Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6372/2017

Требование: О демонтаже самовольно установленных тамбуров в многоквартирном доме, обязании освободить общее имущество собственников многоквартирного дома от личных вещей и устранении препятствий в пользовании общим имуществом.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы указали, что на лестничных площадках первого этажа ответчики самовольно возвели тамбуры к своим квартирам, что затрудняет проход по межквартирным лестничным площадкам с детской коляской.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N 33-6372/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Трифоновой О.М., Малкова А.И.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.И., Д., Т.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 июня 2017 года по гражданскому делу по иску А.Л., А.А. к Д., Т.Е., К.И., Т.В., К.Д., С. о демонтаже самовольно установленных тамбуров в многоквартирном доме, обязании освободить общее имущество собственников многоквартирного дома от личных вещей и устранении препятствий в пользовании общим имуществом,

установила:

А.Л., А.А. обратились в суд с иском к Д., Т.Е., К.И., ссылаясь на то, что они являются долевыми собственниками трехкомнатной квартиры N на втором этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес). Ответчики также являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес).
На лестничных площадках первого этажа жители квартир N (Д.), N (Т.Е.), N (К.И.) самовольно возвели тамбуры к своим квартирам, что затрудняет проход по межквартирным лестничным площадкам с детской коляской. Собственник квартиры N постоянно использует лестничную площадку не по назначению и в личных целях, протягивает веревки для белья, устанавливает шкафы и тумбочки, тем самым сокращая место общего пользования.
Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения, заключающиеся в не обеспечении доступности к помещениям общего пользования. В адрес жильцов вынесены предписания о необходимости устранения нарушений, однако, до настоящего времени ответчиками никаких мер не принято.
Истцы просили суд обязать собственников квартир N (Д.), N (Т.Е.), N (К.И.) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес) за счет собственных средств демонтировать самовольно возведенные тамбуры к квартирам в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать собственника квартиры N указанного многоквартирного дома Т.Е. освободить межквартирную лестничную площадку от личных вещей, а так же не использовать в личных целях и не препятствовать в пользовании площадкой собственникам других квартир многоквартирного дома.
Определением суда от 18.04.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены К.Д., Т.В., С. в порядке ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как сособственники спорных квартир.
В судебном заседании истец А.Л. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчиков Д., Т.Е. - А.Ю. возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Ответчики, представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, извещенные судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Д. за счет собственных средств и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольно возведенный тамбур к квартире N многоквартирного жилого дома (адрес). Обязал Т.В., Т.Е., С. за счет собственных средств и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольно возведенный тамбур к квартире N многоквартирного жилого дома (адрес). Обязал К.И., К.Д. за счет собственных средств и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать самовольно возведенный тамбур к квартире N многоквартирного жилого дома (адрес). В удовлетворении остальной части заявленных требований А.Л., А.А. - отказано.
В апелляционной жалобе К.И., Д., Т.Е. выражают несогласие с принятым решением, просят решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков Е., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Истец А.Л. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
А.А., Д., Т.Е., К.И., представители Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, Т.В., С., К.Д. на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены правильного по существу решения суда, при этом исходит из следующего.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы А.А. и А.Л. являются собственниками помещений N, ответчики Д. ((адрес)), Т.В., Т.Е. и С. ((адрес)), К.И. и К.Д. ((адрес)) в многоквартирном доме (адрес).
Согласно техническому паспорту, указанный многоквартирный дом, общей полезной площадью 284,7 кв. м, представляет собой строение литер А3, является двухэтажным, с подвалом, состоит из восьми квартир.
Истцы в обоснование иска ссылаются на то, что ответчики самовольно на лестничных площадках первого этажа возвели тамбуры из древесно-стружечных плит, примыкающие к соответствующим квартирам, однако технической документацией (техническим планом дома от 14.01.2000 г.) тамбуры на лестничных площадках квартирам N, N, N не предусмотрены. Проход по межквартирным лестничным площадкам, в том числе проход с детской коляской затруднен.
Судом установлено, что тамбуры к квартирам N и N пристроены в 1999 году, к квартире N - в 2016 году.
