Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2017 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Кашеваровой О.А., при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ю.А. Никитиной, рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Плюс", Красногорский район, Московская область в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036,
при участии представителей:
от истца: Решетникова И.Н. - представитель по доверенности от 01.01.2017
от ответчика: Леммер Е.И. - представитель по доверенности от 28.12.2016.
Товарищество собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Плюс", Красногорский район, Московская область в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
В судебном заседании 25.07.2017 истцом заявлен отказ от урегулирования пунктов 2.2.1, 2.3.1, 2.4.5, 2.4.32, 6.5 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
По пунктам 2.2.1, 2.2.5, 2.4.13, 2.4.27, 3.2.3, 5.5, 6.3 истец требования поддержал, просит утвердить их в редакции истца.
Ответчик возразил по доводам отзыва.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ заседание суда проведено с перерывами 25, 28 июля 2017 года.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" осуществляет функции управления в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сарапул, Азина, 90.
31.01.2017 ТСЖ "Наш дом" получило от ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" проект договора энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036, который возвращен истцом ответчику с протоколом разногласий от 20.02.2017.
ОАО "Энергосбыт Плюс" направило истцу протокол урегулирования разногласий от 01.03.2017.
В окончательной редакции договор энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036 сторонами не подписан, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованиями о понуждении заключить договор.
Отношения между абонентами и гарантирующими поставщиками, а также между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями в сфере энергоснабжения регулируются Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), положениями Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе выбирать управляющую организацию, либо создавать товарищество собственников жилья.
Так, согласно пункту 4 Правил N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как следует из пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Кроме того, обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил N 354.
Таким образом, истец в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, уполномоченным на заключение с ООО "ЭнергосбыТ Плюс", как с ресурсоснабжающей организацией, договора.
Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пункту 28 Правил N 442 договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным, следовательно, обязательным к заключению ответчиком с исполнителем коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственником жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице товарищества - не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для товарищества или кооператива: - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом; а также устав товарищества или кооператива.
Ответчиком направлен проект договора энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036.
Истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 20.02.2017.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком были в письменном виде заявлены возражения относительно спорных условий договора, часть из которых была принята истцом.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией,
товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, исходя из установленного приоритета правовых норм в рассматриваемой сфере правоотношений, при урегулировании условий договора энергоснабжения, подлежат применению Правила N 354, Правила N 124 и в части, не противоречащей названным правовым актам - Правила N 442.
Исходя из материалов дела и пояснений представителей сторон, со стороны истца имеются возражения по пунктам 2.2.1, 2.2.5, 2.4.13, 2.4.27, 3.2.3, 5.5, 6.3.
Разногласия по разделу 2.1 "Гарантирующий поставщик имеет право".
Истец предлагает принять пункт 2.1.2. договора в следующей редакции:
"Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) не ниже уровня аварийной брони, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в неоспариваемом размере, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления".
Редакция ответчика:
"Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (в отношении установленных законодательством РФ категорий Потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) - не ниже уровня аварийной брони)) в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП любым из перечисленных способов: факсограммой, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой, почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления.
ГП вправе потребовать с ИКУ в установленных законодательством РФ случаях и порядке компенсации расходов на оплату действий СО/ИВС, к сетям которых непосредственно присоединено энергопринимающее оборудование Потребителя, по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению, при условии, если указанные расходы не учтены уполномоченным органом субъекта РФ в тарифах на услуги по передаче электрической энергии."
Поскольку предложенная ответчиком редакция пункта 2.1.2 соответствует пунктам 15, 17, 24 Правил N 442 и не противоречит Правилам N 354 и N 124, следовательно, подлежит включению в договор в редакции ответчика.
Разногласия по разделу 2.2 "Гарантирующий поставщик обязуется"
Истец просит принять пункт 2.2.5. договора в следующей редакции:
"Гарантирующий поставщик обязан уведомлять Исполнителя за 3 рабочих дня по электронной почте или по телефону о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме сведений о показаниях приборов учета и (или) проверки их состояния. Представители ИКУ вправе участвовать в таких проверках"
Ответчик предлагает принять пункт 2.2.5. договора в следующей редакции:
"Уведомлять Исполнителя о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме (далее - потребителями) сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния в предусмотренных действующим законодательством случаях"
Так как сроки уведомления в пункте 2.2.5 договора ответчиком не указаны, учитывая разумный срок уведомления, а также наличие установленной Правилами N 124 вышеуказанной обязанности гарантирующего поставщика, суд принимает редакцию истца.
