Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Душкиной Ю.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСН "Уютный" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.17, принятое судьей Зинуровой М.В., по делу N А41-46409/17 по исковому заявлению ТСН "Уютный" к ООО "Жостовская фабрика" об оспаривании положений договора,
при участии в заседании:
- от истца - председатель правления Коровников М.В. (протокол решения N 3-2016 от 16.05.2016), Стручков М.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2017;
- от ответчика - Митяев Д.Г., представитель по доверенности от 11.05.2017,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Уютный" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной недвижимостью "Жостовская фабрика" (далее также - ответчик) о признании положений пункта 4.1.1 договора на теплоснабжение не порождающими юридических фактов и не влекущих никаких последствий в силу своей ничтожности и признании в этой связи договора на теплоснабжение, заключенного на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ТСН "Уютный", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как указывает истец, ООО "Жостовская фабрика" (теплоснабжающая организация) на основании заключенного с ТСН "Уютный" (потребителем) договора теплоснабжения от 01.07.2015 оказывает услуги по подаче тепловой энергии в горячей воде для отопления многоквартирных домов.
По результатам проверки проведенной ГУМО "Государственная жилищной инспекцией Московской области" 31.10.2016 ТСН "Уютный" выдано предписание о снятии начисления за отопление мест общего пользования с собственников жилых помещений и проведении соответствующего перерасчета всем собственникам помещений многоквартирных домов до 30.01.2017.
В соответствии с актом проверки от 31.01.17 требования ГУМО "Государственная жилищной инспекцией Московской области", указанные в предписании от 31.10.2016, ТСН "Уютный" выполнено в полном объеме.
Причиной вынесения предписания явились незаконно выставленные ТСН "Уютный" счета за отопление поставщиком услуг - ООО "Жостовская фабрика", которые были распределены ТСН "Уютный" между собственниками жилых помещений согласно занимаемой площади и перечислены на счета поставщика услуг.
Товариществу выставлены счета за отопление нежилых помещений. По мнению истца, указанная коммунальная услуга не предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Положениями пункта 2 Правил N 354 определено, что "нежилое помещение в многоквартирном" доме - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Местами общего пользования в многоквартирном доме, являются помещения, предназначенные для общего использования жильцами, находящиеся в их общем долевом владении.
В статье 48 Правил указано, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Положениями пункта 1.2 договора на теплоснабжение установлено, что поставщик и потребитель при отпуске и потреблении энергии, а также при взаимных расчетах руководствуются настоящим договором, действующим законодательством, действующими Постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями Комитета по ценам и тарифам Московской области (распоряжение N 73-Р), нормативно-правовыми документами, имеющими силу для обеих сторон.
Согласно пункту 4.1.1 договора объем тепловой энергии определяется исходя из суммы площадей и норматива потребления по формулам Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по тарифу, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В исковом заявлении истец указал, что фактически поставщик тепла, ссылаясь на данное положение, выставляет собственникам счета за оплату лестничных пролетов и общих коридоров отдельным платежом.
Ссылаясь на положения пункта 4.1.1 договора, ООО "Жостовская фабрика" заявляет о законности выставления собственникам счетов за отопление нежилых помещений (МОП), в силу того обстоятельства, что собственники жилых помещений должны оплачивать услуги по отоплению всех мест в домах, где расположены радиаторы отопления.
Учитывая результаты проверки ГУМО "Государственная жилищная инспекция Московской области" товарищество "Уютный" обратилось к поставщику услуг с требованием N 70-1 от 29.11.2016 о произведении перерасчета.
Ссылаясь на положение договора пункта 4.1.1 договора поставки тепловой энергии, поставщик энергии от проведения перерасчета отказался.
По мнению истца, положения пункта 4.1.1 договора на теплоснабжение противоречат Правилам, следовательно, на основании статьи 168 ГК РФ, они являются ничтожными и не порождают юридических фактов и не влекут никаких последствий в силу своей ничтожности.
Более того, в соответствии с проектной документацией в домах, построенных в ТСН "Уютный", отсутствуют нежилые помещения, а фактом, подтверждающим незаконность выставления счетов поставщиком услуг ООО "Жостовская фабрика" потребителю услуг ТСН "Уютный", по мнению истца, является постановление Главного управления Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" от 31.10.2016, в котором указано на незаконность выставления собственникам квартир счетов за отопление мест общего пользования.
Истец указывает, что ТСН "Уютный" не является поставщиком услуг, а только производит распределение платежей между участниками товарищества на основании счетов, выставленных поставщиком услуг ООО "Жостовская фабрика".
