Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 20АП-3241/2017 ПО ДЕЛУ N А09-16789/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А09-16789/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Родькина Эдуарда Алексеевича (г. Брянск, ОГРНИП 304323322300109, ИНН 323300760256) - Домашневой Я.А. (доверенность от 10.01.2017), в отсутствие представителей Управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202748964, ИНН 3201003920), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2017 по делу N А09-16789/2016 (судья Пулькис Т.М.),
установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Родькин Эдуард Алексеевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее по тексту - ответчик, управление) от 06.10.2016 N 28/8688 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева (поз. 1 и поз. 2) в Советском районе г. Брянска" в СО "Восход", СТ "Восход", уч. 91, уч. 92, уч. 93, уч. 94, уч. 96, уч. 98 (с учетом принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление по строительству и развитию территории города Брянска просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Родькин Э.А. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Родькин Э.А. 29.09.2016 обратился в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением на выдачу разрешения на строительство объекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева (поз. 1 и поз. 2) в Советском районе г. Брянска" на земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:0031123:100, 32:28:0031123:102, 32:28:0031123:98, 32:28:0031123:211, 32:28:0031123:97, 32:28:0031123:95, 32:28:0031123:96, 32:28:0000000:5308.
Решением от 06.10.2016 N 28/8688 управление отказало предпринимателю в выдаче заявителю разрешения на строительство, мотивировав свой отказ отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0031123:102, 32:28:0031123:100, 32:28:0031123:97 с видом разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, несоответствием документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 26.06.2014 N RU32301000-0300000000003833 в части расположения многоквартирных жилых домов и размещения парковок на земельных участках, располагающихся полностью или частично в памятнике природы и зоне ограниченной эксплуатации памятника природы Нижний Судок (согласно письму Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 25.07.2016 N 2636-ДПРи).
Кроме того, управление в спорном решении указало, что в представленной заявителем документации проект генплана благоустройства и проект цветового решения фасада проектируемых зданий не согласованы с ним.
Полагая, что отказ Управления по строительству и развитию территории города Брянска не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Родькина Э.А., индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Порядок и основания оформления, сроки выдачи и основания отказа в выдаче разрешения на проведение строительных работ регулируются статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В частях 7 и 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева (поз. 1 и поз. 2) в Советском районе г. Брянска" в СО "Восход", СТ "Восход", уч. 91, уч. 92, уч. 93, уч. 94, уч. 96, уч. 98 послужил вывод управления о несоответствии документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 26.06.2014 N RU32301000-0300000000003833 в части расположения многоквартирных жилых домов и размещения парковок на земельных участках, располагающихся полностью или частично в памятнике природы и зоне ограниченной эксплуатации памятника природы Нижний Судок.
Признавая ошибочной данную позицию управления, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительный план земельного участка от 26.06.2014 N RU32301000-0300000000003833 надлежащим образом и в соответствии с законом отображает территориальные зоны, разрешенные виды использования земельных участков, размещение многоэтажных многоквартирных жилых домов, а проектная документация ИП Родькина Э.А. в отношении спорного объекта строительства полностью ему соответствует. Также суд первой инстанции указал, что управлением и департаментом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что спорные земельные участки расположены в зоне особо охраняемых природных территорий. Делая такой вывод, суд первой инстанции посчитал, что из представленной департаментом схемы указанная информация с достоверностью не усматривается.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Правоотношения в области природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения составляют предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2, подпунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы составляют одну из категорий особо охраняемых природных территорий.
Статьей 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Исходя из положений статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 NN 33-ФЗ на территории памятника природы, равно как и в границах его охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Брянской областной Думой 08.09.1994 издано постановление N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения".
Памятники природы Овраги Верхний и Нижний Судки (Брянские балки) представляют собой уникальный природный ландшафт, являются ландшафтно-рекреационной территорией, природной основой центра города Брянска и формируют систему открытого пространства Советского района города Брянска. Брянские балки представляют ценность с разных точек зрения: ландшафтной, водной, ботанической, экологической, научной, историко-культурной и по статусу отнесены к высшей форме комплексного памятника природы - ландшафтному.
Пунктом 3 указанного постановления утвержден паспорт памятника природы Брянские балки. В этом паспорте приведено описание границ памятников природы и их охранной зоны.
В указанном паспорте для памятников природы установлен режим охраны. В частности, на территории памятников природы запрещены отводы земель под все виды нового строительства, в охранной зоне запрещается строительство новых сооружений, в том числе гаражей.
Согласно генеральному плану города Брянска, утвержденному решением областной администрации от 25.04.1994 N 31, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях.
В разделе III паспорта памятников природы, утвержденного постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77), закреплена площадь, занимаемая памятниками природы (раздельно):
- согласно абзацу первому данного раздела паспорта площадь, занимаемая памятниками природы, - 197,75 га (Нижний Судок - 103,23 га, Верхний Судок - 94,52 га);
- согласно абзацу второму указанного раздела паспорта охранная зона - 113,6 га (Нижний Судок - 53,35 га, Верхний Судок - 60,25 га);
- согласно абзацу третьему этого же раздела паспорта зона ограниченной эксплуатации - 17,84 га (Нижний Судок - 4,07 га, Верхний Судок - 13,77 га).
