Судебные решения, арбитраж
Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЖСК "Алешкино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года по делу N А40-195938/2016(145-1735)
по заявлению ЖСК "Алешкино" (ОГРН 1027739817335)
к Мосжилинспекции
третье лицо: Чекалина Л.А.
о признании незаконным и отмене предписания
при участии:
- от заявителя: Александровская О.А. по дов. от 20.03.2017, Зиноватный П.С. по дов. от 20.03.2017, Белов В.М. - председатель;
- от ответчика: Арефьева Е.Ю. по дов. от 05.12.2016;
- от третьего лица: Чекалина Л.А. - п/д, Семин Ю.П. - представитель.
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Алешкино" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным и об отмене предписания N Р-СЗ-06715/1 от 25.08.2016 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, отсутствие оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 11.08.2016 г. N Р-СЗ-01224 в целях проверки доводов изложенных в обращении гражданина от 14.06.2016 г. N ГР-09-4317/16 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЖСК "Алешкино" по адресу: г. Москва, ул. Свободы, дом 73, к. 1, кв. 383.
По окончании проверки сотрудниками Мосжилинспеции составлен Сводный акт проверки от 25.08.2016 г. N Р-СЗ-06715.
25 августа 2015 г. Государственной жилищной инспекцией города Москвы в отношении ЖСК "Алешкино" вынесено Предписание N Р-СЗ-06715/1 от 25 августа 2016 г.
Заявитель, посчитав Предписание незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Кроме того, согласно п. 22 Постановления Правительства Москвы от 05.10.2012 N 541-ПП (ред. от 01.12.2015) "О государственных информационных системах, обеспечивающих информирование граждан по вопросам управления многоквартирными домами в городе Москве" Мосжилинспекция осуществляет контроль за полнотой и актуальностью информации, внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами и кооперативами.
В силу п. п. 4.2, 4.2.9 Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (ред. от 09.06.2016) "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В настоящем случае оспариваемым предписанием на ЖСК "Алешкино" возложены следующие обязанности.
1) Привести устав ЖСК "Алешкино" в соответствие с требованиями законодательства, а именно:
- - п. 4.4 в соответствие требованиям ст. 123.2, ст. 123.3 ГК РФ, ст. 113 ГК РФ и п. 7 п. 8 Федерального закона от 05.05.2014 N 99 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", указать в уставе обязательные реквизиты, а именно условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членов кооператива и об их ответственности за нарушение обязательных требований по внесению паевых взносов;
- - п. 1.6 в соответствие ч. 1 ст. 110 ЖК РФ поскольку жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом, деятельность по совместному владению и использованию многоквартирным домом не охватывает предмет деятельности ЖСК;
- - п. 1.4 о том, что ЖКС вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, получать доходы противоречит специфике Жилищно-строительного кооператива, который в силу ст. 123.1 и 123.2 ГК РФ относится к некоммерческой организации;
- - пункты 1.15, 2.2.2, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 3.1.5, 31.8, 3.1.11, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.16, 4.3.1, 4.8, 5.4.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 8.3.10, 8.15, 8.16, 9.12.2, 9.12.9, 9.12.15, 9.12.18, 9.12.20, 9.12.21 регламентирующие права ЖСК выступать в части защиты прав собственников помещений МКД, обслуживанию общего имущества МКД, аккумулирования средств собственников помещений МКД, о выполнении иных действия в том числе выборе обслуживающей организации в интересах и за счет собственников помещений МКД противоречат ст. 117 ЖК РФ, так как ЖСК вправе реализовывать решения членов ЖСК и главой 6 ЖК РФ не предоставляет право ЖСК реализовывать решения собственников помещений МКД либо осуществлять представительство их интересов. В силу ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаченных паев членов ЖСК распространяются правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 2.1, 2.2.2; 2.2.3, 2.2.6 в части предоставления прав ЖСК управления МКД общим имуществом собственников противоречит ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, поскольку ЖСК может осуществлять управления домом, который находится в полном объеме в его собственности;