В соответствии с п. 1.5 Положения "О порядке перепланировки и переоборудования жилых помещений в г. Оренбурге", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26 августа 1999 г. N 150, действовавшего на момент возведения тамбуров к квартирам N и N, перепланировка - это организационно - технические мероприятия, включающие, в том числе, устройство тамбуров перед входами в квартиры.
Согласно ст. 25 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также методическими документами в строительстве термины переоборудование (переустройство) и перепланировка согласно п. 3.7.4 МДК 2-04.2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда", согласно п. 1.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", переоборудование квартир включает в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или плит на твердом топливе; перенос электрических сетей, нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство новых и переоснащение существующих туалетов и ванных комнат; устройство новых вентиляционных каналов; прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройство для установки душевых кабин, гидромассажных ванн, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка квартир включает в себя: перенос и разборку перегородок; перенос и устройство дверных проемов; разукрупнение многокомнатных квартир; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и дополнительных кухонь и санузлов; ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения; устройство новых или изменение планировки существующих тамбуров. При этом перепланировка и переоборудование не должны нарушать прочность и целостность несущих конструкций и ухудшения внешнего вида здания.
В силу абз. 1 ст. 84 ЖК РСФСР, действовавшего до момента вступления в силу ЖК Российской Федерации, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 2.1. Положения "О порядке перепланировки и переоборудования жилых помещений в г. Оренбурге", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26 августа 1999 г. N 150, разрешения на перепланировку и переоборудование жилых помещений, а также лоджий, балконов и устройство временных перегородок в межквартирных коридорах выдаются администрацией г. Оренбурга.
Перепланировка и переоборудование не допускаются в случаях, в том числе, планировочных изменений, затрагивающих помещения общедомового использования (включая установку дополнительных входных дверей с открыванием их наружу и устройство тамбуров), если при этом ухудшаются условия эвакуации из соседних помещений (п. 2.2).
Для получения разрешения на перепланировку или переоборудование помещений необходимо предварительное согласование с УЖКХ при устройстве тамбуров перед входами в квартиры (п. 2.3).
Собственники, наниматели жилых помещений, желающие провести их перепланировку или переоборудование, обязаны уведомить об этом собственников и пользователей смежных с ними помещений, а также направить заявление балансодержателю дома с приложением эскиза (перечня) предполагаемых организационно - технических мероприятий на копии поэтажного плана технического паспорта здания и необходимых проектно - расчетных материалов (п. 2.5).
Из материалов дела следует, что дом (адрес) в 1996 году был передан в муниципальную собственность и на момент проведения перепланировки в квартирах N и N балансодержателем дома являлось СИЗО-54/1.
В обоснование своих возражений ответчики указывают на то, что разрешительный порядок ими при возведении тамбуров соблюден, тамбуры к квартирам N и N дома устроены с разрешения (рапорта) начальника СИЗО-54/1 (балансодержателя дома) подполковника внутренней службы ФИО14 на основании заявлений их собственников от (дата). и (дата)., а к квартире N с согласия управляющей компании, а впоследствии одобрены решениями общих собраний собственников многоквартирного дома.
Удовлетворяя частично исковые требования в части перепланировки собственниками квартир N и N, суд первой инстанции исходил из того, что был установлен определенный порядок (процедура) ее проведения, который предусматривал в случае устройства тамбуров перед входами в квартиры получения согласия от УЖКХ, пользователей смежных помещений на их устройство, а так же положительных заключений балансодержателя жилого дома, пожарного надзора, газовой технической инспекции. Также являлось необходимым получение разрешения на проведение перепланировки администрацией г. Оренбурга (исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов).
Однако ответчики не представили суду доказательств соблюдения указанной процедуры при проведении перепланировок в квартирах N и N, и не представили доказательств получения разрешения на такую перепланировку от уполномоченного органа в лице администрации г. Оренбурга.
Представленные ответчиками Т.Е. и Д. разрешения начальника СИЗО-54/1 на обустройство тамбуров не свидетельствует о соблюдении предусмотренной законом процедуры перепланировки.