В разделе IV вышеназванного паспорта памятников природы закреплен режим охраны, установленный для памятников природы и их охранных зон: в части 1 данного раздела паспорта - для территории памятников природы, в части 2 указанного раздела паспорта - для территории охранной зоны памятников природы, в части 3 этого же раздела паспорта - для территории зоны ограниченной эксплуатации.
Согласно части 2 раздела IV этого же паспорта памятников природы на территории охранной зоны запрещены: отвод земель под все виды строительства (исключая достройку, реконструкцию, капитальный ремонт жилых помещений и хозяйственных построек в пределах частных домовладений) (пункт 2.1); рубка зеленых насаждений, кроме санитарных и находящихся в пределах частных землевладений плодово-ягодных культур (пункт 2.2); уничтожение и повреждение растительного покрова за пределами территории частных землевладений (пункт 2.3); заготовка сока, нанесение иных повреждений древесным насаждениям за пределами частных землевладений (пункт 2.4); организация несанкционированных свалок и вынос мусора не на специально отведенные для этого места (пункт 2.5); ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков (2.6).
Согласно пункту 3.1 части 3 раздела IV этого же паспорта памятников природы на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся в пределах охранной зоны памятников природы, допускается хозяйственная деятельность, включая новое строительство, при соблюдении следующих условий: обязательное проведение процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему Брянских балок (ОВОС) с участием представителей органа государственной власти Брянской области, принявшего решение о создании памятника природы, специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды с учетом социальной значимости данной хозяйственной деятельности (подпункт 3.1.1); наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту намечаемой хозяйственной деятельности (подпункт 3.1.2); обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств работ по благоустройству участка прилегающей природоохранной территории (включая склон и дно балки) в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (подпункт 3.1.3). При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий органом государственной власти Брянской области, принявшим решение об организации памятников природы, принимаются меры по запрещению данной хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 3.2 части 3 раздела IV паспорта памятников природы, утвержденного постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77), на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся за пределами охранной зоны памятников природы, запрещается любая хозяйственная деятельность, включая новое строительство, без соблюдения строгих природоохранных и противоэрозионных мер.
Как следует из материалов дела, ИП Родькин Э.А. 29.09.2016 обратился в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением на выдачу разрешения на строительство объекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева (поз. 1 и поз. 2) в Советском районе г. Брянска" на земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:0031123:100, 32:28:0031123:102, 32:28:0031123:98, 32:28:0031123:211, 32:28:0031123:97, 32:28:0031123:95, 32:28:0031123:96, 32:28:0000000:5308.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами: 32:28:0031123:95 и 32:28:0031123:96 расположены в зоне ограниченной эксплуатации в пределах охранной зоны памятника природы Нижний Судок.
Однако индивидуальным предпринимателем в нарушение требований пункта 3.1 части 3 раздела IV паспорта памятников не получено положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту намечаемой хозяйственной деятельности.
Также судебной коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0031123:211 частично расположен в границах памятника природы Нижний Судок, а частично - в зоне ограниченной эксплуатации.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что согласно схеме планировочной организации земельного участка проектной документации на объект "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева в Советском районе г. Брянска (поз. 1 и 2), на указанном земельном участки располагаются парковки, что предполагает повреждение и (или) уничтожение растительного покрова, а следовательно, утрату целостности памятника природы.
Земельные же участки 32:28:0031123:97, 32:28:0031123:98, 32:28:0031123:100, 32:28:0031123:102, 32:28:0000000:5308 расположены в границах памятника природы Нижний Судок.
Факт нахождения спорных земельных участков в упомянутых зонах подтвержден представленной в материалы дела выкипировкой из плана границ оврагов Верхний и Нижний Судки (т. 1, л.д. 58), а также Планом границ охранной зоны памятников природы областного значения "Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске", инвентарный номер N 810 экз. N 6, составленным ГПИ "Брянскгипроводхоз", 1999 г., который был представлен Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области на обозрение суду апелляционной инстанции по предложению суда.
Данное обстоятельство также подтверждено информацией Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, изложенной в письме от 25.07.2016 N 2636-ДПР, которая основана на постановлении Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77).
Каких-либо доказательств, опровергающих факт нахождения данных земельных участков не в указанных зонах, в материалах дела не имеется.
С учетом вышеуказанных обстоятельств судебная коллегия считает не имеющий правового значения факт нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0031123:98, 32:28:0031123:211, 32:28:0031123:95, 32:28:0031123:96, 32:28:0000000:5308 в зоне Ж-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования "город Брянск", утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, на что ссылается суд первой инстанции в обоснование своей позиции в отношении данных земельных участков.
Более того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что в градостроительном плане земельного участка от 26.06.2014 N RU32301000-0300000000003833 отражено, что земельный участок попадает в зону природы "Нижний Судок", а также предписано до начала проектирования необходимо получить согласование в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области.
Доказательств же такого согласования материалы дела не содержат.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания для признания незаконным решения Управления по строительству и развитию территории города от 06.10.2016 N 28/8688 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома на пересечении ул. Крахмалева и ул. Костычева (поз. 1 и поз. 2) в Советском районе г. Брянска" в СО "Восход", СТ "Восход", уч. 91, уч. 92, уч. 93, уч. 94, уч. 96, уч. 98.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требования ИП Родькину Э.А. следует отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2017 по делу N А09-16789/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Родькину Эдуарду Алексеевичу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
Е.В.РЫЖОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)