- - 2.2.8, 9.12.26 не соответствует ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаты паев членов ЖСК распространяются правила и правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 2.2.9, 3.1.17, 4.6, 4.7, 4.9, 4.10, 6.2.13, 9.12.10, 9.12.16 которые регламентируют реализацию решений собственников помещений МКД противоречат ст. 117 ЖК РФ, так как ЖСК вправе реализовывать решения членов ЖСК и главой 6 ЖК РФ не предоставляет право ЖСК реализовывать решения собственников помещений МКД либо осуществлять представительство их интересов. В силу ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаченных паев членов ЖСК распространяются правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 3.1.6, 5.10, 8.3.10 об установлении дополнительных платежей собственникам помещений противоречит п. 6 ст. 155 ЖК РФ поскольку законом установлена обязанность собственникам помещений МКД только обязательных платежей на содержание общего имущества;
- - п. 4.1, 4.2, 4.3.1, 4.3.7, 4.3.8 не соответствует требования раздел 5 ЖК РФ и ст. 123.2 ГК РФ так как в полномочия ЖСК не входит право распоряжаться денежными средствами собственников помещений и взимать с них дополнительные платежи;
- - п. 5.1 о определении правового статуса члена ЖСК, которым в силу указанного пункта может являться собственник помещений МКД, что дает право вступать ему в члены ЖСК противоречит ст. 121 ЖК и ст. 123.2 ГК РФ, которыми определено, что членами ЖСК могут являться граждане с момента уплаты вступительного взноса и внесения паевого взноса, что свидетельствует о невозможности собственников помещений МКД.
2) Исключить из Единых платежных документов жителей плату за управленческие расходы и провести корректировку в пределах срока исковой давности (3 года).
В силу ст. 110 ЖК РФ Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
В силу ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.
В силу ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
В соответствии со ст. 125 ЖК РФ Порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного кооператива определяются уставом жилищного кооператива. Пай может принадлежать одному или нескольким гражданам либо юридическим лицам.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующее законодательство не содержит изъятий и/или исключений из квалифицирующих требований законодательства, предъявляемых к Уставу объединения граждан, определяемому законом как потребительский кооператив, позволяющих не указывать в Уставе потребительского кооператива условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов ввиду их отсутствия в связи с их выплатой пайщиками в полном объеме (п. 4.4 Устава).
В нарушение императивно установленных требований законодательства (п. 3) ч. 8 ст. 3 ФЗ от 05.05.2014 г. N 99, ст. 113, ст. 125 ЖК РФ, ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ) в Уставе Заявителя отсутствуют сведения о размере вступительных и паевых взносов, составе и порядка внесения паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов.
Относительно доводов ЖСК, о том, что собственник помещения имеет право на вступление в члены ЖСК, со ссылкой на ст. 111 ЖК РФ как основание для отмены обжалуемого предписания, суд отмечает следующее.
Разделом V ЖК РФ регулируются правоотношения в кооперативах, создаваемых после 01 января 2014 г. или кооперативов в которых ни один паевой взнос членами кооператива не выплачен, и жилые помещения, которые кооператив может предоставить вступившему в члены кооператива гражданину в целях удовлетворения его потребностей в жилье (ч. 1 ст. 110, ст. 124 ЖК РФ) или предоставил ранее, но в собственность пайщиком кооператива, в связи с не выплатой паевого взноса, помещение не приобретено.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ граждане и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридические лица, вступают в члены ЖСК в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
В то же время требования ч. 1 ст. 110 ЖК РФ в силу ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30.11.2011 г. N 349 распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу указанного Закона.
По состоянию на 01 марта 2005 г. (вступление в силу ЖК РФ - ст. 1 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ) все граждане (участники), ЖСК, выплатив полностью паевые взносы, удовлетворили свои потребности в жилье. В МКД проживают 100% собственников помещений. Основанием владения, пользования и распоряжения жилым помещением, при данных обстоятельствах, является не членство в кооперативе (ч. 3 ст. 124 ЖК РФ), а право собственности (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).
Доводы заявителя по вопросу правомерности управления кооперативом МКД, при отсутствии собственности ЖСК на МКД со ссылкой на ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, также правомерно отклонены судом.
