Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Янтарь": Павлова Л.А., представитель по доверенности от 01.03.2015 N 41;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Григорьева Е.В., представитель по доверенности от 07.08.2014 N 6/9229;
- от Касперского С.В.: представитель не явился;
- от Касперской З.А.: представитель не явился;;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
на решение от 19.02.2015
по делу N А73-15848/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения от 10.10.2014 N 25 и предписания от 10.10.2014 N 9
третьи лица: Касперский С.В.; Касперская З.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - заявитель, Общество, ООО "Янтарь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства о признании незаконными решения от 10.10.2014 N 25 (пункты 2 и 3 резолютивной части) и предписания от 10.10.2014 N 9, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган).
Решением от 19.02.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Касперского С.В. и Касперской З.А. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Касперский С.В. и Касперская З.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 13.11.2013 между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края и ООО "Янтарь" заключен договор "аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Рабочий поселок Ванино", в соответствии с пунктом 1.1. и 1.2. которого в аренду передается по передаточному акту имущество, указанное в приложении N 1 к договору в целях обеспечения населения в границах городского поселения тепло-и водоснабжением и водоотведением с 01.01.2014 по 01.06.2019 года (том 3 л.д. 14-19).
19 и 20 февраля 2013 между ОО "Янтарь" и гражданами Касперской З.А. и Касперским С.В. заключены, распространяющие свое действие согласно п. 10.1 на период с 01.10.2012 и подлежащие пролонгации на следующий финансовый год согласно п. 10.2., договоры на отпуск холодной питьевой воды из системы муниципального водопровода в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности инженерных систем, с использованием которой осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Пунктами 2.1.8 договоров предусмотрена обязанность исполнителя - Общества осуществить по заявлению потребителя - гражданина ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки и приступить к осуществлению расчетов размера платы за услугу, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию (том 3 л.д. 20-26, 30-34).
Согласно разделу 7 договоров их неотъемлемой частью являются: водохозяйственный балансовый расчет и акт разграничения балансовой (эксплуатационной) ответственности, согласно которым эксплуатационная ответственность сторон устанавливается для обоих договоров - на водопроводных сетях по врезке в существующих колодец ВК, расположенный напротив дома N 3 по ул. Арсеньева (том 3 л.д. 24-26, 34).
30.01.2014 в адрес ООО "Янтарь" поступили заявления граждан Касперской З.А. и Касперского С.В., проживающих в <...> соответственно, об обеспечении ввода в эксплуатацию (приемка, пломбировка) индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения для осуществления расчетов по фактическому потреблению (том 5 л.д. 47-50).
Как следует из заявлений граждан:
- прибор учета установлен "на границе домовладения (жилое помещение, принадлежащее на праве собственности с соблюдением "Правил установки счетчиков воды" в частном доме, а именно: находится у наружной стены дома в удобном и легкодоступном помещении, имеет искусственное и естественное освещение, температура воздуха не ниже 50С" (Касперский С.В.),
- прибор учета "установлен на основании п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на основании договора между ООО "Янтарь" и Касперской З.А. - на границе домовладения (жилое помещение), принадлежащего на праве собственности, с соблюдением "Правил установки счетчиков воды" в частном доме, а именно находится у наружной стены дома в удобном и легкодоступном помещении, имеет искусственное и естественное освещение, температура воздуха не ниже 50С" (Касперская З.А.).
Согласно "Актам на предмет обследования", составленным ООО "Янтарь" от 17.02.2014:
- частного дома Касперской З.А.: прибор учета установлен на вводе в дом (пристройка-гараж), на территории домовладения имеются отдельно стоящие здания (теплица, курятник), в них холодное водоснабжение отсутствует (том 3 л.д. 24).
- частного дома Касперского С.В.: прибор учета установлен на вводе в дом, в цокольном помещении (гараж), на территории домовладения отдельно стоящих сооружений нет (том 3 л.д. 42).
Кроме того, в ходе обследования установлено, что водопровод к дому N 16, где проживает Касперский С.В., проложен через водопровод к жилому дому N 14.
Вместе с этим третьими лицами в материалы арбитражного дела были представлены документы, из которых усматривается, что в 2006 году граждане обращались в МУП "Коммунальщик" (предшественник заявителя) по вопросу подключения своих домовладений к системе централизованного водоснабжения.