С учетом изложенного, ссылаясь на положения статьи 168 ГК РФ, Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, статьи 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, истец обратился с иском в суд.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 4.1.1 заключенного сторонами договора на теплоснабжение от 01.07.2015 учет отпускаемой тепловой энергии при отсутствии у потребителей общедомовых приборов учета осуществляется расчетным путем. Объем тепловой энергии определяется исходя из суммы площадей жилых и нежилых помещений собственников и пользователей данных помещений и норматива потребления по формулам Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по тарифу, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением N 73-Р от 29.06.2015 тариф составляет 2 075,30 руб./Гкал, в том числе налог на добавленную стоимость. Норматив потребления в месяц одной Гкал на один квадратный метр общей площади составляет 0,027 Гкал при отопительном сезоне не более семи календарных месяцев в соответствии с приложением N 2 к решению Совета депутатов городского поселения Мытищи Московской области N 25/3 от 30.08.2007.
Истец указывает, что ответчик, руководствуясь пунктом 4.1.1 договора, незаконно начислил, выставил истцу счета и получил от истца денежные средства за отопление нежилых помещений (коридоров, лестничных клеток и т.д.), в которых установлены радиаторы отопления, услуга по отоплению мест общего пользования не предусмотрена Правилами, по этой причине пункт 4.1.1 договора является ничтожным.
Более того, истец был привлечен к административной ответственности ГУМО "Государственная жилищная инспекция Московской области" и был вынужден снять начисления за отопление мест общего пользования с собственников жилых помещений и произвести им перерасчет по причине незаконно выставленных ответчиком счетов.
Между тем, в рамках настоящего дела не рассматриваются требования о взыскании неосновательного обогащения, либо о незаконном выставлении ответчиком счетов за потребленную тепловую энергию.
Предметом иска является признание незаконным пункта 4.1.1 договора теплоснабжения от 01.07.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, начисление платежей за коммунальные услуги в том числе и за тепло, их сбор с собственников - исключительная компетенция истца, указанное обстоятельство подтверждается Уставом истца, статьями 123.12 - 123.14 ГК РФ и статьей 137 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354:
- - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- - "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- - "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
- - "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- - "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- Исходя из указанных положений Правил, именно истец является исполнителем коммунальных услуг и участником правоотношений между ним и потребителями коммунальных услуг - владельцами квартир.
Согласно пункту 31 раздела IV Правил исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
Именно истец связан договорными отношениями с потребителями (владельцами квартир) по управлению многоквартирными домами, по своему характеру, подобного рода договорные отношения не являются агентскими отношениями между ресурсоснабжающей организацией и потребителем (как считает и указывает истец в своем иске, где истец выступает, в качестве некого, ни за что не отвечающего посредника, лишь перевыставляющего счета ресурсоснабжающих организаций).
Требования к договору на управление многоквартирным домом, заключаемому между истцом и владельцами жилых помещений, содержатся в пунктах 19 - 30 раздела III Правил, на которые ссылается истец. Правила, на которые ссылается истец, не содержат требований к договорам, заключаемым с ресурсоснабжающими организациями, истец неверно истолковывает положения указанного правового акта.
В Правилах речь идет о договоре, заключаемом между истцом и владельцем жилого помещения, содержащему положения об оказании коммунальных услуг.
Заключенный же между истцом и ответчиком договор на теплоснабжение по своему характеру является договором по приобретению коммунальных ресурсов, заключаемый между ресурсоснабжающей организацией, которой является ответчик (ему на праве собственности принадлежит газовая котельная) и истцом, специализированной организацией, оказывающей коммунальные услуги владельцам жилых помещений.
Правила N 354, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не регламентируют отношения между ресурсоснабжающей организацией, которой является ответчик, и истцом - исполнителем коммунальных услуг, эти отношения регулируются договором, заключенным в соответствии с требованиями статей 539 - 542 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно статье 1 Закона о теплоснабжении настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ответчику принадлежит на праве собственности газовая котельная и соответствии с Законом о теплоснабжении, ответчик является - ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Согласно пункту 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: предмет договора (вид коммунального ресурса); дата начала поставки коммунального ресурса; показатели качества поставляемого коммунального ресурса; порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Согласно статье 421 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Оспариваемый пункт 4.1.1 договора полностью соответствует Закону о теплоснабжении, Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012, оснований для признания его недействительным не имеется.
Истец заблуждаясь, расширенно толкует положения правовых актов, применяя правовые акты и положения закона, не подлежащие применению к сложившимся правоотношениям.