Разногласия по разделу 2.4 "Исполнитель коммунальных услуг обязуется"
Истец предлагает принять пункт 2.4.13 договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, ИКУ обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО."
Ответчик предлагает принять пункт 2.4.13. договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, исполнитель, являющийся собственником энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается или заменяется прибор учета, с соблюдением требований, установленных ОПФРР, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Истец просит исключить фразу "исполнитель, являющийся собственником энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается или заменяется прибор учета, с соблюдением требований, установленных ОПФРР".
Согласно пункту 2 Правила N 354 прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Включение срока на устранение неисправности прибора учета... не более 2 месяцев соответствует пункту 42 Правил N 442.
Таким образом, судом принят пункт 2.4.13. договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, Исполнитель коммунальных услуг обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Истец предлагает принять пункт 2.4.27 договора в следующей редакции:
"В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
Ответчик просит принять пункт 2.4.27 договора в следующей редакции:
"В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
В случае если Исполнитель не обеспечил оснащение энергопринимающих устройств, электроэнергия для которых приобретается
Исполнителем для собственного потребления, приборами учета в срок, установленный законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск СО к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета"
Поскольку предложенная ответчиком редакция п. 2.4.27 соответствует п. 43 Правил N 442, в связи с чем условие данного пункта договора подлежит включению в договор.
Разногласия по разделу 3 "качество электрической энергии. Категория надежности снабжения Исполнителя"
Истец предлагает принять пункт 3.2.3 договора в следующей редакции: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества, в сроки, установленные, Правилами предоставления коммунальных услуг и по результатам принятых мер, в 20-дневный срок с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП."
Ответчик предлагает пункт 3.2.3. договора в следующей редакции: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в 20-дневный срок с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП."
В соответствии с подпунктом "к" пункта 31 Правил N 354 одной из обязанностей исполнителя коммунальных услуг является ведение учета жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учета сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, и срок ответа о результатах таких жалоб установлен 3 рабочих дня со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии).
Суд, с учетом положений пункта 31 Правил N 354, с целью обеспечения баланса интересов сторон и собственников помещений, пришел к выводу о необходимости установить срок для ответа на обращения ИКУ 10 календарных дней.
Судом принят пункт 3.2.3. договора в следующей редакции:
"После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в течение 10 календарных дней с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП".
Разногласия по разделу 5 "порядок определения стоимости электрической энергии (мощности), расчетов и платежей"
Редакция пункта 5.5 истца:
"ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения."
Ответчик предлагает принять пункт 5.5. договора в следующей редакции:
"ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения.
В случае невозврата в установленный срок акта приема-передачи электрической энергии (мощности) либо отсутствия мотивированных возражений по нему, акт приема-передачи электрической энергии (мощности) считается принятым без разногласий"
Суд принимает редакцию истца, так как предложенное ответчиком условие о том, что в случае невозврата акта приема-передачи, акт считается принятым без разногласий, не подлежит включению в текст договора, поскольку не лишает истца как исполнителя коммунальных услуг права на возражения относительно предъявленных к оплате объемов электроэнергии.
Разногласия по разделу 6 "ответственность сторон"
Истец предлагает пункт 6.3. договора из текста договора исключить.
Ответчик не возражает об исключении данного пункта договора в связи с чем пункт 6.3 договора исключен.
Истцом предъявлены к взысканию с ответчика судебные издержки в сумме 30000 руб., составляющие расходы на оплату услуг представителя.
В силу пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" право прибегать к услугам профессионального представителя и право на возмещение в связи с этим соответствующих издержек не поставлено законом в зависимость от наличия у организации собственной юридической службы.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О).
Из материалов дела следует, что 29.03.2017 между ТСЖ "Наш дом" (заказчик) и ИП Суховой С.С. (исполнитель), заключен договор на оказание юридических услуг N 24-р, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства оказывать заказчику юридические услуги.
Заказчик оплатил оказанные услуги в полном объеме в размере 30000 руб. Факт и размер понесенных судебных издержек подтвержден представленными в материалы дела документами: копия договора на оказание юридических услуг N 24-р от 29.03.2017, платежного поручения от 11.04.2017 N 68 на сумму 30000 руб., счет от 29.03.2017, акт от 29.03.2017, справка на ведущего юрисконсульта Решетникову И.Н.
Таким образом, в соответствии со статьей 65 АПК РФ заявителем исполнена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих размер расходов на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением настоящего дела, и их фактическую выплату.