Удовлетворяя исковые требования относительно перепланировки собственниками квартиры N, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, ответчики в нарушение требований действующего законодательства, при возведении тамбура, произвели перепланировку места общего пользования, в результате которой размер общего имущества собственников дома уменьшился; возведение тамбура не предусмотрено техническими документами, проектной документацией, тамбуры возведены без соответствующего разрешения, в помещении, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, что является нарушением доступности пользования иными собственниками помещениями общего пользования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их верными, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, в соответствии со ст. 26 ЖК Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 2.1. "Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений, приемке работ по завершению переустройства и (или) перепланировки помещений в городе Оренбурге", "Формой акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию жилого помещения после переустройства и (или) перепланировки", утвержденного Постановлением администрации города Оренбурга от 04.10.2011 N 6538-п, переустройство и (или) перепланировка помещения проводится по решению департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения (далее - Решение).
Для получения Решения собственник помещения (уполномоченное им лицо), наниматель жилого помещения по согласованию с наймодателем, а также другое заинтересованное лицо (далее - Заявитель) представляет следующие документы: заявление о переустройстве и (или) перепланировке помещения; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение (подлинники или нотариально заверенные копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект предполагаемого переустройства и (или) перепланировки помещения (при пробивке проемов в несущих стенах многоквартирных домов в состав проекта должны быть включены сведения, обеспечивающие выполнение требований безопасности здания, в том числе требований механической, пожарной безопасности, требований безопасных для человека условий проживания и пребывания); для жилых помещений - письменное согласие всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения; письменное согласие всех собственников иных помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями согласно приложению N 4 к указанному постановлению в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещения связаны с уменьшением (присоединением к нему) части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с приложением справки товарищества собственников жилья, управляющей компании, жилищного кооператива или иного жилищного специализированного потребительского кооператива об общем количестве квартир в многоквартирном жилом доме и общем количестве собственников помещений в таком доме; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласовании переустройства и (или) перепланировки в случае, если переустройство и (или) перепланировка затрагивает общее имущество в многоквартирном доме (за исключением случаев присоединения части общего имущества, уменьшения общего имущества в многоквартирном доме). Решение предоставляется в виде протокола общего собрания или выписки из протокола. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимается в порядке, установленном главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации. Протокол общего собрания собственников помещений должен содержать сведения о собственниках (фамилия, инициалы), участвовавших в собрании, и принадлежащих им помещениях (п. 2.2.).
В соответствии с пунктом 3 ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, установлено, что в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, ответчики, в нарушение требований действующего законодательства, возвели тамбуры к своим помещениям, то есть произвели перепланировку места общего пользования, в результате которой уменьшился размер общего имущества собственников дома. При возведении тамбура ответчики также не получили разрешения администрации г. Оренбурга. В связи с чем, судебная коллегия полагает верными выводы суда о неправомерности действий ответчиков.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность демонтировать самовольно возведенные тамбуры.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчикам Т.В. и Т.Е., С. в части обязания освободить лестничную площадку от личных вещей и устранить препятствия в пользовании общим имуществом, поскольку доказательств нарушения прав истцов и законных интересов суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что оспариваемые действия не затрагивают прав и охраняемых законом интересов истцов являются несостоятельными, поскольку лестничная площадка является общим имуществом, используется по назначению проживающими на этаже гражданами и уменьшение его размера безусловно влияет на их права по пользованию общим имуществом. Возложение на ответчиков обязанности демонтировать установленные ими тамбуры в полной мере соответствует требованиям ст. 11 ЖК Российской Федерации, согласно которой одним из способов защиты жилищных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права.
Доводы жалобы о том, что в материалы дела представлены не заверенные копии документов, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку факт возведения тамбуров ответчиками не отрицался.
Ссылка в апелляционной жалобе о неправомерном применении судом первой инстанции Положения "О порядке перепланировки и переоборудования жилых помещений в г. Оренбурге", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26 августа 1999 г. N 150 безосновательна, поскольку спорные правоотношения являются длящимися, с момента возведения тамбуров ответчики в установленном законом порядке их не узаконили. Кроме того, по состоянию на 1998 - 1999 годы действовали положения ст. 25, абз. 1 ст. 84 ЖК РСФСР, согласно которым, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений (включая обустройство тамбуров), допускались лишь с согласия наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 01 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И., Д., Т.Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)