Управление МКД кооперативом, с учетом положений раздела V ЖК РФ допускается при условии, если МКД находится в собственности жилищного кооператива. Кооперативная собственность на МКД, при данных обстоятельствах, принадлежит единоличному собственнику ЖСК.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции МКД не находится в собственности Кооператива, паевые взносы членами кооператива выплачены полностью, что подтверждается в том числе Справкой председателя правления от 15.02.2017 г. N 16/17. Кооперативная собственность на МКД прекращена. Жилые помещения (квартиры) принадлежат на праве собственности собственникам помещений в МКД, общее имущество в МКД принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
В связи с чем, п. 2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.6 устава ЖСК в части предоставления прав ЖСК управления МКД, в общим имуществом собственников противоречит ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, поскольку ЖСК может осуществлять управления домом, который находится в полном объеме в его собственности.
По вопросу установления п. 3.1.6, 5.10, 8.3.10 Устава ЖСК дополнительных платежей собственникам помещений, суд учитывает следующее.
Жилищной инспекцией СЗАО установлено нарушение законодательства - оплата издержек за содержание жилого помещения, квартиры N 383 в доме 73 корп. 1 по ул. Свободы, оформленного в собственность ЖСК "Алешкино".
Согласно Выписке из ЕГРН за ЖСК "Алешкино" (далее ЖСК) зарегистрировано право на квартиру N 383 по ул. Свободы, дом 73 корп. 1 кв. 383 (собственность на квартиру N 383 от 09.04.2002 г. N 77-01/31-29X2002-1228.2-1) Правообладателем данного помещения, согласно выписки из ЕГРП, является ЖСК.
В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц.
В силу со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 30, ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено обязательство по своевременной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и организациями.
Из положений п. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, у собственника помещения - ЖСК - возникает обязанность и по уплате взносов на капитальный ремонт за счет собственных средств (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Вместе с тем, в нарушении положений ст. 210, пп. 2, 4 ст. 212, ст. 249 ГК РФ, п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 39 ЖК РФ в статью "организационные расходы" включена оплата за содержание квартиры N 383, принадлежащей по праву собственности с 2002 года ЖСК.
Таким образом, собственник помещения в МКД фактически содержит собственность, принадлежащее ЖСК, за счет средств дополнительного платежа, включенного в статью, "организационные расходы", собираемых с граждан - других собственников помещений, проживающих в МКД.
При этом, вопреки доводам заявителя, Административный орган в обжалуемом предписание не указывает, о не законности права владения доли в праве на общее имущество в МКД, права распоряжения и использования общего имущества, а указывает на необходимость организации нести бремя содержания, принадлежащего организации имущества самостоятельно.
Кроме того, в жилом помещении (квартире N 383), принадлежащем ЖСК, установлен телефон, оплата которого в смету включена в статью "расходы на управление общим имуществом" и повторно оплачивается собственниками помещений МКД в размере 16 800 руб. по платежному документу содержание и текущий ремонт по строке под названием (приложение 1а).
Телефон, находящийся в квартире собственника помещения в пределах одного жилого помещения и обслуживающий одну квартиру не отвечает признакам общего имущества (п. 2 Правил ПП N 491) и обязательства по оплате за личное имущество несет собственник помещения - Истец (ЖСК).
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" не установлены услуги за предоставление связи - телефона.
При этом, услуги за телефон Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 не отнесены к составу общего имущества МКД, а также к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений.
В связи с чем, оплата за услуги "телефон" незаконно включена в статью "расходы на управление общим имуществом" МКД".
По вопросу нарушения структуры платы за жилое помещение и повторных платежей суд отмечает следующее.
В соответствии со п. 16 ст. 12 ЖК РФ, установление структуры платы за жилое помещение отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу ст. 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч. 2 ст. 154 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно распоряжения правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 460-РП "Об утверждении Методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД", департамент ЖКХиБ г. Москвы на основании методики обеспечивает формирование ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Согласно письму Департамента ЖКХиБ г. Москвы N 05-0121-3945/5 от 25.07.2016 г., представленного третьим лицом, разъяснено какие именно расходы по управлению подлежат включению в ставку ПНР и, соответственно, в плату (цену) "за содержание и ремонт жилых помещений" для собственника помещения в МКД.
