Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 г.
по делу N А40-122869/14,
принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-1021),
по иску Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" (ОГРН 1027739030945, 121059, г. Москва, Бережковская Набережная, д. 4)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Дорогомилово" (ОГРН 1037730016708, 121165, г. Москва, ул. Студенческая, д. 25)
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Зак А.Ю. по доверенности от 10.01.2014; Карташева Е.В. по доверенности от 13.01.2015;
- от ответчика: Захарьин А.Ю. по доверенности от 19.01.2015.
установил:
ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов", с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово" неосновательного обогащения в сумме 612 607 руб. 70 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 107 627 руб. 82 коп..
Решением суда от 13.04.2015 года в удовлетворении исковых требований ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" отказано.
ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, истец имеет на своем балансе ЦТП и часть тепловых сетей, осуществляет преобразование тепловой энергии в ЦТП и ее передачу потребителям-субабонентам, в том числе в дом N 8 по Бережковской набережной, управляющей компанией которого является ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово".
01.01.2009 года между сторонами, с целью обеспечения дома N 8 по Бережковской набережной, тепловой энергией были заключены: договор N 1/09 об установлении способа и формы оплаты субабонентом "ДЕЗ" за потребленные тепло, воду и электроэнергии, на срок до 31.12.2009 года, а также договор N 4/09 об условиях использования, эксплуатации ЦТП и УУТЭ в расчетах.
По договору N 1/09 ответчик возмещал истцу расходы, понесенные при оплате за дом 8 производства тепловой энергии ОАО "МОЭК" в соответствии с утвержденным тарифом.
По договору N 4/09 ответчик оплачивал передачу тепловой энергии, посредством возмещения истцу расходов по содержанию ЦТП пропорционально доле дома N 8 в расчетной нагрузке.
Дополнительным соглашением от 01.01.2010 года, стороны продлили действие договора N 4/09 на обслуживание ЦТП и УУТЭ до 31.12.2010 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на отказ ответчика с 2010 года от дальнейшего исполнения договора N 4/09, компенсации затрат истца по производству и передаче тепловой энергии, взимание с плательщиков коммунальных услуг в доме N 8 платы за тепловую энергию по тарифу, утвержденному для ОАО "МОЭК", и наличие оснований для взыскания с ответчика за спорный период в сумме 612 607 руб. 70 коп..
Размер неосновательного обогащения определен истцом на основании заключенного с ОАО "МОЭК" договора энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0734029 от 01.08.2007 года, Приложения N 3 к указанному договору, Территориальных сметных нормативов по г. Москве ТСН-2001, утвержденных Департаментом градостроительной политики Москвы.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Указанные нормы, регулирующие вопросы содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме и устанавливающие для собственников этих помещений обязательное участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома, направлены на поддержание строения в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, отвечают общим интересам собственников помещений.
В связи с тем, что нормативные акты, регулирующие оплату услуг за содержание нежилых помещений отсутствуют, вопрос об оплате таких услуг рассматривается применительно к жилым помещениям.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Обязанность собственника помещений оплачивать коммунальные услуги и участвовать в содержании общего имущества, расположенного в многоквартирном жилом доме, установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договоре.
В случае не достижения сторонами договора условий, закрепляющих обязанность по содержанию какой-либо части общего имущества дома, в частности, услуг, указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями, с которыми управляющей организацией заключены договоры.
Согласно пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, когда исполнителем является управляющая компания, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу закона ЦТП и УУТЭ не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в результате чего собственники дома и собственники помещений в доме, управляющая компания не обязаны нести расходы на содержание имущества, принадлежащего кооперативу.
Договоры N 1/09 об установлении способа и формы оплаты субабонентом "ДЕЗ" за потребленные тепло, воду и электроэнергии сроком до 31.12.2009 года, а также договор N 4/09 об условиях использования, эксплуатации ЦТП и УУТЭ в расчетах прекратили свое действие.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 8 по Бережковской набережной оборудован прибором учета ТЭМ-106 N 1062915.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115, закрытая система - это водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети; открытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Поскольку из открытой системы теплоснабжения вода частично отбирается потребителями для нужд горячего водоснабжения и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Согласно п. 60 Методических указаний, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды (п. 18 Правил N 307).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, исполнители коммунальных услуг при открытой системе теплоснабжения обязаны оплачивать ресурсоснабжающим организациям не горячую воду, а услугу теплоснабжения в Гкал по тарифам, установленным в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения, а также расходы теплоносителя на цели горячего водоснабжения.
