Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 20АП-5295/2017 ПО ДЕЛУ N А54-308/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. по делу N А54-308/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., при участии представителя истца - муниципального предприятия "Новомичуринское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ОГРН 1026200622810, ИНН 6211004735) - Драчика В.П. (доверенность от 04.09.2017 N 2620), в отсутствие ответчика - публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (Ставропольский край, Изобильненский район, п. Солнечнодольск, ОГРН 1052600002180, ИНН 2607018122) в лице филиала публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Рязанская ГРЭС (Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск) и третьих лиц: администрации муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ОГРН 1066214000192, ИНН 6211005915), общества с ограниченной ответственностью "ТехЭнерго" (Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ОГРН 1136214000042, ИНН 6211007831), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Новомичуринское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.07.2017 по делу N А54-308/2017,
установил:

следующее.
Муниципальное предприятие "Новомичуринское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к публичному акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в лице филиала публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - Рязанская ГРЭС (далее - общество) о понуждении к проведению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергоэффективности в многоквартирных домах города Новомичуринска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "ТехЭнерго".
Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования и просил суд понудить ответчика к финансированию мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности в многоквартирных домах (далее - МКД) г. Новомичуринска (установка индивидуальных тепловых пунктов в МКД), проводимых предприятием с привлечением ООО "ТехЭнерго", в сумме 12 343 684 руб. 37 коп., полученной ответчиком в результате применения повышающего коэффициента к МКД, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.07.2017 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно получало плату за поставленную тепловую энергию с учетом повышающего коэффициента к нормативу, а предприятие не обосновало обязанность общества по финансированию мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности в находящихся в управлении истца МКД.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприятие полагает, что принимая решение, суд первой инстанции не учел того, что денежные средства, полученные в связи с применением повышающего коэффициента, могут быть направлены только на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности.
Ответчик просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.10.2012 между ответчиком (ресурсоснабжающая организация) и предприятием (исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N ОГК-07/12-000272/291Р4-1112 в редакции протокола согласования разногласий (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения коммунальные ресурсы (тепловая энергия, горячая вода) на многоквартирные жилые дома г. Новомичуринска, а исполнитель обязуется принимать, своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления. Поставка коммунальных ресурсов по договору ресурсоснабжения осуществляется с 01.07.2002 (пункты 1.1 договора).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 договора расчетный период - один календарный месяц. Потребленное (принятое) исполнителем количество тепловой энергии и горячей воды за расчетный период определяется по общедомовым приборам учета, а при их отсутствии по нормативам потребления населением г. Новомичуринска тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Пунктом 4.1.1 договора установлена обязанность ресурсоснабжающей организации поставлять исполнителю тепловую энергию и горячую воду через присоединенную сеть в соответствии с установленными настоящим договором величинами отпуска тепловой энергии и горячей воды, указанными в приложении N 1 к настоящему договору.
Согласно пункту 4.3.1 договора исполнитель обязуется принимать от ресурсоснабжающей организации и оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с положениями договора и действующего законодательства.
Согласно пункту 6.1 договора, объемы тепловой энергии и горячей воды, поставляемые по настоящему договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяются на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки тепловой энергии и горячей воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета. Ежемесячно, представители сторон производят снятие показаний коллективного (общедомового) прибора учета и в срок до 25 числа расчетного месяца исполнитель предоставляет их ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 7.1 договора оплата за поставленную тепловую энергию и горячую воду производится денежными средствами по тарифам, устанавливаемым в соответствии с действующим законодательством. При изменении тарифов, которые публикуются в средствах массовой информации, ресурсоснабжающая организация не должна уведомлять исполнителя об этом, при этом расчеты производятся по тарифам с даты их начала действия.
За период с октября 2015 года по апрель 2016 года истцом с учетом повышающего коэффициента перечислено ответчику 12 343 684 руб. 37 коп.
Полагая, что у ответчика имеется обязанность произвести финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности в многоквартирных жилых домах за счет полученных денежных средств, истец направил ответчику претензию от 14.12.2016 N 8455 с предложением провести указанные мероприятия.
Поскольку ответчик отказал в удовлетворении претензии, сославшись на отсутствие в законе обязанности ресурсоснабжающей организации по проведению указанных мероприятий, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положений части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Судом установлено, что в спорный период многоквартирные дома, в отношении которых произведено начисление с учетом повышающего коэффициента, не были оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, именно 1 июля 2012 года является той датой, с наступлением которой многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а расчеты осуществляться, исходя из их показаний.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно подпункту у(1) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Правилами N 354 определено, что исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
С учетом условий договора ресурсоснабжения от 25.10.2012 N ОГК-07/12-000272/291Р4-1112 истец является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги (поставку тепловой энергии) в многоквартирные дома.
Норматив потребления коммунальной услуги определяется Правилами N 354, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 354, пункт 2 Правил N 306).
Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний сведений, зафиксированных в порядке пункта 38 данных правил (в частности, показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов.
Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306).
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление N 344) в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 от 18.11.2013, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с пунктом 6.2 Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет - право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дает разъяснения по применению указанных Правил.
В разъяснениях о применении подпункта у(1) пункта 31 Правил N 354, содержащихся в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 7288-АЧ/04 от 18.03.2015, N 28474-ЛГ/04 от 04.09.2015 и N 29445-ЛГ/04 от 11.09.2015 Минстроем России учтены различия в правовом положении управляющей организации (исполнителя) и ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с разъяснениями Минстроя России, применение подпункта у(1) пункта 31 Правил N 354 возможно только в том случае, когда возникает разница при расчете размера платы с применением повышающих коэффициентов, а именно: только при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, поскольку именно в этом случае объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива". Соответственно, в этом случае у исполнителя образуется разница между начисленной им собственникам жилых помещений платы и суммой оплаты коммунального ресурса, причитающейся ресурсоснабжающей организации. В этом случае денежные средства в соответствии с подпунктом у(1) пункта 31 Правил N 354 должны быть направлены на энергосберегающие мероприятия многоквартирного дома.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей повышенных нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Как установлено судом, ответчик не является исполнителем коммунальной услуги.
Вместе с тем, поскольку в данном случае общедомовые приборы учета в многоквартирных домах отсутствовали, предприятие и, соответственно, потребители оплачивали тепловую энергию и теплоноситель с применением повышающего коэффициента в силу исполнения вытекающего из закона обязательства по оплате объема потребленного ресурса (коммунальной услуги), поэтому разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов не возникло, в связи с чем обязанность по исполнению требований подпункта у(1) пункта 31 Правил N 354 отсутствует (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2017 по делу N А68-7126/2016).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящем деле ресурсоснабжающая организация правомерно получала плату за поставленную тепловую энергию с учетом повышающего коэффициента.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, в том числе о целевом характере полученных ответчиком денежных средств, подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.07.2017 по делу N А54-308/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Т.В.БЫЧКОВА
Н.В.ЕГУРАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)