Истец в своем иске указывает, что 31.10.2016 ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" проведена проверка деятельности истца по начислению коммунальных платежей собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и выдано предписание N 080Г-07-2252-22-7-2016 от 31.10.2016 о снятии начислений за отопление мест общего пользования и производстве перерасчета всем собственникам помещений многоквартирных домов. Причиной вынесения предписания стало незаконное выставление ответчиком счетов за отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, поскольку платежи за отопление мест общего пользования не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Указанное обстоятельство, по мнению истца, подтверждает его позицию о ничтожности пункта 4.1.1 договора.
Между тем, из ответа ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" от 01.03.2017 N 08ТГ-12554, направленного в адрес истца, следует, что ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" не вмешивается в договорные отношения двух хозяйствующих субъектов и осуществляет надзор за соблюдением требований лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, к выполнению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, предписание вынесено в отношении истца и оценивает именно его деятельность, оно не имеет отношения к деятельности ответчика.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016) с 1 июня 2013 года согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, пункт 4.1.1 договора соответствует выше приведенным нормам права и порядку начисления платы при отсутствии приборов учета.
Ответчик ссылается на неправильное начисление истцом платы за места общего пользования.
Между тем, редакция оспариваемого пункта договора не содержит понятия "места общего пользования".
Что касается "нежилых помещений", то при документальной доказанности факта их отсутствия истец вправе оспаривать конкретные начисления за конкретный месяц, выставленные ответчиком за потребленную тепловую энергию, либо защищать свои права иным способом.
Фактически истец оспаривает не условия пункта 4.1.1 договора, а не согласен с начисленной ему ответчиком суммой по договору, все доводы истца направлены на переоценку установленных судами обстоятельств расчета платы за теплоснабжение.
Между тем, правильность начислений ответчика за отопление подтверждена вступившими в законную силу судебными актами (в том числе, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2017 по делу N А41-18510/16).
Кроме того, правильность начислений за услуги теплоснабжения, как указывалось выше, не является предметом иска в рамках настоящего дела.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2017 года по делу N А41-46409/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2017 N 10АП-17339/2017 ПО ДЕЛУ N А41-46409/17
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2017 г. по делу N А41-46409/17
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Душкиной Ю.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСН "Уютный" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.17, принятое судьей Зинуровой М.В., по делу N А41-46409/17 по исковому заявлению ТСН "Уютный" к ООО "Жостовская фабрика" об оспаривании положений договора,
при участии в заседании:
- от истца - председатель правления Коровников М.В. (протокол решения N 3-2016 от 16.05.2016), Стручков М.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2017;
- от ответчика - Митяев Д.Г., представитель по доверенности от 11.05.2017,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Уютный" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной недвижимостью "Жостовская фабрика" (далее также - ответчик) о признании положений пункта 4.1.1 договора на теплоснабжение не порождающими юридических фактов и не влекущих никаких последствий в силу своей ничтожности и признании в этой связи договора на теплоснабжение, заключенного на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ТСН "Уютный", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как указывает истец, ООО "Жостовская фабрика" (теплоснабжающая организация) на основании заключенного с ТСН "Уютный" (потребителем) договора теплоснабжения от 01.07.2015 оказывает услуги по подаче тепловой энергии в горячей воде для отопления многоквартирных домов.
По результатам проверки проведенной ГУМО "Государственная жилищной инспекцией Московской области" 31.10.2016 ТСН "Уютный" выдано предписание о снятии начисления за отопление мест общего пользования с собственников жилых помещений и проведении соответствующего перерасчета всем собственникам помещений многоквартирных домов до 30.01.2017.
В соответствии с актом проверки от 31.01.17 требования ГУМО "Государственная жилищной инспекцией Московской области", указанные в предписании от 31.10.2016, ТСН "Уютный" выполнено в полном объеме.
Причиной вынесения предписания явились незаконно выставленные ТСН "Уютный" счета за отопление поставщиком услуг - ООО "Жостовская фабрика", которые были распределены ТСН "Уютный" между собственниками жилых помещений согласно занимаемой площади и перечислены на счета поставщика услуг.
Товариществу выставлены счета за отопление нежилых помещений. По мнению истца, указанная коммунальная услуга не предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Положениями пункта 2 Правил N 354 определено, что "нежилое помещение в многоквартирном" доме - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Местами общего пользования в многоквартирном доме, являются помещения, предназначенные для общего использования жильцами, находящиеся в их общем долевом владении.
