Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Т.И.,
с участием прокурора Золотых В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлениям ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", Р.З. о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" с момента принятия,
установил:
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", Р.З. обратились в суд с самостоятельными заявлениями о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" со дня его принятия. Постановление является нормативным правовым актом, опубликовано в газете "Наше время" от 31 июля 2014 года N 300.
Постановлением РСТ установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Таганрог в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома, норматив применяется в течение отопительного периода.
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" в обоснование своих требований указало, что является ресурсоснабжающей организацией в муниципальном образовании (на обслуживании находится 602 многоквартирных дома разной этажности), Р.З. сослалась на то, что является сособственником квартиры в 5-этажном многоквартирном жилом доме в <...>.
Оба заявителя с учетом уточнений доводов указали на то, что постановление принято вопреки положениям постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, утвердившего Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (подпункт "д" пункта 4 Правил, пункт 11 Правил) - без необходимой дифференцированности норматива применительно к этажности жилых домов, поскольку объем потребляемой тепловой энергии при ее фактической подаче в разноэтажные дома, обладающие различной степенью благоустройства, объема, различен, что в конечном счете влияет на объем поступающих платежей от потребителей в пользу заявителя - ресурсоснабжающей организации, которая несет убытки, а также на конечную сумму платежа заявителя - потребителя за отопительный период.
Определением суда от 6 ноября 2014 года оба заявления объединены в одно производство.
Представители ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" - М.Т., С.В., действующие на основании доверенностей, в суд явились, заявленные требования просили удовлетворить по основаниям заявления и дополнений к нему.
Р.З. в судебном заседании также просила удовлетворить заявление и признать недействующим постановление с момента его принятия.
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области - О.И., В.А., действующие на основании доверенностей, в суд явились, возражали против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях, на отсутствие нарушений норм более высокой юридической силы при принятии оспариваемого постановления.
Прокурор Золотых В.В. в заключении полагал необходимым признать оспариваемое постановление недействующим как противоречащее федерального законодательству с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Р.З., представителей сторон, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.
Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" является нормативным правовым актом, надлежаще опубликован, применяется со дня начала отопительного сезона 2014-2015 годов - с 17.10.2014 года (л.д. 165 том 1).
Региональная служба по тарифам (далее - РСТ) Ростовской области является уполномоченным государственным органом исполнительной власти Ростовской области в области принятия нормативных правовых актов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 года N 20 (л.д. 74-85 том 1).
РСТ представило заключение от 21.07.2014 года по делу от 19.03.2014 года об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях по муниципальному образованию "<...>", содержащее 2 приложения (исходные данные и расчет норматива по формулам 18-19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг - л.д. 56-61 том 1), протокол заседания правления РСТ от 29.07.2014 года N 39 (л.д. 62-67 том 1).
Ранее в муниципальном образовании действовал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при оплате 12 месяцев равный 0,013 Гкал/кв. м (л.д. 59 том 1).
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией в <...> в области теплоснабжения (объем отпуска тепловой энергии согласно данным РСТ на 2014 год - 427,54 тыс. Гкал, или 35% от общего объема полезного отпуска в городе - л.д. 142 том 1). От котельных, принадлежащих этому заявителю, поступает тепловая энергия в 602 многоквартирных дома (12 1-этажных, 150 2-этажных, 36 3-этажных, 31 4-этажных, 251 5-этажных, 1 6-этажный, 1 7-этажный, 106 9-этажных, 12 10-этажных, 1 14-этажный, 1 17-этажный). Р.З. является сособственником квартиры в пятиэтажном жилом доме в г. Таганроге (л.д. 9 том 2).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В силу пункта 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В пункте 3 Правил приведено определение следующих понятий - "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" (качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования), "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Согласно пункту 6 Правил в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. 19, 21-22 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В данном случае применен расчетный метод, который, исходя из объяснений представителей РСТ и представленных материалов, использован ввиду отсутствия представительности выборки количества измерений согласно сведениям, предоставленным на запросы РСТ Администрацией г. <...> (л.д. 68-70, 97-128, 174-184 том 1).