В связи с обращением были разработаны "Технические условия" на подключение домов N 16 и N 18 по ул. Арсеньева к муниципальным сетям водоснабжения, составлены схемы и акты разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которым присоединение постоянного водопровода для подачи холодной воды предполагалось разместить в колодцах рядом с домами граждан. Но, как следует из документов, фактически технические условия, то есть, присоединение постоянного водопровода в проектируемых местах - колодцах, не выполнены, соединение не произведено (том 5 л.д. 16-46).
Письмами от 06.02.2014 N 9/460 Касперскому С.В и от 09.02.2014 N 9/461 Касперской З.А. Общество отказало во вводе приборов учета в эксплуатацию по причине "установки приборов в ненадлежащем месте", предложив после повторного обращения названных граждан в марте 2014 письмами от 14.03.2014:
- установить индивидуальные приборы учета: для Касперской З.А - в водопроводном колодце напротив ее дома,
- для Касперского С.В. - после установки им коллективного прибора учета в колодце напротив дома N 14, принадлежащем гр. Белоноговой И.А., установить свой прибор учета в подвале своего жилого дома (том 2 л.д. 17, 51, том 1 л.д. 127, 153).
Кроме того, Обществом было указано, что до сдачи ему в эксплуатацию надлежащим образом приборов учета ХВС, счета на оплату за потребленную воду будут выставляться исходя из показаний коллективного прибора учета, установленного в водопроводном колодце напротив дома N 3 по ул. Арсеньева.
Не согласившись с названными действиями ООО "Янтарь", выразившимися в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды в месте, установленном потребителями и с предлагаемой методикой расчета платы за водоснабжение, Касперский С.В. и Касперская З.А. обратились в УФАС по Хабаровскому краю с жалобой на нарушение Обществом ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам обращения и в связи с проведенными исследованиями (служебное письмо от 08.05.2014 том 3 л.д. 2-7). Вр. и.о. руководителя антимонопольного органа издан приказ от 16.05.2014 N 309 о возбуждении дела N 3-1/24 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 3-1/24 УФАС по Хабаровскому краю вынесено решение от 10.10.2014 N 25, в соответствии с которым решено:
Установить доминирующее положение ООО "Янтарь" на рынке услуг водоснабжения (холодного) на территории п. Ванино Ванинского района Хабаровского края в зоне расположения водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности сетей) с долей 100%.
Признать действия ООО "Янтарь", выразившиеся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперскому СВ., по указанной ООО "Янтарь" причине - "установки данных приборов в ненадлежащих местах", нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляющими интересы гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ.
Признать действия ООО "Янтарь", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленную ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. по Договору N 1-31 и гр. Касперскому СВ. по Договору N 1-32, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляющими интересы гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ.
Предписанием от 10.10.2014 N 9 Обществу предписано:
"ООО "Янтарь" в срок до 24 ноября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ., по обстоятельствам, установленным в Решении N 25 от 10.10.2014.
ООО "Янтарь" в срок до 24 ноября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленную ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. по Договору N 1-31 и гр. Касперскому СВ. по Договору N 1-32, по обстоятельствам, установленным в Решении N 25 от 10.10.2014.
Во исполнение пунктов 1 и 2 настоящего предписания ООО "Янтарь" осуществить процедуру ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперскому СВ., в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, установленного ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. Договором N 1-31 и гр. Касперскому СВ. Договором N 1-32, и не допускать установленное в Решении N 25 от 10.10.2014 нарушение порядка ценообразования в будущем".
Не оспаривая выводы занятия им на территории п. Ванино на рынке услуг холодного водоснабжения в зоне расположения водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности сетей) доминирующего с долей 100% положения, но, не согласившись с выводами антимонопольного органа о нарушении Обществом ст. 10 Закона о защите конкуренции, и полагая свою позицию о размещении приборов учета в ненадлежащем месте и предлагаемый порядок расчетов законными и обоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
Аналогичное понятие о возможном месте размещения приборов учета содержится в пункте 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Из материалов дела следует, что в договорах на отпуск холодной питьевой воды, заключенных между ООО "Янтарь" и гр. Касперской З.А., гр. Касперским СВ., указано, что индивидуальный учет количества израсходованной холодной питьевой воды производится по показаниям прибора учета, установленного на границе домовладения, которым по пояснениям представителя при сложившихся обстоятельствах (отсутствие правоустанавливающих документов на водопроводные сети, проведенные от границы разграничения балансовой принадлежности, которой является граница водопровода в колодце напротив дома N 3 по ул. Арсеньева) является либо граница земельного участка по забору, либо колодцы напротив домов N 16 и N 18.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.
