Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N 3-2/2013~М-1/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N 3-2/2013~М-1/2013


Белгородский областной суд в составе
председательствующего судьи Л.И. Мухортовой
при секретаре К.Е.В.
с участием прокурора В.В. Белоусова,
с участием заявителя А., представителя заявителей К.Е.А., представителей заинтересованных лиц: Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области Х., ООО "ЖЭУ Белгородстрой" и ООО УК "Тальвег", ОАО "Газпром межрегионгаз Белгород",
рассмотрев в открытом судебном Заседании гражданское дело по заявлению представителя О. и А. - К.Е.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и отмене приказов Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области от 25.02.2010 года N 2/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ЖЭУ Белгородстрой" потребителям энергии Белгородской области, на 2010 год", от 28.02.2011 года N 2/11 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2011 год", от 20.12.2011 года N 18/38 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" потребителям тепловой энергии Белгородской области, с 01.01.2012 года по 09.06.2012 года", от 09.06.2012 года N 13/21 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2012 год", от 30.11.2012 года N 23/31 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2013 год",
установил:

приказами комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области
от 25.02.2010 года N 2/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ЖЭУ Белгородстрой" потребителям энергии Белгородской области, на 2010 год" установлен одноставочный тариф в размере <...> руб./Гкал.
от 28.02.2011 года N 2/11, от 20.12.2011 N 18/38 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2011 год установлен одноставочный тариф в размере <...> руб./Гкал.
от 09.06.2012 года N 13/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2012 год" установлен одноставочный тариф в размере <...> руб. /Гкал.
от 30.11.2012 года N 23/31 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2013 год" установлен одноставочный тариф в размере <...> руб./Гкал.
О. и А. проживают в доме N <...> по <...>. Жилой дом является многоквартирным. Подача тепловой энергии, в том числе и в дом N <...>, осуществляется от котельной, принадлежащей на праве собственности ООО "И", обслуживающей ООО УК "Тальвег" на праве аренды.
Дело инициировано заявлением представителя О. - К.Е.А., которая просила признать приказы Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области N 2/6 от 25.02.2010 года, N 2/11 от 28.02.2011 года, N 18/38 от 20.12.2011 года, N 13/2 от 09.06.2012 года, N 23/31 от 30.11.2012 года противоречащими действующему федеральному законодательству, подлежащими отмене, указывая на то, что при формировании тарифов на тепловую энергию использовались цены на газ и электричество, установленные не для населения, а для "прочих потребителей".
В судебных заседаниях заявитель А., его представитель К.Е.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области Х. заявленные требования не признала, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат. Оспариваемые заявителем приказы приняты компетентным органом в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями федерального законодательства и прав заявителя не нарушают.
Представители заинтересованных лиц ООО "ЖЭУ Белгородстрой" и ООО "УК Тальвег", ОАО "Газпром межрегионгаз Белгород", ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении.
Представители ОАО "Белгородская сбытовая компания" в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства и выслушав объяснения представителей заявителей, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области, представителей заинтересованных лиц ООО "ЖЭУ Белгородстрой" и ООО "УК Тальвег", ОАО "Газпром межрегионгаз Белгород", ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Полномочия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области на издание приказов об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, установлены ФЗ РФ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 года N 109, ФЗ РФ N 41 от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и не оспариваются сторонами.
Согласно п. 19 ст. 2 ФЗ РФ "О теплоснабжении" органом регулирования тарифов является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления: поселения или городского округа в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Постановления правительства Белгородской области от 12.10.2009 года "Об утверждении положения о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области" Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачами Комиссии является, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области в пределах предоставленных ей полномочий и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В связи с обращением в установленном законом порядке ООО "ЖЭУ Белгородстрой" за установлением тарифа на тепловую энергию на 2010 год приказом от 25.02.2010 года 2/6 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей общества как для населения, так и для иных потребителей в размере <...> руб./Гкал.