В частности, Департамент указал, что расходы на управление многоквартирным домом осуществляются на возмездной основе и включают в себя:
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, запятых управлением многоквартирным домом:
- расходы на содержание и эксплуатацию административных помещений, включая расходы на аренду помещений, коммунальные услуги и т.д.: другие расходы, связанные с управлением многоквартирным домом (почтовые, телефонные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной, копировальной и другой оргтехники, расходы на приобретение программного обеспечения, канцелярских принадлежностей, заказ отчетности и других документов, технической литературы и т.д.).
Согласно условиям Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП далее - Временный порядок), управляющая многоквартирным домом организация, применяющая для расчетов с собственниками цены на содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Правительством Москвы, имеет право на получение бюджетных субсидий.
Расходы, связанные с оплатой услуг управления многоквартирным домом, включены в цены за содержание и ремонт жилых помещений, а также ставки планово-нормативного расхода (ПНР), применяемые для расчета субсидий из бюджета города Москвы управляющим жилищным фондом организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, управляющая организация (в том числе ЖСК), применяющая в расчетах установленные Правительством Москвы цены на содержание и ремонт жилых помещений, а также получающая субсидию из бюджета города Москвы, не вправе взимать дополнительные платежи на оплату расходов, учтенных в ставке ПНР.
Тот факт, что ЖСК "Алешкино" является получателем субсидий из бюджета г. Москвы подтверждается в том числе письмами ДЖКХиБ г. Москвы от 14.11.2016 г. N 01-10-464/6 и от 21.11.2016 г. N 01-10-473/6.
Вместе с тем, как установлено материалами ЖСК собирает дополнительную, повторную оплату "услуг и работ по управлению МКД" уже ранее оплаченных дважды:
- 1-й раз от граждан через платеж "за содержание и ремонт жилых помещений" (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, пункт 1.9 ПП Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП, п. 2 Примечания приложения N 33 к Постановлению и бюджетной субсидии через ставку ПНР как компенсацию выпадающих доходов за граждан имеющих право на льготу (льготников).
- 2-ой раз повторно, калькулируя "расходы на управление" отдельной расчетной строкой в смете ЖСК - "организационные расходы", оплата которых повторно выставляется в платежном документе.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" утвержден "Временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с указанным Порядком (разделы 2, 3) перечисления бюджетных субсидий управляющей организации осуществляется согласно ставке планово-нормативного расхода - показателя, отражающего стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 раздела III Методики по составлению схемы расходов на управление многоквартирным домом, утвержденной Распоряжением ДЭПиР г. Москвы от 23.05.2007 г. N 21-Р "Об утверждении Методики по составлению сметы расходов на управление многоквартирным домом" расходы на управление многоквартирным домом включают в себя, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды управляющей организации.
В калькуляцию статьи "организационные расходы" Заявителем включены расходы на управление МКД, уже включенные и оплаченные собственниками помещений по цене за содержание жилых помещений (ПНР), что подтверждается также письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ г. Москвы) от 25.07.2016 г. N 05-0121-3945\\5.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о то, что сборы на управленческие услуги с жителей данного дома производятся дважды и взимание ЖСК с собственников помещений МКД взносов за организационные расходы является незаконным.
Ссылка заявителя на то, что перерасчет приведете к необоснованным убыткам ЖСК, судом первой инстанции правомерно отклонена как необоснованная.
Судом первой инстанции правомерно отклонены также доводы ТСЖ, о том, что ранее устав проверялся административным органом, нарушении не выявлено, со ссылкой на Акт проверки от 21.06.2016 г. N Р-СЗ-05037, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Из акта следует, что в ходе проверки проверялось устранение нарушений допущенных ЖСК в части не соответствия устава требованиям законодательства РФ.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, что в рамках проверки, по акту от 21.06.2016 г. N Р-СЗ-05037 Мосжилинспекцией проверялась редакция устава, проверяемая инспекцией в ходе проверки от 17.08.2016 г. (акт от 25.08.2016 г. N Р-СЗ-06715).