Из собранных фактических материалов РСТ сделан вывод о невозможности применения методов аналогов. В "Пояснительной записке к расчету норматива потребления коммунальной услуги по отоплению" Администрация г <...>. указала, что применить метод аналогов не представилось возможным ввиду отсутствия результатов измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, а также с наличием в таких домах нежилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, поэтому метод аналогов не отвечает условиям представительности выборки (л.д. 69 том 1). В пояснительной записке отражено, что по состоянию на 01.04.2014 года на территории города 1 146 домов подключены к центральной системе отопления, 830 домов не оборудованы общедомовыми приборами тепловой энергии, 316 домов оборудованы такими приборами из 474 домов, у которых имеется техническая возможность установки прибора учета.
Применительно к одинаковой степени благоустройства многоквартирных домов РСТ ссылается на справки МУП "<...> г. <...> (л.д. 114-117 том 1), в которых приведены лишь данные об объеме, высоте, площади соответствующих зданий.
Вывод, изложенный в записке, продублирован в заключении РСТ от 21.07.2014 года.
Довод о неприменимости метода аналогов РСТ дополнен в ходе судебного разбирательства ссылкой на постановление Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (л.д. 16 том 2).
Этим постановлением установлено, что с 1 августа 2014 года на территории Ростовской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. К отношениям по расчету размера платы за отопление, в том числе по проведению корректировки размера платы, возникшим в течение отопительного периода 2013-2014 годов и предыдущих отопительных периодов, применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Региональной службе по тарифам Ростовской области в срок до 1 августа 2014 года предписано установить и ввести в действие в соответствии с действующим законодательством нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
РСТ приведен расчет норматива потребления по формуле 18 (приложение к Правилам) и расчет количества потребляемой тепловой энергии за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными и индивидуальными приборами учета тепловой энергии согласно формуле 19 (л.д. 60).
Единый норматив потребления, исходя из пункта 11 Правил, определяется для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. РСТ заявила о наличии всех трех признаков, определяющих возможность принятия одного показателя норматива для всех видов многоквартирных домов. При этом РСТ ссылается в ходе судебного разбирательства исключительно на фактические данные, предоставленные Администрацией г. <...> и МУП "БТИ", как указано выше.
Дифференциация норматива потребления согласно второму предложению пункта 11 Правил не была применена РСТ при наличии в материалах дела об установлении норматива потребления услуги таблицы с исходными данными, содержащими показатели нормативов потребления данной коммунальной услуги применительно к этажности многоквартирных домов до 1999 года постройки и после, а также другие расчетные данные по этому же критерию, другие критерии экономического анализа не использовались (л.д. 98 том 1).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что РСТ не представило доказательств согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации реальной невозможности использования метода аналогов, который является основным.
РСТ представлен запрос в адрес глав городских округов и муниципальных районов о формировании объема выборки многоквартирных домов не менее 10 домов (при наличии фактических установленных данных о количестве домов, оборудованных приборами учета, в г. Таганроге - л.д. 69, 174 том 1), а также месячной (среднемесячной) величины потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов согласно пункту 41 Правил. Субъектам предоставления запрошенных сведений предоставлен срок до 21 апреля 2014 года, постановление Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 принято позднее определенной в запросе даты. При рассмотрении данного дела РСТ представлены лишь сведения Администрации г. <...> от 28.07.2014 года и указанная выше пояснительная записка на 30.07.2014 года (л.д. 68, 97 том 1). Отсутствие возможности предоставить данные согласно пунктам 31-41 Правил не обосновано. Доводы об отсутствии возможности получить результаты измерений со ссылкой на время принятия постановления Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 во внимание не принимаются, поскольку подготовка к определению нормативов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 года начата до окончания предыдущего отопительного сезона, кроме того, само по себе указание в пояснительной записке органа местного самоуправления об отсутствии соответствующих данных не является достоверным подтверждением невозможности их получения, другие субъекты не запрашивались, между тем РСТ самостоятельно определяет направления деятельности по формированию фактической базы для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Применение расчетного метода не приводит также к выводу об экономической обоснованности установленного норматива и его соответствии пунктам 3, 4, 11 Правил (имеющих общий характер для обоих методов). РСТ ошибочно истолковало пункт 32 Правил о необходимости дифференциации нормативов потребления по группам многоквартирных домов лишь в рамках применения метода аналогов. Действительно, при применении метода аналогов такая дифференциация является обязательной. Вместе с тем пункт 11 Правил в целом предполагает применение принципа дифференциации при отсутствии единства 3 предусмотренных в нем факторов.