по заявлению ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" изданы приказы от 28.02.2010 года N 2/11 и 20.12.2011 года, которыми установлены на 2011 год одноставочные тарифы в размере <...> руб./Гкал, приказами от 09.06.2012 года N 13/2 и 30.11.2012 года N 23/31 установлены на 2012 и 2013 годы тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО УК "Тальвег", соответственно в размере <...> руб./Гкал, и <...> руб./Гкал. как для потребителей, оплачивающих производство и передачу энергии.
Данные тарифы были опубликованы и введены в действие в установленном порядке (л.д. 70, 80, 90, 98).
На момент утверждения оспариваемых приказов Комиссии от 25.02.2010 г. N 2/6, от 28.02.2011 г. N 2/11, от 20.12.2011 г. N 18/38, от 09.06.2012 г. N 13/2 действовали Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
На момент утверждения 30.11.2012 года приказа Комиссии N 13/2 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии").
При расчете тарифов на тепловую энергию, как усматривается из заключения экспертов, комиссия руководствовалась вышеуказанными положениями законодательства, пунктом 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, согласно которым расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы: топливо (в рассматриваемом случае природный газ); на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность), на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, на ремонт и амортизацию основных средств, прочие расходы.
При производстве тепловой энергии котельной используются электроэнергия и в качестве топлива - природный газ.
Судом установлено, что поставка электроэнергии для работы котельной осуществляется согласно договорам энергоснабжения с приложением к ним акта приема-передачи товара, заключенным между Белгородской энергосбытовой компанией (поставщиком) и обществом
(покупатель), которое на законном основании эксплуатирует котельную, по свободным (нерегулируемым) ценам электроснабжения; поставка природного газа на основании договоров, заключенных между ООО "Газпром межрегионгаз Белгород" и обществом, которое на законном основании эксплуатирует котельную, - по цене, формируемой из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку по сетям ГРО, специальной надбавки, определяемой Правительством РФ.
Договоры поставки газа и электроэнергии, заключенные между ресурсоснабжающими организациями и покупателями в лице привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, содержат условия приобретения продукта, его цены и порядок расчета, которые были использованы Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов по Белгородской области при издании оспариваемых приказов. Данные условия и законность договоров не оспорены.
Заявитель полагает, что оспариваемые приказы приняты в нарушение положений Жилищного Кодекса РФ, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 года, однако не учитывает, что в силу приведенных положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 307 коммунальная услуга определяется действующим законодательством как комплекс взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающих приобретение соответствующего коммунального ресурса, доставку его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой.
Именно из приведенного понимания коммунальных услуг исходил законодатель, устанавливая в нормативных правовых актах обязанность исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) приобретать коммунальный ресурс (электроэнергию) у ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации), необходимый для предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению.
Поскольку в Правилах N 307 граждане признаются потребителями и подпадают под действие соответствующих норм жилищного законодательства лишь в той мере, в какой они используют энергию (коммунальные услуги) для личных, семейных, домашних нужд, нет оснований полагать, что этот режим распространяется на иные случаи приобретения гражданами электрической энергии, в том числе в целях обеспечения процесса производства иных видов энергии. При таком подходе исключается возможность предоставления исполнителям коммунальных
услуг права приобретения электроэнергии, используемой для производства других коммунальных ресурсов, по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержден Приказом ФСТ РФ от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)".
Согласно данному перечню электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам исполнителям коммунальных услуг (в том числе управляющим организациям), приобретающим электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Пунктом 6 Правил N 307 (действующим в момент издания приказов) коммунальная услуга "электроснабжение" определена как круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Таким образом, из перечисленных нормативных актов следует, что к потребителям, приравненным по оплате к категории "население", отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Теплоснабжающие предприятия, использующие электрическую энергию при производстве тепловой энергии, каковыми являются заинтересованные лица, не относятся к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания гражданам - потребителям услуг по электроснабжению.