Как следует из положений статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Стоимость юридических услуг по договору устанавливается соглашением сторон, что не противоречит принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ) и осуществляемой исполнителем экономической (предпринимательской) деятельности.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В силу пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Между тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3), Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1).
Согласно пункту 11 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, например расходы на ознакомление с материалами дела, на использование сети "Интернет", на мобильную связь, на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку в силу статьи 3092 ГК РФ такие расходы, по общему правилу, входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора (часть 1 статья 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статья 110 АПК РФ) (пункт 15 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1).
Поскольку критерии разумности законодательно не определены, суд, с учетом рекомендаций, изложенных в постановлении Пленума ВС РФ от 04.09.2013, считает возможным исходить из сложившейся в Удмуртской Республике гонорарной практики за оказываемую юридическую помощь, в том числе рекомендаций о минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, утвержденных Решением Совета Адвокатской Палаты Удмуртской Республики от 04.09.2013 "Об утверждении рекомендуемых минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты УР", характера заявленного спора, наличия значительной судебной практики по данной категории споров, обстоятельств дела и объема выполненной представителем работы.
Для установления разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
Учитывая характер спора, цену иска, наличие сложившейся судебной практики по данному вопросу, обстоятельства дела, объем оказанных представителем услуг, суд признал, что на основании статьи 106, части 2 статьи 110 АПК РФ судебные издержки, понесенные истцом на оплату услуг представителя, подлежат взысканию с ответчика в заявленной сумме 30000 руб.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
Принять отказ истца от урегулирования пунктов 2.2.1, 2.3.1, 2.4.5, 2.4.32, 6.5 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
Пункты 2.2.5, 5.5, 6.3 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции Товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106):
2.2.5: "Гарантирующий поставщик обязан уведомлять Исполнителя за 3 рабочих дня по электронной почте или по телефону о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме сведений о показаниях приборов учета и (или) проверки их состояния. Представители ИКУ вправе участвовать в таких проверках.
Пункт 5.5: "ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения.
Пункт 6.3 исключить.
Пункты 2.2.1, 2.4.27 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции Открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824):
Пункт 2.2.1: "Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (в отношении установленных законодательством РФ категорий Потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) - не ниже уровня аварийной брони)) в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП любым из перечисленных способов: факсограммой, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой, почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления.
ГП вправе потребовать с ИКУ в установленных законодательством РФ случаях и порядке компенсации расходов на оплату действий СО/ИВС, к сетям которых непосредственно присоединено энергопринимающее оборудование Потребителя, по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению, при условии, если указанные расходы не учтены уполномоченным органом субъекта РФ в тарифах на услуги по передаче электрической энергии".
Пункт 2.4.27. "В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям Редакция Ответчика законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
В случае если Исполнитель не обеспечил оснащение энергопринимающих устройств, электроэнергия для которых приобретается Исполнителем для собственного потребления, приборами учета в срок, установленный законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск СО к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета".
Пункты 2.4.13, 3.2.3 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции суда:
Пункт 2.4.13 "При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, Исполнитель коммунальных услуг обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Пункт 3.2.3: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в течение 10 календарных дней с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП".
Взыскать с Открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс", в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Ижевск (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) в пользу Товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) 30000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, а также 6000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 28.07.2017 ПО ДЕЛУ N А71-5021/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2017 г. по делу N А71-5021/2017
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2017 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Кашеваровой О.А., при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ю.А. Никитиной, рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Плюс", Красногорский район, Московская область в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036,
при участии представителей:
от истца: Решетникова И.Н. - представитель по доверенности от 01.01.2017
от ответчика: Леммер Е.И. - представитель по доверенности от 28.12.2016.
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Плюс", Красногорский район, Московская область в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
В судебном заседании 25.07.2017 истцом заявлен отказ от урегулирования пунктов 2.2.1, 2.3.1, 2.4.5, 2.4.32, 6.5 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
По пунктам 2.2.1, 2.2.5, 2.4.13, 2.4.27, 3.2.3, 5.5, 6.3 истец требования поддержал, просит утвердить их в редакции истца.
Ответчик возразил по доводам отзыва.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ заседание суда проведено с перерывами 25, 28 июля 2017 года.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Наш дом" осуществляет функции управления в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сарапул, Азина, 90.
31.01.2017 ТСЖ "Наш дом" получило от ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" проект договора энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036, который возвращен истцом ответчику с протоколом разногласий от 20.02.2017.