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года по делу N А40-195938/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 09АП-15239/2017 ПО ДЕЛУ N А40-195938/2016
Разделы:Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. N 09АП-15239/2017
Дело N А40-195938/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЖСК "Алешкино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года по делу N А40-195938/2016(145-1735)
по заявлению ЖСК "Алешкино" (ОГРН 1027739817335)
к Мосжилинспекции
третье лицо: Чекалина Л.А.
о признании незаконным и отмене предписания
при участии:
- от заявителя: Александровская О.А. по дов. от 20.03.2017, Зиноватный П.С. по дов. от 20.03.2017, Белов В.М. - председатель;
- от ответчика: Арефьева Е.Ю. по дов. от 05.12.2016;
- от третьего лица: Чекалина Л.А. - п/д, Семин Ю.П. - представитель.
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Алешкино" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным и об отмене предписания N Р-СЗ-06715/1 от 25.08.2016 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, отсутствие оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 11.08.2016 г. N Р-СЗ-01224 в целях проверки доводов изложенных в обращении гражданина от 14.06.2016 г. N ГР-09-4317/16 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЖСК "Алешкино" по адресу: г. Москва, ул. Свободы, дом 73, к. 1, кв. 383.
По окончании проверки сотрудниками Мосжилинспеции составлен Сводный акт проверки от 25.08.2016 г. N Р-СЗ-06715.
25 августа 2015 г. Государственной жилищной инспекцией города Москвы в отношении ЖСК "Алешкино" вынесено Предписание N Р-СЗ-06715/1 от 25 августа 2016 г.
Заявитель, посчитав Предписание незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Кроме того, согласно п. 22 Постановления Правительства Москвы от 05.10.2012 N 541-ПП (ред. от 01.12.2015) "О государственных информационных системах, обеспечивающих информирование граждан по вопросам управления многоквартирными домами в городе Москве" Мосжилинспекция осуществляет контроль за полнотой и актуальностью информации, внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами и кооперативами.
В силу п. п. 4.2, 4.2.9 Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (ред. от 09.06.2016) "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В настоящем случае оспариваемым предписанием на ЖСК "Алешкино" возложены следующие обязанности.
1) Привести устав ЖСК "Алешкино" в соответствие с требованиями законодательства, а именно:
- - п. 4.4 в соответствие требованиям ст. 123.2, ст. 123.3 ГК РФ, ст. 113 ГК РФ и п. 7 п. 8 Федерального закона от 05.05.2014 N 99 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", указать в уставе обязательные реквизиты, а именно условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членов кооператива и об их ответственности за нарушение обязательных требований по внесению паевых взносов;
- - п. 1.6 в соответствие ч. 1 ст. 110 ЖК РФ поскольку жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом, деятельность по совместному владению и использованию многоквартирным домом не охватывает предмет деятельности ЖСК;
- - п. 1.4 о том, что ЖКС вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, получать доходы противоречит специфике Жилищно-строительного кооператива, который в силу ст. 123.1 и 123.2 ГК РФ относится к некоммерческой организации;
- - пункты 1.15, 2.2.2, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 3.1.5, 31.8, 3.1.11, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.16, 4.3.1, 4.8, 5.4.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 8.3.10, 8.15, 8.16, 9.12.2, 9.12.9, 9.12.15, 9.12.18, 9.12.20, 9.12.21 регламентирующие права ЖСК выступать в части защиты прав собственников помещений МКД, обслуживанию общего имущества МКД, аккумулирования средств собственников помещений МКД, о выполнении иных действия в том числе выборе обслуживающей организации в интересах и за счет собственников помещений МКД противоречат ст. 117 ЖК РФ, так как ЖСК вправе реализовывать решения членов ЖСК и главой 6 ЖК РФ не предоставляет право ЖСК реализовывать решения собственников помещений МКД либо осуществлять представительство их интересов. В силу ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаченных паев членов ЖСК распространяются правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 2.1, 2.2.2; 2.2.3, 2.2.6 в части предоставления прав ЖСК управления МКД общим имуществом собственников противоречит ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, поскольку ЖСК может осуществлять управления домом, который находится в полном объеме в его собственности;