Суд первой инстанции, соглашаясь с понятием "домовладения", приведенным заявителем в письменных пояснения в точном соответствии с определением, данным в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах") (далее - Правила N 354) о том, что "домовладение" - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты), правомерно признал доводы Общества о соблюдении им действующего в указанной сфере правоотношений законодательства, несостоятельными.
В силу статей 5, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правила N 354 являются частью жилищного законодательства.
Так, Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 4 Правил потребителю могут быть предоставлены, в том числе, следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с пп. "в" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно пункту 29 Правил представление заявителем неполного пакета документов или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае исполнитель в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, обязан в письменной форме сообщить заявителю о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, а в случае представления не всех документов из числа обязательных исполнитель обязан сообщить заявителю наименование организаций (учреждений) и их адреса, по которым заявитель может получить недостающие документы. После этого исполнитель приостанавливает рассмотрение документов заявителя без их возврата заявителю вплоть до получения от заявителя недостающих документов. В случае если недостающие документы не будут представлены заявителем исполнителю в течение 6 месяцев со дня приостановления их рассмотрения, то исполнитель вправе прекратить рассмотрение заявления и возвратить представленные документы заявителю. В этом случае для заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заявитель подает заявление повторно.
Из положений пункта 31 Правил следует, что исполнитель услуг обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, согласно пункту 34 Правил потребитель обязан, в том числе:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В разделе VI названных Правил определены положения, касающиеся Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Так согласно пункту 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с пунктом 81 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 81 (4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Пунктом 81 (5) Правил установлено, что несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 81 (6) по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, определены в Приложение N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Согласно п. 2 Приложения N 1 техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
В соответствии с пунктом 3 данного документа техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В силу пункта 4 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 1 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Материалами дела установлено, что в ответ на обращения от 30.01.2014 лиц, заключивших с Обществом договоры на отпуск холодной воды, в которых была предусмотрена возможность обращения к исполнителю услуги с заявкой о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета (пункт 2.1.8 договоров), Общество составило 14.02.2014 "Акты на предмет обследования".
В указанных актах (том 5 л.д. 51, 52) описано место установки индивидуальных приборов учета (на вводе в дом, в гараже), учетные номера приборов, отсутствие/наличие на территории домовладения отдельно стоящих сооружений.
Названные акты по своему содержанию, но не в полной мере, соответствуют понятию "акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета", который относится к процедуре установки прибора учета, но не к процедуре ввода его в эксплуатацию.
Индивидуальные приборы учета холодной воды, установлены самостоятельно потребителями услуги - Касперским С.В., Касперской З.А.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что данный акт не свидетельствует о том, и не фиксирует тех обстоятельств, которые в соответствии с вышеприведенными судом положениями Приказа Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 N 627, могут являться законными основаниями для отказа.
Вместе с тем, обществом, в нарушение Положений раздела VII "Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета.." Правил N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, либо критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в единственно оформленном документе (акте на предмет обследования) зафиксировано не было.
Акта установленной формы (о приемке /отказе в приемке) индивидуального прибора учета Обществом не составлено.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что причины отказа ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета гр. Касперским С.В. и З.А., которые Общество указало в письмах от 09.02.2014, от 10.02.2014, законными основаниями для отказа ввода приборов учета в эксплуатацию признаны быть не могут.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предложенное Обществом место размещения индивидуальных приборов учета - в водопроводных колодцах напротив домов N 16 и N 18, т.е. фактически за пределами границ домовладений обратившихся к ним лиц, на настоящий момент также не может быть признано обоснованным, так как эти колодцы не закреплены в установленном порядке ни как границы разграничения балансовой принадлежности сетей, ни как границы эксплуатационной ответственности сетей, ни как границы домовладений собственников индивидуальных приборов учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Факт того, что ООО "Янтарь" занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории пос. Ванино в зоне расположениям водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности) с долей 100%, Обществом признан.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о нарушении Обществом положений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета гр. Касперских С.В. и З.А. по причине "установки приборов в ненадлежащем месте".