РСТ исходила из отсутствия различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных домов города <...>, что обусловило определение единого норматива. Между тем в распоряжении РСТ отсутствовали данные о таком единстве указанных в пункте 11 признаков, поэтому сделан ошибочный и не основанный на фактических данных вывод об отсутствии таких различий, которое и обязано доказать в рамках рассмотрения данного спора РСТ.
Наличие и состав внутридомовых инженерных систем, материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем предметом рассмотрения не являлись, такие данные не запрошены РСТ, и сведения о них не получены до принятия нормативного правового акта.
Вопрос о способе дифференциации разрешается государственным органом самостоятельно в рамках Правил и других нормативных правовых актов, в данном случае разноэтажность многоквартирных домов при расчете норматива потребления (в рамках исходных данных Администрации г. Таганрога и доводов обоих заявителей) не является единственным критерием дифференциации, но с учетом иных требований Правил может быть использована в качестве такового.
В условиях недоказанности государственным органом отсутствия различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных домов города <...> (с точки зрения пунктов 3-4 Правил) нельзя согласиться с соответствием Правилам постановления, определившего единый норматив потребления коммунальной услуги. Ссылка представителей РСТ на невозможность принятия дифференцированного норматива потребления данной услуги при наличии вышеуказанных фактических данных безосновательно и противоречит пункту 11 Правил.
Суд приходит к выводу на основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о несоответствии вышеприведенным нормам федерального законодательства оспариваемого постановления в полном объеме, оно подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу, поскольку постановление применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций, оснований для признания постановления недействующим со дня принятия не имеется.
С Региональной службы по тарифам Ростовской области в результате удовлетворения заявлений согласно статье 98 ГПК Российской Федерации подлежит взысканию в пользу обоих заявителей уплаченная ими государственная пошлина (в пользу ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" в размере 3000 рублей, в пользу Р.З. в размере 200 рублей), поскольку рассмотрение дела в порядке нормоконтроля не исключает необходимости распределения судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области".
Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" уплаченную государственную пошлину в размере <...> рублей, в пользу Р.З. - в размере <...> рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N 3-63/14
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N 3-63/14
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Т.И.,
с участием прокурора Золотых В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлениям ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", Р.З. о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" с момента принятия,
установил:
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", Р.З. обратились в суд с самостоятельными заявлениями о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" со дня его принятия. Постановление является нормативным правовым актом, опубликовано в газете "Наше время" от 31 июля 2014 года N 300.
Постановлением РСТ установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Таганрог в размере 0,0206 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома, норматив применяется в течение отопительного периода.
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" в обоснование своих требований указало, что является ресурсоснабжающей организацией в муниципальном образовании (на обслуживании находится 602 многоквартирных дома разной этажности), Р.З. сослалась на то, что является сособственником квартиры в 5-этажном многоквартирном жилом доме в <...>.
Оба заявителя с учетом уточнений доводов указали на то, что постановление принято вопреки положениям постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, утвердившего Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (подпункт "д" пункта 4 Правил, пункт 11 Правил) - без необходимой дифференцированности норматива применительно к этажности жилых домов, поскольку объем потребляемой тепловой энергии при ее фактической подаче в разноэтажные дома, обладающие различной степенью благоустройства, объема, различен, что в конечном счете влияет на объем поступающих платежей от потребителей в пользу заявителя - ресурсоснабжающей организации, которая несет убытки, а также на конечную сумму платежа заявителя - потребителя за отопительный период.
Определением суда от 6 ноября 2014 года оба заявления объединены в одно производство.
Представители ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" - М.Т., С.В., действующие на основании доверенностей, в суд явились, заявленные требования просили удовлетворить по основаниям заявления и дополнений к нему.
Р.З. в судебном заседании также просила удовлетворить заявление и признать недействующим постановление с момента его принятия.
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области - О.И., В.А., действующие на основании доверенностей, в суд явились, возражали против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях, на отсутствие нарушений норм более высокой юридической силы при принятии оспариваемого постановления.
Прокурор Золотых В.В. в заключении полагал необходимым признать оспариваемое постановление недействующим как противоречащее федерального законодательству с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Р.З., представителей сторон, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.
Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области" является нормативным правовым актом, надлежаще опубликован, применяется со дня начала отопительного сезона 2014-2015 годов - с 17.10.2014 года (л.д. 165 том 1).