- - 2.2.8, 9.12.26 не соответствует ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаты паев членов ЖСК распространяются правила и правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 2.2.9, 3.1.17, 4.6, 4.7, 4.9, 4.10, 6.2.13, 9.12.10, 9.12.16 которые регламентируют реализацию решений собственников помещений МКД противоречат ст. 117 ЖК РФ, так как ЖСК вправе реализовывать решения членов ЖСК и главой 6 ЖК РФ не предоставляет право ЖСК реализовывать решения собственников помещений МКД либо осуществлять представительство их интересов. В силу ч. 2 ст. 129 ЖК РФ на отношения собственности при условии выплаченных паев членов ЖСК распространяются правила и полномочия главы 6 ЖК РФ;
- - п. 3.1.6, 5.10, 8.3.10 об установлении дополнительных платежей собственникам помещений противоречит п. 6 ст. 155 ЖК РФ поскольку законом установлена обязанность собственникам помещений МКД только обязательных платежей на содержание общего имущества;
- - п. 4.1, 4.2, 4.3.1, 4.3.7, 4.3.8 не соответствует требования раздел 5 ЖК РФ и ст. 123.2 ГК РФ так как в полномочия ЖСК не входит право распоряжаться денежными средствами собственников помещений и взимать с них дополнительные платежи;
- - п. 5.1 о определении правового статуса члена ЖСК, которым в силу указанного пункта может являться собственник помещений МКД, что дает право вступать ему в члены ЖСК противоречит ст. 121 ЖК и ст. 123.2 ГК РФ, которыми определено, что членами ЖСК могут являться граждане с момента уплаты вступительного взноса и внесения паевого взноса, что свидетельствует о невозможности собственников помещений МКД.
2) Исключить из Единых платежных документов жителей плату за управленческие расходы и провести корректировку в пределах срока исковой давности (3 года).
В силу ст. 110 ЖК РФ Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
В силу ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.
В силу ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
В соответствии со ст. 125 ЖК РФ Порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного кооператива определяются уставом жилищного кооператива. Пай может принадлежать одному или нескольким гражданам либо юридическим лицам.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующее законодательство не содержит изъятий и/или исключений из квалифицирующих требований законодательства, предъявляемых к Уставу объединения граждан, определяемому законом как потребительский кооператив, позволяющих не указывать в Уставе потребительского кооператива условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов ввиду их отсутствия в связи с их выплатой пайщиками в полном объеме (п. 4.4 Устава).
В нарушение императивно установленных требований законодательства (п. 3) ч. 8 ст. 3 ФЗ от 05.05.2014 г. N 99, ст. 113, ст. 125 ЖК РФ, ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ) в Уставе Заявителя отсутствуют сведения о размере вступительных и паевых взносов, составе и порядка внесения паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов.
Относительно доводов ЖСК, о том, что собственник помещения имеет право на вступление в члены ЖСК, со ссылкой на ст. 111 ЖК РФ как основание для отмены обжалуемого предписания, суд отмечает следующее.
Разделом V ЖК РФ регулируются правоотношения в кооперативах, создаваемых после 01 января 2014 г. или кооперативов в которых ни один паевой взнос членами кооператива не выплачен, и жилые помещения, которые кооператив может предоставить вступившему в члены кооператива гражданину в целях удовлетворения его потребностей в жилье (ч. 1 ст. 110, ст. 124 ЖК РФ) или предоставил ранее, но в собственность пайщиком кооператива, в связи с не выплатой паевого взноса, помещение не приобретено.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ граждане и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридические лица, вступают в члены ЖСК в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
В то же время требования ч. 1 ст. 110 ЖК РФ в силу ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30.11.2011 г. N 349 распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу указанного Закона.
По состоянию на 01 марта 2005 г. (вступление в силу ЖК РФ - ст. 1 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ) все граждане (участники), ЖСК, выплатив полностью паевые взносы, удовлетворили свои потребности в жилье. В МКД проживают 100% собственников помещений. Основанием владения, пользования и распоряжения жилым помещением, при данных обстоятельствах, является не членство в кооперативе (ч. 3 ст. 124 ЖК РФ), а право собственности (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).
Доводы заявителя по вопросу правомерности управления кооперативом МКД, при отсутствии собственности ЖСК на МКД со ссылкой на ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, также правомерно отклонены судом.