Кроме того, рассмотрев вопрос о наличии в действиях Общества нарушений положений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 41 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по установленной формуле.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек также по соответствующей формуле.
Из материалов дела следует, что комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно договорам на отпуск холодной питьевой воды (раздел 3), заключенным между ООО "Янтарь" и гр. Касперской З.А., гр. Касперским СВ., объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается следующим образом: от показаний коллективного прибора учета отнимаются показания всех индивидуальных приборов учета и (или) договорной объем (в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета), разница распределяет между потребителями пропорционально размеру договорного объема каждого потребителя.
Если разница объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за такой расчетный период, потребителям не начисляется.
В случае неисправности или ремонта коллективного прибора учета плата за общедомовые нужды не начисляется.
Однако согласно пункту 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, коллективный прибор учета холодной воды, установленный ООО "Янтарь" по ул. Арсеньева, в районе дома N 3, не может использоваться для расчета размера платы за предоставленную конкретным потребителям в домовладения коммунальную услугу - холодное водоснабжение.
При этом в названных договорах с потребителями услуги, определены объемы услуги холодного водоснабжения в каждом из домовладений, исходя из расчета в год и в месяц.
Суд первой инстанции, проведя анализ вышеизложенного, правомерно пришел к выводу, что порядок расчета, размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленной потребителям в домовладениях, установленный ООО "Янтарь" в Договоре N 1-31 и в Договоре N 1-32, противоречит законодательству Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует об ущемлении ООО "Янтарь" интересов гр. Касперской З.А. и гр. Касперского СВ., что выразилось в начислении ООО "Янтарь" данным гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу - холодное водоснабжение в нарушении порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом нарушены требования п. 1. ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В связи с чем, выданное в адрес Общества предписание по своему содержанию, полностью соответствует и полномочиям антимонопольного органа, и установленным обстоятельствам, так как направлено на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления и злоупотребления доминирующим положением, и поэтому, правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2015 по делу N А73-15848/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2015 N 06АП-1653/2015 ПО ДЕЛУ N А73-15848/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. N 06АП-1653/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Янтарь": Павлова Л.А., представитель по доверенности от 01.03.2015 N 41;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Григорьева Е.В., представитель по доверенности от 07.08.2014 N 6/9229;
- от Касперского С.В.: представитель не явился;
- от Касперской З.А.: представитель не явился;;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
на решение от 19.02.2015
по делу N А73-15848/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения от 10.10.2014 N 25 и предписания от 10.10.2014 N 9
третьи лица: Касперский С.В.; Касперская З.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - заявитель, Общество, ООО "Янтарь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства о признании незаконными решения от 10.10.2014 N 25 (пункты 2 и 3 резолютивной части) и предписания от 10.10.2014 N 9, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган).
Решением от 19.02.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Касперского С.В. и Касперской З.А. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Касперский С.В. и Касперская З.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 13.11.2013 между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края и ООО "Янтарь" заключен договор "аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Рабочий поселок Ванино", в соответствии с пунктом 1.1. и 1.2. которого в аренду передается по передаточному акту имущество, указанное в приложении N 1 к договору в целях обеспечения населения в границах городского поселения тепло-и водоснабжением и водоотведением с 01.01.2014 по 01.06.2019 года (том 3 л.д. 14-19).
19 и 20 февраля 2013 между ОО "Янтарь" и гражданами Касперской З.А. и Касперским С.В. заключены, распространяющие свое действие согласно п. 10.1 на период с 01.10.2012 и подлежащие пролонгации на следующий финансовый год согласно п. 10.2., договоры на отпуск холодной питьевой воды из системы муниципального водопровода в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности инженерных систем, с использованием которой осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Пунктами 2.1.8 договоров предусмотрена обязанность исполнителя - Общества осуществить по заявлению потребителя - гражданина ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки и приступить к осуществлению расчетов размера платы за услугу, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию (том 3 л.д. 20-26, 30-34).
Согласно разделу 7 договоров их неотъемлемой частью являются: водохозяйственный балансовый расчет и акт разграничения балансовой (эксплуатационной) ответственности, согласно которым эксплуатационная ответственность сторон устанавливается для обоих договоров - на водопроводных сетях по врезке в существующих колодец ВК, расположенный напротив дома N 3 по ул. Арсеньева (том 3 л.д. 24-26, 34).