В статье 48 Правил указано, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Положениями пункта 1.2 договора на теплоснабжение установлено, что поставщик и потребитель при отпуске и потреблении энергии, а также при взаимных расчетах руководствуются настоящим договором, действующим законодательством, действующими Постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями Комитета по ценам и тарифам Московской области (распоряжение N 73-Р), нормативно-правовыми документами, имеющими силу для обеих сторон.
Согласно пункту 4.1.1 договора объем тепловой энергии определяется исходя из суммы площадей и норматива потребления по формулам Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по тарифу, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В исковом заявлении истец указал, что фактически поставщик тепла, ссылаясь на данное положение, выставляет собственникам счета за оплату лестничных пролетов и общих коридоров отдельным платежом.
Ссылаясь на положения пункта 4.1.1 договора, ООО "Жостовская фабрика" заявляет о законности выставления собственникам счетов за отопление нежилых помещений (МОП), в силу того обстоятельства, что собственники жилых помещений должны оплачивать услуги по отоплению всех мест в домах, где расположены радиаторы отопления.
Учитывая результаты проверки ГУМО "Государственная жилищная инспекция Московской области" товарищество "Уютный" обратилось к поставщику услуг с требованием N 70-1 от 29.11.2016 о произведении перерасчета.
Ссылаясь на положение договора пункта 4.1.1 договора поставки тепловой энергии, поставщик энергии от проведения перерасчета отказался.
По мнению истца, положения пункта 4.1.1 договора на теплоснабжение противоречат Правилам, следовательно, на основании статьи 168 ГК РФ, они являются ничтожными и не порождают юридических фактов и не влекут никаких последствий в силу своей ничтожности.
Более того, в соответствии с проектной документацией в домах, построенных в ТСН "Уютный", отсутствуют нежилые помещения, а фактом, подтверждающим незаконность выставления счетов поставщиком услуг ООО "Жостовская фабрика" потребителю услуг ТСН "Уютный", по мнению истца, является постановление Главного управления Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" от 31.10.2016, в котором указано на незаконность выставления собственникам квартир счетов за отопление мест общего пользования.
Истец указывает, что ТСН "Уютный" не является поставщиком услуг, а только производит распределение платежей между участниками товарищества на основании счетов, выставленных поставщиком услуг ООО "Жостовская фабрика".
С учетом изложенного, ссылаясь на положения статьи 168 ГК РФ, Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, статьи 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, истец обратился с иском в суд.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 4.1.1 заключенного сторонами договора на теплоснабжение от 01.07.2015 учет отпускаемой тепловой энергии при отсутствии у потребителей общедомовых приборов учета осуществляется расчетным путем. Объем тепловой энергии определяется исходя из суммы площадей жилых и нежилых помещений собственников и пользователей данных помещений и норматива потребления по формулам Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по тарифу, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением N 73-Р от 29.06.2015 тариф составляет 2 075,30 руб./Гкал, в том числе налог на добавленную стоимость. Норматив потребления в месяц одной Гкал на один квадратный метр общей площади составляет 0,027 Гкал при отопительном сезоне не более семи календарных месяцев в соответствии с приложением N 2 к решению Совета депутатов городского поселения Мытищи Московской области N 25/3 от 30.08.2007.
Истец указывает, что ответчик, руководствуясь пунктом 4.1.1 договора, незаконно начислил, выставил истцу счета и получил от истца денежные средства за отопление нежилых помещений (коридоров, лестничных клеток и т.д.), в которых установлены радиаторы отопления, услуга по отоплению мест общего пользования не предусмотрена Правилами, по этой причине пункт 4.1.1 договора является ничтожным.
Более того, истец был привлечен к административной ответственности ГУМО "Государственная жилищная инспекция Московской области" и был вынужден снять начисления за отопление мест общего пользования с собственников жилых помещений и произвести им перерасчет по причине незаконно выставленных ответчиком счетов.
Между тем, в рамках настоящего дела не рассматриваются требования о взыскании неосновательного обогащения, либо о незаконном выставлении ответчиком счетов за потребленную тепловую энергию.
Предметом иска является признание незаконным пункта 4.1.1 договора теплоснабжения от 01.07.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, начисление платежей за коммунальные услуги в том числе и за тепло, их сбор с собственников - исключительная компетенция истца, указанное обстоятельство подтверждается Уставом истца, статьями 123.12 - 123.14 ГК РФ и статьей 137 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354:
- - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- - "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- - "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
- - "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- - "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- Исходя из указанных положений Правил, именно истец является исполнителем коммунальных услуг и участником правоотношений между ним и потребителями коммунальных услуг - владельцами квартир.