Исключение составляют случаи, когда производство энергии осуществляется на имуществе, принадлежащем на праве общей собственности собственникам жилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 307 (положения указанного пункта, на которые ссылаются и заявители, действуют по настоящее время) при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается, исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
При том расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания указанной нормы права следует, что для применения данного способа расчета платы за отопление необходимо: наличие автономной системы отопления; нахождение указанной системы отопления в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем не обоснованы доводы заявителя о необходимости установления равной величины тарифов на тепловую энергию при расчете тарифа с учетом стоимости газа и электроэнергии, используемых для производства тепловой энергии центральной котельной, и оплате за газ и электроэнергию при расчете тарифа за вырабатываемую тепловую энергию "крышной" котельной.
Из материалов дела следует, что котельная, обеспечивающая теплом жилые дома, в одном из которых проживают заявители, является по сведениям, содержащимся в техническом паспорте (л.д. 12, том N 2), отдельно стоящим зданием, принадлежащим юридическому лицу ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.06.2011 года N 01/153/201-596, свидетельством о государственной регистрации права от 16.05.2011 года, и связана с жилыми домами наружными тепловыми сетями. Поэтому котельная, отапливающая два жилых дома, содержит признаки централизованной котельной, поскольку, как следует из СНиП 11-35-76, отличительным признаком центральной и автономной (в том числе крышной) котельной является не только количество отапливаемых зданий, но и наличие (отсутствие) наружных тепловых сетей.
В связи с тем, что котельная в состав общего имущества многоквартирных домов не входит, принадлежит в настоящее время ООО УК "Тальвег" на праве аренды, договоры энергоснабжения, как и договоры на поставку газа, заключены ресурсоснабжающими организациями непосредственно с арендаторами котельной (ООО ЖЭУ "Белгородстрой" на 2010 год, ООО УК "Тальвег" на 2012 - 2013 годы, собственником котельной ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" на 2011 год), расходы по содержанию спорной котельной в соответствии с условиями договора несет сам арендатор. Жильцы дома N 84 по ул. Садовая п. Северный не несли и не несут расходы на содержание и ремонт спорной котельной, поскольку она не относится к числу внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, бремя содержание которых обязаны нести собственники помещений в силу пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Судом установлено, что ООО УК "Тальвег" в данном случае приобретает у гарантирующих поставщиков коммунальные ресурсы (электрическую энергию, газ) по объекту газовая котельная не для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги газоснабжения, электроснабжения и освещения, а для подачи ООО "ЖЭУ Белгородстрой" иного коммунального ресурса - тепловой энергии (договор возмездного оказания услуг от 01.01.2012 г. л.д. 171, том N 1).
Не заслуживает внимания довод заявителя о противоречии оспариваемых приказов Постановлению Правительства от 21 июля 2008 года N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", поскольку согласно п. 1 настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Настоящие правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
В пункте 2 Положений дан исчерпывающий перечень потребителей, относимых к категории "население", в который заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле, не входят.
Из вышеизложенного следует, что поставка природного газа и электроэнергии для нужд котельной в целях теплоснабжения многоквартирных жилых домов не может осуществляться по тарифам, установленным для категории потребителей "население". Доводы, изложенные в заявлении К.Е.А., действующей по доверенности в интересах О. и А., сводятся по существу к выражению несогласия заявителей и их представителя с нормами действующего законодательства, не подтверждены доказательствами, ссылками на нормативные правовые акты и противоречат судебной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления представителя О., А. - К.Е.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и отмене приказов Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области от 25.02.2010 N 2/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ЖЭУ Белгородстрой" потребителям энергии Белгородской области, на 2010 год", N 2/11 от 28.02.2011 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2011 год", N 18/38 от 20.12.2011 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ ПЛЮС" потребителям тепловой энергии Белгородской области, с 01.01.2012 года по 09.06.2012 г.", N 13/2 от 09.06.2012 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2012 год", N 23/31 от 30.11.2012 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО УК "Тальвег" потребителям тепловой энергии Белгородской области, на 2013 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Л.И.МУХОРТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)