Региональная служба по тарифам (далее - РСТ) Ростовской области является уполномоченным государственным органом исполнительной власти Ростовской области в области принятия нормативных правовых актов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 года N 20 (л.д. 74-85 том 1).
РСТ представило заключение от 21.07.2014 года по делу от 19.03.2014 года об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях по муниципальному образованию "<...>", содержащее 2 приложения (исходные данные и расчет норматива по формулам 18-19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг - л.д. 56-61 том 1), протокол заседания правления РСТ от 29.07.2014 года N 39 (л.д. 62-67 том 1).
Ранее в муниципальном образовании действовал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при оплате 12 месяцев равный 0,013 Гкал/кв. м (л.д. 59 том 1).
ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией в <...> в области теплоснабжения (объем отпуска тепловой энергии согласно данным РСТ на 2014 год - 427,54 тыс. Гкал, или 35% от общего объема полезного отпуска в городе - л.д. 142 том 1). От котельных, принадлежащих этому заявителю, поступает тепловая энергия в 602 многоквартирных дома (12 1-этажных, 150 2-этажных, 36 3-этажных, 31 4-этажных, 251 5-этажных, 1 6-этажный, 1 7-этажный, 106 9-этажных, 12 10-этажных, 1 14-этажный, 1 17-этажный). Р.З. является сособственником квартиры в пятиэтажном жилом доме в г. Таганроге (л.д. 9 том 2).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В силу пункта 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В пункте 3 Правил приведено определение следующих понятий - "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" (качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования), "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Согласно пункту 6 Правил в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. 19, 21-22 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В данном случае применен расчетный метод, который, исходя из объяснений представителей РСТ и представленных материалов, использован ввиду отсутствия представительности выборки количества измерений согласно сведениям, предоставленным на запросы РСТ Администрацией г. <...> (л.д. 68-70, 97-128, 174-184 том 1).
Из собранных фактических материалов РСТ сделан вывод о невозможности применения методов аналогов. В "Пояснительной записке к расчету норматива потребления коммунальной услуги по отоплению" Администрация г <...>. указала, что применить метод аналогов не представилось возможным ввиду отсутствия результатов измерений объема потребления тепловой энергии на отопление общедомовыми приборами учета, установленными в многоквартирных домах, а также с наличием в таких домах нежилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, поэтому метод аналогов не отвечает условиям представительности выборки (л.д. 69 том 1). В пояснительной записке отражено, что по состоянию на 01.04.2014 года на территории города 1 146 домов подключены к центральной системе отопления, 830 домов не оборудованы общедомовыми приборами тепловой энергии, 316 домов оборудованы такими приборами из 474 домов, у которых имеется техническая возможность установки прибора учета.
Применительно к одинаковой степени благоустройства многоквартирных домов РСТ ссылается на справки МУП "<...> г. <...> (л.д. 114-117 том 1), в которых приведены лишь данные об объеме, высоте, площади соответствующих зданий.
Вывод, изложенный в записке, продублирован в заключении РСТ от 21.07.2014 года.
Довод о неприменимости метода аналогов РСТ дополнен в ходе судебного разбирательства ссылкой на постановление Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (л.д. 16 том 2).
Этим постановлением установлено, что с 1 августа 2014 года на территории Ростовской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. К отношениям по расчету размера платы за отопление, в том числе по проведению корректировки размера платы, возникшим в течение отопительного периода 2013-2014 годов и предыдущих отопительных периодов, применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Региональной службе по тарифам Ростовской области в срок до 1 августа 2014 года предписано установить и ввести в действие в соответствии с действующим законодательством нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.
РСТ приведен расчет норматива потребления по формуле 18 (приложение к Правилам) и расчет количества потребляемой тепловой энергии за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными и индивидуальными приборами учета тепловой энергии согласно формуле 19 (л.д. 60).
Единый норматив потребления, исходя из пункта 11 Правил, определяется для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. РСТ заявила о наличии всех трех признаков, определяющих возможность принятия одного показателя норматива для всех видов многоквартирных домов. При этом РСТ ссылается в ходе судебного разбирательства исключительно на фактические данные, предоставленные Администрацией г. <...> и МУП "БТИ", как указано выше.
