Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2017 N Ф04-4590/2017 ПО ДЕЛУ N А75-16338/2016

Требование: О взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах и пени.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Фонд сослался на неисполнение обществом обязанности по оплате взноса за рассматриваемый период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А75-16338/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герценштейн О.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение от 23.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Агеев А.Х.) и постановление от 15.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудрина Е.Н., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) по делу N А75-16338/2016 по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 29, ИНН 8601999247, ОГРН 1138600001693) к обществу с ограниченной ответственностью "Рентамолл" (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, ул. Нефтяников, д. 6, ИНН 8604058174, ОГРН 1147746901290) о взыскании 1 784 628 руб. 65 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 7", открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 6".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Рентамолл" - Тринчук В.М. по доверенности от 16.01.2017 N 2.
Суд

установил:

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Югорский фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рентамолл" (далее - ООО "Рентамолл", общество, ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах в размере 1 458 869 руб. 67 коп., 325 758 руб. 98 коп. - пени за просрочку исполнения обязательств.
Определением суда от 11.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" и открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" (далее - третьи лица).
Решением от 23.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Фонд обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и постановление, и, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение.
По мнению заявителя жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права, необоснованно использована информация, размещенная на сайте регионального оператора, которая носит технический и информационный характер, не учтено, что многоквартирные дома N 28 в мкр. 12 и N 67 в мкр. 13 г. Нефтеюганска изначально включены в окружную программу капитального ремонта многоквартирных домов, вывод судов о необходимости представления истцом доказательств включения нежилых помещений ответчика в программу капитального ремонта является ошибочным, так как согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2013 N 568-п "О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - постановление N 568-п) конкретная площадь помещений многоквартирного дома не имеет правового значения, при включении многоквартирного дома в программу капитального ремонта учитываются следующие критерии: адрес МКД, плановые годы проведения капитального ремонта, конструктивные элементы; судами необоснованно сделан вывод, что заявителем на момент рассмотрения спора не доказан факт возникновения у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт; также считает неправильным вывод судов о том, что региональным оператором обязанность по предоставлению плательщику расчетных платежных документов не исполнялась, так как региональным оператором во исполнение требований статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организована доставка документов по оплате взносов на капитальный ремонт через платежных агентов (ФГУП "Почта России") до адреса помещения многоквартирного дома, а не до адреса собственника, обращений от ответчика о направлении документов по юридическому адресу общества в Югорский фонд не поступало, кроме того, в материалы дела истцом представлена претензия с платежными документами, направленная в адрес ООО "Рентамолл" и уведомления о наличии задолженности, направленные по адресу нежилых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Рентамолл" с доводами заявителя не согласился, поскольку считает, что судами выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применен закон подлежащий применению. Считает ссылку Югорского фонда на судебную практику необоснованной, так как в указанных истцом делах содержатся иные обстоятельства. Указывает, что истцом не доказан факт предоставления надлежащим образом ответчику расчетно-платежных документов. Просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу, судебные акты считает законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждена постановлением N 568-п, которое опубликовано 25.12.2013.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 54-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного закона, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 01.09.2014.
Таким образом, обязанность вносить взносы на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах возникла с 01.09.2014.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2016 подтверждается, что собственником нежилого помещения N 73, площадью 1 952,1 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 13 мкр., д. 67, а также нежилого помещения N 114, площадью 2 531 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 12 мкр., д. 28, является ООО "Рентамолл".
В окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включены:
1) жилой дом расположенный по адресу: г. Нефтеюганск, 13 мкр., д. 67; согласно данным окружной программы общая площадь дома, включенного в программу капитального ремонта составляет 4 245 кв. м, площадь жилых помещений - 4 245 кв. м;
2) жилой дом, расположенный по г. Нефтеюганск, 12 мкр., д. 28; согласно данным окружной программы общая площадь дома, включенного в программу капитального ремонта составляет 6 642 кв. м, площадь жилых помещений - 6 642 кв. м.
Поскольку собственники данных многоквартирных домов не реализовали свое право выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов в порядке и сроки, определенные частями 3 и 5 статьи 170 ЖК РФ, постановлением администрации города Нефтеюганска от 29.07.2014 N 112-нп "О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от 09.07.2014 N 105-нп "Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Нефтеюганска" в отношении многоквартирных домов по указанным адресам принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Югорским фондом в соответствии с приказами Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2014 N 10-нп, от 08.12.2014 N 62-нп, устанавливающим минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, от 30.12.2015 N 58-нп об установлении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, произведен расчет ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов согласно приказам.
Ссылаясь на то, что за период с 01.09.2014 по 30.11.2016 за ООО "Рентамолл" числится задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в указанных многоквартирных домах, Югорский фонд письмом от 12.08.2016 обратился к обществу с требованием об оплате задолженности.
Неисполнение требований Югорского фонда послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт и неустойки за их несвоевременную оплату.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из недоказанности истцом включения площадей нежилых помещений ответчика в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов и возникновения у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Также пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Данная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (пункт 2 статьи 166 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанной нормы у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
Суды установили, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Нефтеюганск, 13 мкр., д. 67 и 12 мкр., д. 28, включены в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Нефтеюганска, а также в перечень домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает с 01.09.2014.
Вместе с тем, указывая на различный правовой режим нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, и иных, предназначенных для самостоятельного использования, суды не исследовали вопрос о том, входят ли нежилые помещения ответчика в состав многоквартирных домов и связаны ли они с ними технически.
Ответчик, указывая, что нежилые помещения N 114 и N 73, расположенные по адресам: г. Нефтеюганск, 12 мкр., д. 28 и 13 мкр., д. 67, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств того, что каждое из этих помещений является структурно обособленным объектом, не имеющим общих с другими помещениями многоквартирного дома инженерных сетей, оборудования, коммуникаций, обслуживающих более одного помещения в доме.
Суды не дали оценку письму открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 6" от 22.03.2017 N 289 о том, что часть помещения N 73 занимает первый этаж жилого дома N 67, 13 микрорайона, а часть выступает за территорию застроенного основного здания и частично имеет собственный фундамент, стены и крышу, имеет отдельный ввод холодного водоснабжения, электроснабжения, система отопления подключена от ввода в жилой дом, но до общедомового прибора учета, инженерные коммуникации, обслуживающие жилые квартиры, проходят по помещению транзитом.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку при принятии решения и постановления суды не исследовали все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам (статьи 71, 168, 170, 268, 271 АПК РФ), то указанные судебные акты подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, исследовать вопрос о том, составляют ли встроенно-пристроенные нежилые помещения, собственником которых является общество, общий имущественный комплекс либо не имеют признаков единства с примыкающими к ним многоквартирными домами, рассмотреть вопрос о возможности назначения по делу экспертизы, наличии/отсутствии у ответчика как собственника нежилых помещений в многоквартирном доме в силу закона обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также оснований для привлечения общества к ответственности в виде взыскания законной неустойки за просрочку оплаты обязательных платежей, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, с соблюдением положений статей 68, 71 АПК РФ, правильно распределить бремя доказывания, после чего принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, распределить государственную пошлину, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.05.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16338/2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ГЕРЦЕНШТЕЙН

Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Э.В.ТКАЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)