ОАО "Энергосбыт Плюс" направило истцу протокол урегулирования разногласий от 01.03.2017.
В окончательной редакции договор энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036 сторонами не подписан, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованиями о понуждении заключить договор.
Отношения между абонентами и гарантирующими поставщиками, а также между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями в сфере энергоснабжения регулируются Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), положениями Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе выбирать управляющую организацию, либо создавать товарищество собственников жилья.
Так, согласно пункту 4 Правил N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как следует из пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Кроме того, обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил N 354.
Таким образом, истец в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, уполномоченным на заключение с ООО "ЭнергосбыТ Плюс", как с ресурсоснабжающей организацией, договора.
Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пункту 28 Правил N 442 договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным, следовательно, обязательным к заключению ответчиком с исполнителем коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственником жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице товарищества - не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для товарищества или кооператива: - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом; а также устав товарищества или кооператива.
Ответчиком направлен проект договора энергоснабжения (для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирном доме и собственных объектов исполнителя) от 09.01.2017 N К3036.
Истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 20.02.2017.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком были в письменном виде заявлены возражения относительно спорных условий договора, часть из которых была принята истцом.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией,
товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, исходя из установленного приоритета правовых норм в рассматриваемой сфере правоотношений, при урегулировании условий договора энергоснабжения, подлежат применению Правила N 354, Правила N 124 и в части, не противоречащей названным правовым актам - Правила N 442.
Исходя из материалов дела и пояснений представителей сторон, со стороны истца имеются возражения по пунктам 2.2.1, 2.2.5, 2.4.13, 2.4.27, 3.2.3, 5.5, 6.3.
Разногласия по разделу 2.1 "Гарантирующий поставщик имеет право".
Истец предлагает принять пункт 2.1.2. договора в следующей редакции:
"Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) не ниже уровня аварийной брони, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в неоспариваемом размере, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления".
Редакция ответчика:
"Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (в отношении установленных законодательством РФ категорий Потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) - не ниже уровня аварийной брони)) в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП любым из перечисленных способов: факсограммой, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой, почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления.
ГП вправе потребовать с ИКУ в установленных законодательством РФ случаях и порядке компенсации расходов на оплату действий СО/ИВС, к сетям которых непосредственно присоединено энергопринимающее оборудование Потребителя, по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению, при условии, если указанные расходы не учтены уполномоченным органом субъекта РФ в тарифах на услуги по передаче электрической энергии."
Поскольку предложенная ответчиком редакция пункта 2.1.2 соответствует пунктам 15, 17, 24 Правил N 442 и не противоречит Правилам N 354 и N 124, следовательно, подлежит включению в договор в редакции ответчика.
Разногласия по разделу 2.2 "Гарантирующий поставщик обязуется"
Истец просит принять пункт 2.2.5. договора в следующей редакции:
"Гарантирующий поставщик обязан уведомлять Исполнителя за 3 рабочих дня по электронной почте или по телефону о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме сведений о показаниях приборов учета и (или) проверки их состояния. Представители ИКУ вправе участвовать в таких проверках"
Ответчик предлагает принять пункт 2.2.5. договора в следующей редакции:
"Уведомлять Исполнителя о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме (далее - потребителями) сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния в предусмотренных действующим законодательством случаях"
Так как сроки уведомления в пункте 2.2.5 договора ответчиком не указаны, учитывая разумный срок уведомления, а также наличие установленной Правилами N 124 вышеуказанной обязанности гарантирующего поставщика, суд принимает редакцию истца.
Разногласия по разделу 2.4 "Исполнитель коммунальных услуг обязуется"
Истец предлагает принять пункт 2.4.13 договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, ИКУ обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО."
Ответчик предлагает принять пункт 2.4.13. договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, исполнитель, являющийся собственником энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается или заменяется прибор учета, с соблюдением требований, установленных ОПФРР, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Истец просит исключить фразу "исполнитель, являющийся собственником энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается или заменяется прибор учета, с соблюдением требований, установленных ОПФРР".
Согласно пункту 2 Правила N 354 прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Включение срока на устранение неисправности прибора учета... не более 2 месяцев соответствует пункту 42 Правил N 442.