30.01.2014 в адрес ООО "Янтарь" поступили заявления граждан Касперской З.А. и Касперского С.В., проживающих в <...> соответственно, об обеспечении ввода в эксплуатацию (приемка, пломбировка) индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения для осуществления расчетов по фактическому потреблению (том 5 л.д. 47-50).
Как следует из заявлений граждан:
- прибор учета установлен "на границе домовладения (жилое помещение, принадлежащее на праве собственности с соблюдением "Правил установки счетчиков воды" в частном доме, а именно: находится у наружной стены дома в удобном и легкодоступном помещении, имеет искусственное и естественное освещение, температура воздуха не ниже 50С" (Касперский С.В.),
- прибор учета "установлен на основании п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на основании договора между ООО "Янтарь" и Касперской З.А. - на границе домовладения (жилое помещение), принадлежащего на праве собственности, с соблюдением "Правил установки счетчиков воды" в частном доме, а именно находится у наружной стены дома в удобном и легкодоступном помещении, имеет искусственное и естественное освещение, температура воздуха не ниже 50С" (Касперская З.А.).
Согласно "Актам на предмет обследования", составленным ООО "Янтарь" от 17.02.2014:
- частного дома Касперской З.А.: прибор учета установлен на вводе в дом (пристройка-гараж), на территории домовладения имеются отдельно стоящие здания (теплица, курятник), в них холодное водоснабжение отсутствует (том 3 л.д. 24).
- частного дома Касперского С.В.: прибор учета установлен на вводе в дом, в цокольном помещении (гараж), на территории домовладения отдельно стоящих сооружений нет (том 3 л.д. 42).
Кроме того, в ходе обследования установлено, что водопровод к дому N 16, где проживает Касперский С.В., проложен через водопровод к жилому дому N 14.
Вместе с этим третьими лицами в материалы арбитражного дела были представлены документы, из которых усматривается, что в 2006 году граждане обращались в МУП "Коммунальщик" (предшественник заявителя) по вопросу подключения своих домовладений к системе централизованного водоснабжения.
В связи с обращением были разработаны "Технические условия" на подключение домов N 16 и N 18 по ул. Арсеньева к муниципальным сетям водоснабжения, составлены схемы и акты разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которым присоединение постоянного водопровода для подачи холодной воды предполагалось разместить в колодцах рядом с домами граждан. Но, как следует из документов, фактически технические условия, то есть, присоединение постоянного водопровода в проектируемых местах - колодцах, не выполнены, соединение не произведено (том 5 л.д. 16-46).
Письмами от 06.02.2014 N 9/460 Касперскому С.В и от 09.02.2014 N 9/461 Касперской З.А. Общество отказало во вводе приборов учета в эксплуатацию по причине "установки приборов в ненадлежащем месте", предложив после повторного обращения названных граждан в марте 2014 письмами от 14.03.2014:
- установить индивидуальные приборы учета: для Касперской З.А - в водопроводном колодце напротив ее дома,
- для Касперского С.В. - после установки им коллективного прибора учета в колодце напротив дома N 14, принадлежащем гр. Белоноговой И.А., установить свой прибор учета в подвале своего жилого дома (том 2 л.д. 17, 51, том 1 л.д. 127, 153).
Кроме того, Обществом было указано, что до сдачи ему в эксплуатацию надлежащим образом приборов учета ХВС, счета на оплату за потребленную воду будут выставляться исходя из показаний коллективного прибора учета, установленного в водопроводном колодце напротив дома N 3 по ул. Арсеньева.
Не согласившись с названными действиями ООО "Янтарь", выразившимися в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды в месте, установленном потребителями и с предлагаемой методикой расчета платы за водоснабжение, Касперский С.В. и Касперская З.А. обратились в УФАС по Хабаровскому краю с жалобой на нарушение Обществом ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
По результатам обращения и в связи с проведенными исследованиями (служебное письмо от 08.05.2014 том 3 л.д. 2-7). Вр. и.о. руководителя антимонопольного органа издан приказ от 16.05.2014 N 309 о возбуждении дела N 3-1/24 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 3-1/24 УФАС по Хабаровскому краю вынесено решение от 10.10.2014 N 25, в соответствии с которым решено:
Установить доминирующее положение ООО "Янтарь" на рынке услуг водоснабжения (холодного) на территории п. Ванино Ванинского района Хабаровского края в зоне расположения водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности сетей) с долей 100%.