Дифференциация норматива потребления согласно второму предложению пункта 11 Правил не была применена РСТ при наличии в материалах дела об установлении норматива потребления услуги таблицы с исходными данными, содержащими показатели нормативов потребления данной коммунальной услуги применительно к этажности многоквартирных домов до 1999 года постройки и после, а также другие расчетные данные по этому же критерию, другие критерии экономического анализа не использовались (л.д. 98 том 1).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что РСТ не представило доказательств согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации реальной невозможности использования метода аналогов, который является основным.
РСТ представлен запрос в адрес глав городских округов и муниципальных районов о формировании объема выборки многоквартирных домов не менее 10 домов (при наличии фактических установленных данных о количестве домов, оборудованных приборами учета, в г. Таганроге - л.д. 69, 174 том 1), а также месячной (среднемесячной) величины потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов согласно пункту 41 Правил. Субъектам предоставления запрошенных сведений предоставлен срок до 21 апреля 2014 года, постановление Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 принято позднее определенной в запросе даты. При рассмотрении данного дела РСТ представлены лишь сведения Администрации г. <...> от 28.07.2014 года и указанная выше пояснительная записка на 30.07.2014 года (л.д. 68, 97 том 1). Отсутствие возможности предоставить данные согласно пунктам 31-41 Правил не обосновано. Доводы об отсутствии возможности получить результаты измерений со ссылкой на время принятия постановления Правительства Ростовской области от 16.06.2014 года N 431 во внимание не принимаются, поскольку подготовка к определению нормативов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 года начата до окончания предыдущего отопительного сезона, кроме того, само по себе указание в пояснительной записке органа местного самоуправления об отсутствии соответствующих данных не является достоверным подтверждением невозможности их получения, другие субъекты не запрашивались, между тем РСТ самостоятельно определяет направления деятельности по формированию фактической базы для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Применение расчетного метода не приводит также к выводу об экономической обоснованности установленного норматива и его соответствии пунктам 3, 4, 11 Правил (имеющих общий характер для обоих методов). РСТ ошибочно истолковало пункт 32 Правил о необходимости дифференциации нормативов потребления по группам многоквартирных домов лишь в рамках применения метода аналогов. Действительно, при применении метода аналогов такая дифференциация является обязательной. Вместе с тем пункт 11 Правил в целом предполагает применение принципа дифференциации при отсутствии единства 3 предусмотренных в нем факторов.
РСТ исходила из отсутствия различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных домов города <...>, что обусловило определение единого норматива. Между тем в распоряжении РСТ отсутствовали данные о таком единстве указанных в пункте 11 признаков, поэтому сделан ошибочный и не основанный на фактических данных вывод об отсутствии таких различий, которое и обязано доказать в рамках рассмотрения данного спора РСТ.
Наличие и состав внутридомовых инженерных систем, материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем предметом рассмотрения не являлись, такие данные не запрошены РСТ, и сведения о них не получены до принятия нормативного правового акта.
Вопрос о способе дифференциации разрешается государственным органом самостоятельно в рамках Правил и других нормативных правовых актов, в данном случае разноэтажность многоквартирных домов при расчете норматива потребления (в рамках исходных данных Администрации г. Таганрога и доводов обоих заявителей) не является единственным критерием дифференциации, но с учетом иных требований Правил может быть использована в качестве такового.
В условиях недоказанности государственным органом отсутствия различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных домов города <...> (с точки зрения пунктов 3-4 Правил) нельзя согласиться с соответствием Правилам постановления, определившего единый норматив потребления коммунальной услуги. Ссылка представителей РСТ на невозможность принятия дифференцированного норматива потребления данной услуги при наличии вышеуказанных фактических данных безосновательно и противоречит пункту 11 Правил.
Суд приходит к выводу на основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о несоответствии вышеприведенным нормам федерального законодательства оспариваемого постановления в полном объеме, оно подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу, поскольку постановление применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций, оснований для признания постановления недействующим со дня принятия не имеется.
С Региональной службы по тарифам Ростовской области в результате удовлетворения заявлений согласно статье 98 ГПК Российской Федерации подлежит взысканию в пользу обоих заявителей уплаченная ими государственная пошлина (в пользу ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" в размере 3000 рублей, в пользу Р.З. в размере 200 рублей), поскольку рассмотрение дела в порядке нормоконтроля не исключает необходимости распределения судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.07.2014 года N 39/8 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования "Город Таганрог" Ростовской области".
Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" уплаченную государственную пошлину в размере <...> рублей, в пользу Р.З. - в размере <...> рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)