Таким образом, судом принят пункт 2.4.13. договора в следующей редакции:
"При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, Исполнитель коммунальных услуг обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Истец предлагает принять пункт 2.4.27 договора в следующей редакции:
"В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
Ответчик просит принять пункт 2.4.27 договора в следующей редакции:
"В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
В случае если Исполнитель не обеспечил оснащение энергопринимающих устройств, электроэнергия для которых приобретается
Исполнителем для собственного потребления, приборами учета в срок, установленный законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск СО к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета"
Поскольку предложенная ответчиком редакция п. 2.4.27 соответствует п. 43 Правил N 442, в связи с чем условие данного пункта договора подлежит включению в договор.
Разногласия по разделу 3 "качество электрической энергии. Категория надежности снабжения Исполнителя"
Истец предлагает принять пункт 3.2.3 договора в следующей редакции: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества, в сроки, установленные, Правилами предоставления коммунальных услуг и по результатам принятых мер, в 20-дневный срок с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП."
Ответчик предлагает пункт 3.2.3. договора в следующей редакции: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в 20-дневный срок с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП."
В соответствии с подпунктом "к" пункта 31 Правил N 354 одной из обязанностей исполнителя коммунальных услуг является ведение учета жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учета сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, и срок ответа о результатах таких жалоб установлен 3 рабочих дня со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии).
Суд, с учетом положений пункта 31 Правил N 354, с целью обеспечения баланса интересов сторон и собственников помещений, пришел к выводу о необходимости установить срок для ответа на обращения ИКУ 10 календарных дней.
Судом принят пункт 3.2.3. договора в следующей редакции:
"После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в течение 10 календарных дней с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП".
Разногласия по разделу 5 "порядок определения стоимости электрической энергии (мощности), расчетов и платежей"
Редакция пункта 5.5 истца:
"ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения."
Ответчик предлагает принять пункт 5.5. договора в следующей редакции:
"ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения.
В случае невозврата в установленный срок акта приема-передачи электрической энергии (мощности) либо отсутствия мотивированных возражений по нему, акт приема-передачи электрической энергии (мощности) считается принятым без разногласий"
Суд принимает редакцию истца, так как предложенное ответчиком условие о том, что в случае невозврата акта приема-передачи, акт считается принятым без разногласий, не подлежит включению в текст договора, поскольку не лишает истца как исполнителя коммунальных услуг права на возражения относительно предъявленных к оплате объемов электроэнергии.
Разногласия по разделу 6 "ответственность сторон"
Истец предлагает пункт 6.3. договора из текста договора исключить.
Ответчик не возражает об исключении данного пункта договора в связи с чем пункт 6.3 договора исключен.
Истцом предъявлены к взысканию с ответчика судебные издержки в сумме 30000 руб., составляющие расходы на оплату услуг представителя.
В силу пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" право прибегать к услугам профессионального представителя и право на возмещение в связи с этим соответствующих издержек не поставлено законом в зависимость от наличия у организации собственной юридической службы.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О).
Из материалов дела следует, что 29.03.2017 между ТСЖ "Наш дом" (заказчик) и ИП Суховой С.С. (исполнитель), заключен договор на оказание юридических услуг N 24-р, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства оказывать заказчику юридические услуги.
Заказчик оплатил оказанные услуги в полном объеме в размере 30000 руб. Факт и размер понесенных судебных издержек подтвержден представленными в материалы дела документами: копия договора на оказание юридических услуг N 24-р от 29.03.2017, платежного поручения от 11.04.2017 N 68 на сумму 30000 руб., счет от 29.03.2017, акт от 29.03.2017, справка на ведущего юрисконсульта Решетникову И.Н.
Таким образом, в соответствии со статьей 65 АПК РФ заявителем исполнена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих размер расходов на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением настоящего дела, и их фактическую выплату.
Как следует из положений статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Стоимость юридических услуг по договору устанавливается соглашением сторон, что не противоречит принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ) и осуществляемой исполнителем экономической (предпринимательской) деятельности.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В силу пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Между тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3), Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1).
Согласно пункту 11 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Расходы представителя, необходимые для исполнения его обязательства по оказанию юридических услуг, например расходы на ознакомление с материалами дела, на использование сети "Интернет", на мобильную связь, на отправку документов, не подлежат дополнительному возмещению другой стороной спора, поскольку в силу статьи 3092 ГК РФ такие расходы, по общему правилу, входят в цену оказываемых услуг, если иное не следует из условий договора (часть 1 статья 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статья 110 АПК РФ) (пункт 15 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1).
