Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 09.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-480/2015

Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истица имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истица включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако жилое помещение ей не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N 33-480/2015


Докладчик Максимова И.А.
Судья Николаев О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах К.Е. к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
поступившее по апелляционной жалобе администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить К.Е. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке".
Заслушав доклад судьи Максимовой И.А., выслушав заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах К.Е. обратился в суд с иском к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи из одного человека по установленным нормам действующего законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что К.Е., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты>, имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, из которого по решению Ибресинского районного суда от 29 ноября 2012 года выселена без предоставления другого жилого помещения, другого жилья не имеет. Постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики N от 2 ДД.ММ.ГГГГ К.Е. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ЖК РФ. Постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики N от 4 ДД.ММ.ГГГГ К.Е. признана малоимущей, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Ссылаясь на положения ст. ст. 51, 57, 52 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, прокурор просил обязать администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить К.Е. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке на состав семьи из 1 человека.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Егорова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель К.Е. - К.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики И. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. К.Е. не относится к числу граждан, которым жилые помещения предоставляются по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики N 42 от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений", поскольку не является многодетной и ее жилье не признано непригодным для проживания.
Представители третьих лиц Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства градостроительства и инфраструктуры Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Ишмуратовой Л.Ф. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что К.Е. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. признана ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном К.Е. назначена К.М.
Согласно медицинским заключениям врачебной комиссии БУ <данные изъяты> Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. страдает <данные изъяты>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, и имеет право на дополнительную жилую площадь.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 29 ноября 2012 года К.М. и К.Е. выселены из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Согласно сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике за К.Е. право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
Постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. признана малоимущей (л.д. 14).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.Е., страдающая <данные изъяты>, проживает в доме, из которого выселена по решению суда без предоставления другого жилого помещения, не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, обладает статусом малоимущей, имеет нуждаемость в жилом помещении, и что исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах дела и подтверждаются имеющимися доказательствами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона, т.е. за счет средств федерального бюджета, выделяемых в составе Федерального фонда компенсаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций. При этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона Чувашской Республики N 42 от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений", устанавливается порядок предоставления жилой площади лишь гражданам, указанным в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года, и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем государственного жилищного фонда.
При этом положения указанного Закона Чувашской Республики не устанавливают иного порядка обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет на внеочередное предоставление жилья после 1 января 2005 года, жильем муниципального жилого фонда.
В связи с чем К.Е., как вставшая на учет нуждающихся в жилье после 1 января 2005 года, подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.
Согласно нормам ст. ст. 49 и 57 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса перечне.
Таким образом, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку К.Е. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана малоимущей, проживает в доме, из которого выселена без предоставления другого жилья, иного жилья по договору социального найма или на праве собственности не имеет, является <данные изъяты>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, у органа местного самоуправления в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить К.Е. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленным нормам.
В связи с чем является правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований прокурора Ибресинского района Чувашской Республики об обязании предоставить жилое помещение К.Е.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление благоустроенного жилого помещения инвалидам является государственными полномочиями Чувашской Республики и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, являются несостоятельными.
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в частности, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями также относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики N 19 от 18 октября 2004 года "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" к вопросам местного значения городского поселения также относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 8 Устава Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, к вопросам местного значения Ибресинского городского поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
На органы местного самоуправления в соответствии со ст. 49 ЖК РФ возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанных в ч. 3 данной статьи, в частности обеспечение жилыми помещениями инвалидов.
Кроме того, отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, и защиты жилищных прав граждан.
Граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)