Согласно пункту 31 раздела IV Правил исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
Именно истец связан договорными отношениями с потребителями (владельцами квартир) по управлению многоквартирными домами, по своему характеру, подобного рода договорные отношения не являются агентскими отношениями между ресурсоснабжающей организацией и потребителем (как считает и указывает истец в своем иске, где истец выступает, в качестве некого, ни за что не отвечающего посредника, лишь перевыставляющего счета ресурсоснабжающих организаций).
Требования к договору на управление многоквартирным домом, заключаемому между истцом и владельцами жилых помещений, содержатся в пунктах 19 - 30 раздела III Правил, на которые ссылается истец. Правила, на которые ссылается истец, не содержат требований к договорам, заключаемым с ресурсоснабжающими организациями, истец неверно истолковывает положения указанного правового акта.
В Правилах речь идет о договоре, заключаемом между истцом и владельцем жилого помещения, содержащему положения об оказании коммунальных услуг.
Заключенный же между истцом и ответчиком договор на теплоснабжение по своему характеру является договором по приобретению коммунальных ресурсов, заключаемый между ресурсоснабжающей организацией, которой является ответчик (ему на праве собственности принадлежит газовая котельная) и истцом, специализированной организацией, оказывающей коммунальные услуги владельцам жилых помещений.
Правила N 354, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не регламентируют отношения между ресурсоснабжающей организацией, которой является ответчик, и истцом - исполнителем коммунальных услуг, эти отношения регулируются договором, заключенным в соответствии с требованиями статей 539 - 542 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно статье 1 Закона о теплоснабжении настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ответчику принадлежит на праве собственности газовая котельная и соответствии с Законом о теплоснабжении, ответчик является - ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Согласно пункту 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: предмет договора (вид коммунального ресурса); дата начала поставки коммунального ресурса; показатели качества поставляемого коммунального ресурса; порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Согласно статье 421 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Оспариваемый пункт 4.1.1 договора полностью соответствует Закону о теплоснабжении, Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012, оснований для признания его недействительным не имеется.
Истец заблуждаясь, расширенно толкует положения правовых актов, применяя правовые акты и положения закона, не подлежащие применению к сложившимся правоотношениям.
Истец в своем иске указывает, что 31.10.2016 ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" проведена проверка деятельности истца по начислению коммунальных платежей собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и выдано предписание N 080Г-07-2252-22-7-2016 от 31.10.2016 о снятии начислений за отопление мест общего пользования и производстве перерасчета всем собственникам помещений многоквартирных домов. Причиной вынесения предписания стало незаконное выставление ответчиком счетов за отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, поскольку платежи за отопление мест общего пользования не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Указанное обстоятельство, по мнению истца, подтверждает его позицию о ничтожности пункта 4.1.1 договора.
Между тем, из ответа ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" от 01.03.2017 N 08ТГ-12554, направленного в адрес истца, следует, что ГУМО "Государственной жилищной инспекции Московской области" не вмешивается в договорные отношения двух хозяйствующих субъектов и осуществляет надзор за соблюдением требований лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, к выполнению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, предписание вынесено в отношении истца и оценивает именно его деятельность, оно не имеет отношения к деятельности ответчика.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016) с 1 июня 2013 года согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, пункт 4.1.1 договора соответствует выше приведенным нормам права и порядку начисления платы при отсутствии приборов учета.
Ответчик ссылается на неправильное начисление истцом платы за места общего пользования.
Между тем, редакция оспариваемого пункта договора не содержит понятия "места общего пользования".
Что касается "нежилых помещений", то при документальной доказанности факта их отсутствия истец вправе оспаривать конкретные начисления за конкретный месяц, выставленные ответчиком за потребленную тепловую энергию, либо защищать свои права иным способом.
Фактически истец оспаривает не условия пункта 4.1.1 договора, а не согласен с начисленной ему ответчиком суммой по договору, все доводы истца направлены на переоценку установленных судами обстоятельств расчета платы за теплоснабжение.
Между тем, правильность начислений ответчика за отопление подтверждена вступившими в законную силу судебными актами (в том числе, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2017 по делу N А41-18510/16).
Кроме того, правильность начислений за услуги теплоснабжения, как указывалось выше, не является предметом иска в рамках настоящего дела.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2017 года по делу N А41-46409/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Н.С.ЮДИНА
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Н.С.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)