Поскольку критерии разумности законодательно не определены, суд, с учетом рекомендаций, изложенных в постановлении Пленума ВС РФ от 04.09.2013, считает возможным исходить из сложившейся в Удмуртской Республике гонорарной практики за оказываемую юридическую помощь, в том числе рекомендаций о минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, утвержденных Решением Совета Адвокатской Палаты Удмуртской Республики от 04.09.2013 "Об утверждении рекомендуемых минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты УР", характера заявленного спора, наличия значительной судебной практики по данной категории споров, обстоятельств дела и объема выполненной представителем работы.
Для установления разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
Учитывая характер спора, цену иска, наличие сложившейся судебной практики по данному вопросу, обстоятельства дела, объем оказанных представителем услуг, суд признал, что на основании статьи 106, части 2 статьи 110 АПК РФ судебные издержки, понесенные истцом на оплату услуг представителя, подлежат взысканию с ответчика в заявленной сумме 30000 руб.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
решил:
Принять отказ истца от урегулирования пунктов 2.2.1, 2.3.1, 2.4.5, 2.4.32, 6.5 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036.
Пункты 2.2.5, 5.5, 6.3 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции Товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106):
2.2.5: "Гарантирующий поставщик обязан уведомлять Исполнителя за 3 рабочих дня по электронной почте или по телефону о сроках проведения ГП проверок достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме сведений о показаниях приборов учета и (или) проверки их состояния. Представители ИКУ вправе участвовать в таких проверках.
Пункт 5.5: "ГП выставляет Исполнителю счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии (мощности) в сроки, установленные действующим законодательством РФ. Акт приема-передачи электрической энергии (мощности) должен быть рассмотрен, подписан и направлен Исполнителем ГП в течение семи дней с момента его получения.
Пункт 6.3 исключить.
Пункты 2.2.1, 2.4.27 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции Открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Сарапул (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824):
Пункт 2.2.1: "Приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (в отношении установленных законодательством РФ категорий Потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов) - не ниже уровня аварийной брони)) в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии ИКУ в случаях, установленных действующим законодательством РФ, направляются ГП любым из перечисленных способов: факсограммой, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой, почтовым отправлением, либо вручается непосредственно ИКУ под расписку.
Возобновление подачи электрической энергии, подача которой была прекращена (ограничена), осуществляется после добровольного погашения ИКУ задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда, или устранения обстоятельств и нарушений, явившихся основанием для ввода ограничения режима потребления.
ГП вправе потребовать с ИКУ в установленных законодательством РФ случаях и порядке компенсации расходов на оплату действий СО/ИВС, к сетям которых непосредственно присоединено энергопринимающее оборудование Потребителя, по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению, при условии, если указанные расходы не учтены уполномоченным органом субъекта РФ в тарифах на услуги по передаче электрической энергии".
Пункт 2.4.27. "В случае если точки поставки на день заключения настоящего договора не оборудованы приборами учета, либо в случае если установленные приборы учета не соответствуют требованиям Редакция Ответчика законодательства РФ, обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Установленные приборы учета должны быть допущены в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным ОПФРР и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.).
Перед демонтажем прибора учета Исполнитель направляет письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения СО способом, позволяющим подтвердить факт получения. Проверка прибора учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
В случае если Исполнитель не обеспечил оснащение энергопринимающих устройств, электроэнергия для которых приобретается Исполнителем для собственного потребления, приборами учета в срок, установленный законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обеспечить допуск СО к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ей расходы на установку приборов учета, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета".
Пункты 2.4.13, 3.2.3 договора энергоснабжения от 09.01.2017 N С3036 принять в редакции суда:
Пункт 2.4.13 "При необходимости осуществления установки или замены прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, или системы учета, Исполнитель коммунальных услуг обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес СО.
Срок на устранение неисправности прибора учета, измерительного комплекса, системы учета, на поверку, замену в случае выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, устанавливается не более 2 месяцев".
Пункт 3.2.3: "После получения от Исполнителя копий жалоб и заявлений потребителей ГП принимает меры по выявлению причин поставки электрической энергии ненадлежащего качества и по результатам принятых мер, в течение 10 календарных дней с момента обращения Исполнителя, направляет Исполнителю ответ по вопросам, находящимся в пределах ответственности ГП".
Взыскать с Открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс", в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс", г. Ижевск (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) в пользу Товарищества собственников жилья "Наш дом", г. Сарапул (ОГРН 1141838001766, ИНН 1838016106) 30000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, а также 6000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
О.А.КАШЕВАРОВА
О.А.КАШЕВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)