Управление МКД кооперативом, с учетом положений раздела V ЖК РФ допускается при условии, если МКД находится в собственности жилищного кооператива. Кооперативная собственность на МКД, при данных обстоятельствах, принадлежит единоличному собственнику ЖСК.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции МКД не находится в собственности Кооператива, паевые взносы членами кооператива выплачены полностью, что подтверждается в том числе Справкой председателя правления от 15.02.2017 г. N 16/17. Кооперативная собственность на МКД прекращена. Жилые помещения (квартиры) принадлежат на праве собственности собственникам помещений в МКД, общее имущество в МКД принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
В связи с чем, п. 2.1, 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.6 устава ЖСК в части предоставления прав ЖСК управления МКД, в общим имуществом собственников противоречит ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, поскольку ЖСК может осуществлять управления домом, который находится в полном объеме в его собственности.
По вопросу установления п. 3.1.6, 5.10, 8.3.10 Устава ЖСК дополнительных платежей собственникам помещений, суд учитывает следующее.
Жилищной инспекцией СЗАО установлено нарушение законодательства - оплата издержек за содержание жилого помещения, квартиры N 383 в доме 73 корп. 1 по ул. Свободы, оформленного в собственность ЖСК "Алешкино".
Согласно Выписке из ЕГРН за ЖСК "Алешкино" (далее ЖСК) зарегистрировано право на квартиру N 383 по ул. Свободы, дом 73 корп. 1 кв. 383 (собственность на квартиру N 383 от 09.04.2002 г. N 77-01/31-29X2002-1228.2-1) Правообладателем данного помещения, согласно выписки из ЕГРП, является ЖСК.
В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц.
В силу со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 30, ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено обязательство по своевременной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и организациями.
Из положений п. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, у собственника помещения - ЖСК - возникает обязанность и по уплате взносов на капитальный ремонт за счет собственных средств (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Вместе с тем, в нарушении положений ст. 210, пп. 2, 4 ст. 212, ст. 249 ГК РФ, п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 39 ЖК РФ в статью "организационные расходы" включена оплата за содержание квартиры N 383, принадлежащей по праву собственности с 2002 года ЖСК.
Таким образом, собственник помещения в МКД фактически содержит собственность, принадлежащее ЖСК, за счет средств дополнительного платежа, включенного в статью, "организационные расходы", собираемых с граждан - других собственников помещений, проживающих в МКД.
При этом, вопреки доводам заявителя, Административный орган в обжалуемом предписание не указывает, о не законности права владения доли в праве на общее имущество в МКД, права распоряжения и использования общего имущества, а указывает на необходимость организации нести бремя содержания, принадлежащего организации имущества самостоятельно.
Кроме того, в жилом помещении (квартире N 383), принадлежащем ЖСК, установлен телефон, оплата которого в смету включена в статью "расходы на управление общим имуществом" и повторно оплачивается собственниками помещений МКД в размере 16 800 руб. по платежному документу содержание и текущий ремонт по строке под названием (приложение 1а).
Телефон, находящийся в квартире собственника помещения в пределах одного жилого помещения и обслуживающий одну квартиру не отвечает признакам общего имущества (п. 2 Правил ПП N 491) и обязательства по оплате за личное имущество несет собственник помещения - Истец (ЖСК).
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" не установлены услуги за предоставление связи - телефона.
При этом, услуги за телефон Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 не отнесены к составу общего имущества МКД, а также к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений.
В связи с чем, оплата за услуги "телефон" незаконно включена в статью "расходы на управление общим имуществом" МКД".
По вопросу нарушения структуры платы за жилое помещение и повторных платежей суд отмечает следующее.
В соответствии со п. 16 ст. 12 ЖК РФ, установление структуры платы за жилое помещение отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу ст. 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч. 2 ст. 154 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно распоряжения правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 460-РП "Об утверждении Методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД", департамент ЖКХиБ г. Москвы на основании методики обеспечивает формирование ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Согласно письму Департамента ЖКХиБ г. Москвы N 05-0121-3945/5 от 25.07.2016 г., представленного третьим лицом, разъяснено какие именно расходы по управлению подлежат включению в ставку ПНР и, соответственно, в плату (цену) "за содержание и ремонт жилых помещений" для собственника помещения в МКД.
