исполнению договора П.А.И. и согласованию проведения ремонтно-строительных работ, указанных в Распоряжении Мосжилинспекции; копию предварительного договора купли-продажи, заключенного между "**" и П.А.И.
Также П.А.И. представлена проектная документация, согласованная Государственным автономным учреждением города Москвы "Московская государственная экспертиза" от ** года, а также ГУП "**".
На основании представленных П.А.И. документов ** года Государственной жилищной инспекцией города Москвы было выдано распоряжение за N ** о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме, расположенном по адресу: **, в соответствии с представленным проектом для реализации следующих мероприятий: **.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что П.А.И. при обращении в Государственную жилищную инспекцию города Москвы за получением решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме был подан полный комплект необходимых документов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции не нашел оснований для признания распоряжения Мосжилинспекции от ** года за N ** недействительным.
Доводы истца о том, что производимые П.А.И. изменения в квартире подтверждают факт реконструкции, а не перепланировки и переустройства, суд признал несостоятельными, поскольку как уже было установлено судом данным распоряжением согласовано переустройство и перепланировка жилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме. Доказательств того, что указанные в распоряжении работы не являются перепланировкой и переустройством, суду не представлено.
Также суд обоснованно не удовлетворил требования истца об обязании П.А.В. восстановить разрушенные конструкции дома, поскольку данные требования производны от основных требований о признании недействительным распоряжения.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, в также на иное толкование норм материального и процессуального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Довод апелляционной жалобы ЖСК "**" о том, что ответчиком не получено разрешение истца, как застройщика, на перепланировку жилого помещения, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку противоречит материалам дела и нормам материального права.
Как обоснованно указано судом, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 26 ЖК РФ, а также п. 2.10 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве, при подаче документов для получения разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения представляется справка от застройщика о том, что участником долевого строительства полностью выполнены обязательства по договору (если актом приема-передачи недвижимости выполнение данных обязательств не предусмотрено). Такая справка ответчиком была предоставлена. Иного согласия от застройщика не требуется. Доказательств того, что у истца имеются финансовые претензии к П.А.И., не представлено.
Довод жалобы о том, что ответчиком П.А.И. произведены работы по реконструкции помещения, по разрушению поэтажного фасадного монолитного пояса, что ослабит работу всей наземной части здания в целом, также не может быть принят во внимание, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства в подтверждение своих доводов.
П.А.И. для получения разрешения на перепланировку и переустройства жилого помещения представлены в Мосжилинспекцию Проект переустройства, Техническое заключение, которые истцом в надлежащем порядке не оспорены. Ходатайств о назначении строительной экспертизы ЖСК "**" в суде первой инстанции не заявлял.
Оснований для удовлетворения ходатайства о назначении строительной экспертизы, поданного в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств в обоснование заявления истец не представил.
Кроме того, из поставленных на разрешение экспертов вопросов следует, что истец оспаривает фактически произведенные ответчицей работы, указывая на их несоответствие оспариваемому Распоряжению Мосжилинспекции. Однако, такие требования истцом в суде первой инстанции не заявлялись и не рассматривались.
Доводы жалобы и дополнений к жалобе о том, что судом не решен вопрос по перепланировке и присоединению к квартире пожарных проходов, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены решения, поскольку в Распоряжении Мосжилинспекции за N ** от ** года данный вопрос не нашел отражения, решение по нему не выносилось. Судом данные требования не рассматривались.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам жалобы и дополнений к жалобе не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Мещанского районного суда гор. Москвы от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к жалобе ЖСК "**" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)