Признать действия ООО "Янтарь", выразившиеся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперскому СВ., по указанной ООО "Янтарь" причине - "установки данных приборов в ненадлежащих местах", нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляющими интересы гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ.
Признать действия ООО "Янтарь", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленную ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. по Договору N 1-31 и гр. Касперскому СВ. по Договору N 1-32, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляющими интересы гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ.
Предписанием от 10.10.2014 N 9 Обществу предписано:
"ООО "Янтарь" в срок до 24 ноября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперского СВ., по обстоятельствам, установленным в Решении N 25 от 10.10.2014.
ООО "Янтарь" в срок до 24 ноября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленную ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. по Договору N 1-31 и гр. Касперскому СВ. по Договору N 1-32, по обстоятельствам, установленным в Решении N 25 от 10.10.2014.
Во исполнение пунктов 1 и 2 настоящего предписания ООО "Янтарь" осуществить процедуру ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды, принадлежащих гр. Касперской З.А. и гр.Касперскому СВ., в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, установленного ООО "Янтарь" гр. Касперской З.А. Договором N 1-31 и гр. Касперскому СВ. Договором N 1-32, и не допускать установленное в Решении N 25 от 10.10.2014 нарушение порядка ценообразования в будущем".
Не оспаривая выводы занятия им на территории п. Ванино на рынке услуг холодного водоснабжения в зоне расположения водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности сетей) доминирующего с долей 100% положения, но, не согласившись с выводами антимонопольного органа о нарушении Обществом ст. 10 Закона о защите конкуренции, и полагая свою позицию о размещении приборов учета в ненадлежащем месте и предлагаемый порядок расчетов законными и обоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
Аналогичное понятие о возможном месте размещения приборов учета содержится в пункте 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Из материалов дела следует, что в договорах на отпуск холодной питьевой воды, заключенных между ООО "Янтарь" и гр. Касперской З.А., гр. Касперским СВ., указано, что индивидуальный учет количества израсходованной холодной питьевой воды производится по показаниям прибора учета, установленного на границе домовладения, которым по пояснениям представителя при сложившихся обстоятельствах (отсутствие правоустанавливающих документов на водопроводные сети, проведенные от границы разграничения балансовой принадлежности, которой является граница водопровода в колодце напротив дома N 3 по ул. Арсеньева) является либо граница земельного участка по забору, либо колодцы напротив домов N 16 и N 18.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.
Суд первой инстанции, соглашаясь с понятием "домовладения", приведенным заявителем в письменных пояснения в точном соответствии с определением, данным в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах") (далее - Правила N 354) о том, что "домовладение" - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты), правомерно признал доводы Общества о соблюдении им действующего в указанной сфере правоотношений законодательства, несостоятельными.
В силу статей 5, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правила N 354 являются частью жилищного законодательства.
Так, Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 4 Правил потребителю могут быть предоставлены, в том числе, следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с пп. "в" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно пункту 29 Правил представление заявителем неполного пакета документов или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае исполнитель в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, обязан в письменной форме сообщить заявителю о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, а в случае представления не всех документов из числа обязательных исполнитель обязан сообщить заявителю наименование организаций (учреждений) и их адреса, по которым заявитель может получить недостающие документы. После этого исполнитель приостанавливает рассмотрение документов заявителя без их возврата заявителю вплоть до получения от заявителя недостающих документов. В случае если недостающие документы не будут представлены заявителем исполнителю в течение 6 месяцев со дня приостановления их рассмотрения, то исполнитель вправе прекратить рассмотрение заявления и возвратить представленные документы заявителю. В этом случае для заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заявитель подает заявление повторно.
Из положений пункта 31 Правил следует, что исполнитель услуг обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, согласно пункту 34 Правил потребитель обязан, в том числе:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В разделе VI названных Правил определены положения, касающиеся Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Так согласно пункту 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с пунктом 81 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 81 (4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Пунктом 81 (5) Правил установлено, что несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 81 (6) по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, определены в Приложение N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Согласно п. 2 Приложения N 1 техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
В соответствии с пунктом 3 данного документа техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В силу пункта 4 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 1 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Материалами дела установлено, что в ответ на обращения от 30.01.2014 лиц, заключивших с Обществом договоры на отпуск холодной воды, в которых была предусмотрена возможность обращения к исполнителю услуги с заявкой о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета (пункт 2.1.8 договоров), Общество составило 14.02.2014 "Акты на предмет обследования".