В частности, Департамент указал, что расходы на управление многоквартирным домом осуществляются на возмездной основе и включают в себя:
- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, запятых управлением многоквартирным домом:
- расходы на содержание и эксплуатацию административных помещений, включая расходы на аренду помещений, коммунальные услуги и т.д.: другие расходы, связанные с управлением многоквартирным домом (почтовые, телефонные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной, копировальной и другой оргтехники, расходы на приобретение программного обеспечения, канцелярских принадлежностей, заказ отчетности и других документов, технической литературы и т.д.).
Согласно условиям Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП далее - Временный порядок), управляющая многоквартирным домом организация, применяющая для расчетов с собственниками цены на содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Правительством Москвы, имеет право на получение бюджетных субсидий.
Расходы, связанные с оплатой услуг управления многоквартирным домом, включены в цены за содержание и ремонт жилых помещений, а также ставки планово-нормативного расхода (ПНР), применяемые для расчета субсидий из бюджета города Москвы управляющим жилищным фондом организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, управляющая организация (в том числе ЖСК), применяющая в расчетах установленные Правительством Москвы цены на содержание и ремонт жилых помещений, а также получающая субсидию из бюджета города Москвы, не вправе взимать дополнительные платежи на оплату расходов, учтенных в ставке ПНР.
Тот факт, что ЖСК "Алешкино" является получателем субсидий из бюджета г. Москвы подтверждается в том числе письмами ДЖКХиБ г. Москвы от 14.11.2016 г. N 01-10-464/6 и от 21.11.2016 г. N 01-10-473/6.
Вместе с тем, как установлено материалами ЖСК собирает дополнительную, повторную оплату "услуг и работ по управлению МКД" уже ранее оплаченных дважды:
- 1-й раз от граждан через платеж "за содержание и ремонт жилых помещений" (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, пункт 1.9 ПП Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП, п. 2 Примечания приложения N 33 к Постановлению и бюджетной субсидии через ставку ПНР как компенсацию выпадающих доходов за граждан имеющих право на льготу (льготников).
- 2-ой раз повторно, калькулируя "расходы на управление" отдельной расчетной строкой в смете ЖСК - "организационные расходы", оплата которых повторно выставляется в платежном документе.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" утвержден "Временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с указанным Порядком (разделы 2, 3) перечисления бюджетных субсидий управляющей организации осуществляется согласно ставке планово-нормативного расхода - показателя, отражающего стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 раздела III Методики по составлению схемы расходов на управление многоквартирным домом, утвержденной Распоряжением ДЭПиР г. Москвы от 23.05.2007 г. N 21-Р "Об утверждении Методики по составлению сметы расходов на управление многоквартирным домом" расходы на управление многоквартирным домом включают в себя, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды управляющей организации.
В калькуляцию статьи "организационные расходы" Заявителем включены расходы на управление МКД, уже включенные и оплаченные собственниками помещений по цене за содержание жилых помещений (ПНР), что подтверждается также письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ г. Москвы) от 25.07.2016 г. N 05-0121-3945\\5.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о то, что сборы на управленческие услуги с жителей данного дома производятся дважды и взимание ЖСК с собственников помещений МКД взносов за организационные расходы является незаконным.
Ссылка заявителя на то, что перерасчет приведете к необоснованным убыткам ЖСК, судом первой инстанции правомерно отклонена как необоснованная.
Судом первой инстанции правомерно отклонены также доводы ТСЖ, о том, что ранее устав проверялся административным органом, нарушении не выявлено, со ссылкой на Акт проверки от 21.06.2016 г. N Р-СЗ-05037, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Из акта следует, что в ходе проверки проверялось устранение нарушений допущенных ЖСК в части не соответствия устава требованиям законодательства РФ.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, что в рамках проверки, по акту от 21.06.2016 г. N Р-СЗ-05037 Мосжилинспекцией проверялась редакция устава, проверяемая инспекцией в ходе проверки от 17.08.2016 г. (акт от 25.08.2016 г. N Р-СЗ-06715).
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2017 года по делу N А40-195938/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)