Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2017 N 04АП-6208/2017 ПО ДЕЛУ N А58-1883/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. по делу N А58-1883/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2017 года по делу N А58-1883/2017 по заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании недействительным предписания,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

установил:

акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - общество, АО "Теплоэнергосервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 09.02.2017 N 08-02-662-17-Ж об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Общество ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как не законного, принятого при не полном исследовании представленных доказательств, а именно акта разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности, неприменение положений, предусмотренных Приказом Госстроя РФ от 01.10.2001 N 225 "Об утверждении Методики определений нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", а также неправильное истолкование положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Управление письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.01.2017 в Управление от прокуратуры Алданского района с сопроводительным письмом от 23.12.2016 N 16-2016 поступило обращение гр. Боруца по факту низкой температуры в жилом помещении.
03.02.2017 Управлением издан приказ N 01-09-432-17 о проведении в отношении общества внеплановой выездной проверки на основании, поступившего обращения гр. Боруца.
07.02.2017 за вх. N 882 заявителем получено уведомление от 06.02.2017 N 399 о проведении внеплановой выездной проверки 09.02.2017 в 16-00 час. с указанием о проведении инструментальных замеров температуры воздуха в квартире и на границе эксплуатационной ответственности системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 20 на предмет надлежащего предоставления коммунальной услуги - отопление.
09.02.2017 Управлением составлен акт проверки N 08-01-219-17-Ж, в котором отражено: в многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 20, кв. 2, поставку коммунального ресурса - тепловая энергия обеспечивает АО "Теплоэнергосервис" на основании договора поставки ресурсов от 19.01.2015 N 407, заключенного с гр. Боруца Л.А., согласно схеме разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности между Алданским филиалом АО "Теплоэнергосервис" и потребителем Боцура Л.А. границей является запорная арматура в точке "С"; согласно утвержденному органом местного самоуправления температурному графику при температуре наружного воздуха минус 20 °С температура теплоносителя в точке "Д" в подающем трубопроводе должна составлять + 72,79 °С, температура в обратном трубопроводе должна составлять + 56,4 °С; проверкой установлено, что температура теплоносителя в точке "Д" в подающем трубопроводе составила + 42,2 °С, температура в обратном трубопроводе составила + 39 °С; температура теплоносителя на участке сети А-В в подающем трубопроводе составила + 42,3 °С, в обратном трубопроводе составила + 40,2 °С, что не соответствует температурному графику работы теплоисточников (котельных, тепловых пунктов) на территории МО "город Алдан" на отопительный сезон 2016 - 2017 г. г. при температуре наружного воздуха - 20 °С; согласно произведенным инструментальным замерам температура воздуха в кв. N 2 составила: гостиная + 17,6 °С, спальня + 17,3 °С, что ниже нормативной температуры воздуха, установленной Постановлением Правительства России от 06.05.2014 N 354, замеры температуры в квартире произведены прибором комбинированным Testo 410-2 рег. N 38533590/308.
09.02.2017 Управлением выдано предписание N 08-02-40-17-Ж об устранении нарушений жилищного законодательства, которым заявителю предписано устранить нарушения в срок до 27.02.2017: обеспечить многоквартирный дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 20 качественным коммунальным ресурсом - тепловая энергия. Предписание получено обществом 16.02.2017 за вх. N 1153.
Не согласившись с вынесенным предписанием АО "Теплоэнергосервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственный жилищный надзор в понимании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Управление является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный жилищный надзор.
Пунктом 2.2. Положения основными задачами Управления в области регионального государственного жилищного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об 4 энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Согласно Положению Управление осуществляет следующие полномочия при осуществлении регионального государственного жилищного надзора:
- - проверяет соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 3.2.1.);
- - проверяет соблюдение требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 3.2.2.);
- - осуществляет контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 3.2.5.).
Управление право проводить в установленном порядке проверки и обследования поднадзорных и подконтрольных объектов в соответствии с функциями и полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия) и данным Положением (пункт 4.1.).
В соответствии с пунктом 3.6.1. Положения Управление при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Управление имеет право проводить в установленном порядке проверки и обследования поднадзорных и подконтрольных объектов в соответствии с функциями и полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия) и данным Положением (пункт 4.1.).
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления, коммунальных услуг согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Коммунальные услуги в понимании пункта 2 Правил N 354 - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением. Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
На основании подпункта е) пункта 4 Правил N 354 потребителю, среди прочих коммунальных услуг, может быть отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения N 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 31 Правил N 354).
Пунктом 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
На основании части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Качество подаваемой энергии в силу положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации должно соответствовать требованиям, установленным в 7 соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.
В силу части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
На основании пункта 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе, оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Согласно пункту 20 статьи 2, пункту 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 и утвержденных указанным постановлением Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления, а температурный график является неотъемлемой частью указанного проекта.
При этом Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения допускают разработку проекта теплоснабжающими организациями (пункт 2), утверждение такого проекта в силу пункта 2 статьи 23 относится к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством в сфере теплоснабжения установлено, что температурный график, т.е. документ, определяющий зависимость температуры теплоносителя от температуры наружного воздуха, утверждается вместе со схемой теплоснабжения.
По утвержденному органом местного самоуправления температурному графику при температуре наружного воздуха минус 20 °С температура теплоносителя в точке "Д" в подающем трубопроводе должна составлять + 72,79 °С.
Материалами дела подтверждается, что температура теплоносителя в точке "Д" в подающем трубопроводе составила + 42,2 °С. Согласно утвержденному органом местного самоуправления температурному графику температура в обратном трубопроводе должна составлять + 56,4 °С, а фактически составила + 39 °С, замеры температуры теплоносителя произведены тепловизором Testo 875-1i рег. N 51415-12.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выявленные в ходе проверки Управлением нарушения установлены решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.06.2017 по делу N А58-2126/2017, доводы общества о неверном применении температурного графика, утвержденного главой МО "Город Алдан" и неправомерного использования измерительных приборов также нашли отражение в данном судебном акте и отклонены судом первой и апелляционной инстанций.
Предписанные Управлением меры по обеспечению качественным коммунальным ресурсом - тепловая энергия многоквартирного дома направлены на обеспечение комфортного проживания, от выполнения которых ресурсоснабжающая организация не вправе уклоняться.
Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ также не представлено доказательств того, что замеры температур произведены не на границе балансовой принадлежности, довод о ссылке на ГОСТ Р 51617-2000, утративший силу с 30.06.2015, судом первой инстанции правильно отклонен ввиду отсутствия ссылок на данный ГОСТ в оспариваемом предписании и признается судом несущественным поскольку не исключает наличие выявленного нарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предписанные к выполнению обществом действия не противоречат положениям жилищного законодательства и не влекут последствия, нарушающие права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также отсутствие доказательств нарушения оспариваемым актом прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2017 года по делу N А58-1883/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)