В указанных актах (том 5 л.д. 51, 52) описано место установки индивидуальных приборов учета (на вводе в дом, в гараже), учетные номера приборов, отсутствие/наличие на территории домовладения отдельно стоящих сооружений.
Названные акты по своему содержанию, но не в полной мере, соответствуют понятию "акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета", который относится к процедуре установки прибора учета, но не к процедуре ввода его в эксплуатацию.
Индивидуальные приборы учета холодной воды, установлены самостоятельно потребителями услуги - Касперским С.В., Касперской З.А.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что данный акт не свидетельствует о том, и не фиксирует тех обстоятельств, которые в соответствии с вышеприведенными судом положениями Приказа Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 N 627, могут являться законными основаниями для отказа.
Вместе с тем, обществом, в нарушение Положений раздела VII "Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета.." Правил N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, либо критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в единственно оформленном документе (акте на предмет обследования) зафиксировано не было.
Акта установленной формы (о приемке /отказе в приемке) индивидуального прибора учета Обществом не составлено.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что причины отказа ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета гр. Касперским С.В. и З.А., которые Общество указало в письмах от 09.02.2014, от 10.02.2014, законными основаниями для отказа ввода приборов учета в эксплуатацию признаны быть не могут.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предложенное Обществом место размещения индивидуальных приборов учета - в водопроводных колодцах напротив домов N 16 и N 18, т.е. фактически за пределами границ домовладений обратившихся к ним лиц, на настоящий момент также не может быть признано обоснованным, так как эти колодцы не закреплены в установленном порядке ни как границы разграничения балансовой принадлежности сетей, ни как границы эксплуатационной ответственности сетей, ни как границы домовладений собственников индивидуальных приборов учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ч. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Факт того, что ООО "Янтарь" занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории пос. Ванино в зоне расположениям водопроводных сетей (по границе балансовой принадлежности) с долей 100%, Обществом признан.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о нарушении Обществом положений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в отказе от ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета гр. Касперских С.В. и З.А. по причине "установки приборов в ненадлежащем месте".
Кроме того, рассмотрев вопрос о наличии в действиях Общества нарушений положений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 41 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по установленной формуле.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек также по соответствующей формуле.
Из материалов дела следует, что комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно договорам на отпуск холодной питьевой воды (раздел 3), заключенным между ООО "Янтарь" и гр. Касперской З.А., гр. Касперским СВ., объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается следующим образом: от показаний коллективного прибора учета отнимаются показания всех индивидуальных приборов учета и (или) договорной объем (в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета), разница распределяет между потребителями пропорционально размеру договорного объема каждого потребителя.
Если разница объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за такой расчетный период, потребителям не начисляется.
В случае неисправности или ремонта коллективного прибора учета плата за общедомовые нужды не начисляется.
Однако согласно пункту 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, коллективный прибор учета холодной воды, установленный ООО "Янтарь" по ул. Арсеньева, в районе дома N 3, не может использоваться для расчета размера платы за предоставленную конкретным потребителям в домовладения коммунальную услугу - холодное водоснабжение.
При этом в названных договорах с потребителями услуги, определены объемы услуги холодного водоснабжения в каждом из домовладений, исходя из расчета в год и в месяц.
Суд первой инстанции, проведя анализ вышеизложенного, правомерно пришел к выводу, что порядок расчета, размера платы за коммунальную услугу - холодное водоснабжение, предоставленной потребителям в домовладениях, установленный ООО "Янтарь" в Договоре N 1-31 и в Договоре N 1-32, противоречит законодательству Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует об ущемлении ООО "Янтарь" интересов гр. Касперской З.А. и гр. Касперского СВ., что выразилось в начислении ООО "Янтарь" данным гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу - холодное водоснабжение в нарушении порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом нарушены требования п. 1. ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В связи с чем, выданное в адрес Общества предписание по своему содержанию, полностью соответствует и полномочиям антимонопольного органа, и установленным обстоятельствам, так как направлено на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления и злоупотребления доминирующим положением, и поэтому, правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2015 по делу N А73-15848/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)