Согласно п. 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года N 20-э/2 расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
В п. 6 ст. 8 Закона о теплоснабжении закреплено, что на услуги по передаче тепловой энергии подлежит установлению регулируемый тариф.
Пунктом 3 ст. 8 и п. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении установлено, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ, установление тарифов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
РЭК Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект Российской Федерации, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифам установленным для ОАО "МОЭК".
Для возмещения ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению, Правительство города Москвы Постановлением от 31.10.2012 года N 602-ПП утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения и Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законодательством города Москвы предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
При этом выплата субсидий поставлена в зависимость от факта оказания ресурсоснабжающей организацией услуг, по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 3.6.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, одним из условий предоставления субсидий является наличие актов о фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирным домом, и получателем субсидии в рамках заключенного между ними договора поставки тепловой энергии.
Как установлено судом, начисление платежей потребителям за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги ответчик не осуществляет, указанные начисления производятся ГКУ "ИС района Дорогомилово".
В материалы дела представлен расчет от 09.02.2015 года начисленных и оплаченных денежных сумм за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) за период с 01.08.2011 года по 31.08.2013 года в многоквартирном доме N 8 по Бережковской набережной, в котором имеются сведения о начислениях (в том числе без учета мер социальной поддержки (льгот), предоставляемых отдельным категориям граждан, из которого следует, что получателем бюджетных средств по статье "Субсидии теплоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению" ответчик не являлся.
Возмещение недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке услуг отопления и горячего водоснабжения за счет субсидии из бюджета г. Москвы получает ресурсоснабжающая организация.
Как правильно указал суда первой инстанции, истец в спорный период ресурсоснабжающей организацией не являлся и регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения не осуществлял.
Поэтому решение суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 г. по делу N А40-122869/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2015 N 09АП-21990/2015 ПО ДЕЛУ N А40-122869/14
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N А40-122869/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 г.
по делу N А40-122869/14,
принятое судьей Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-1021),
по иску Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" (ОГРН 1027739030945, 121059, г. Москва, Бережковская Набережная, д. 4)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Дорогомилово" (ОГРН 1037730016708, 121165, г. Москва, ул. Студенческая, д. 25)
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Зак А.Ю. по доверенности от 10.01.2014; Карташева Е.В. по доверенности от 13.01.2015;
- от ответчика: Захарьин А.Ю. по доверенности от 19.01.2015.
установил:
ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов", с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово" неосновательного обогащения в сумме 612 607 руб. 70 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 107 627 руб. 82 коп..
Решением суда от 13.04.2015 года в удовлетворении исковых требований ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" отказано.
ЖСК "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, истец имеет на своем балансе ЦТП и часть тепловых сетей, осуществляет преобразование тепловой энергии в ЦТП и ее передачу потребителям-субабонентам, в том числе в дом N 8 по Бережковской набережной, управляющей компанией которого является ГБУ г. Москвы "Жилищник района Дорогомилово".
01.01.2009 года между сторонами, с целью обеспечения дома N 8 по Бережковской набережной, тепловой энергией были заключены: договор N 1/09 об установлении способа и формы оплаты субабонентом "ДЕЗ" за потребленные тепло, воду и электроэнергии, на срок до 31.12.2009 года, а также договор N 4/09 об условиях использования, эксплуатации ЦТП и УУТЭ в расчетах.
По договору N 1/09 ответчик возмещал истцу расходы, понесенные при оплате за дом 8 производства тепловой энергии ОАО "МОЭК" в соответствии с утвержденным тарифом.
По договору N 4/09 ответчик оплачивал передачу тепловой энергии, посредством возмещения истцу расходов по содержанию ЦТП пропорционально доле дома N 8 в расчетной нагрузке.
Дополнительным соглашением от 01.01.2010 года, стороны продлили действие договора N 4/09 на обслуживание ЦТП и УУТЭ до 31.12.2010 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на отказ ответчика с 2010 года от дальнейшего исполнения договора N 4/09, компенсации затрат истца по производству и передаче тепловой энергии, взимание с плательщиков коммунальных услуг в доме N 8 платы за тепловую энергию по тарифу, утвержденному для ОАО "МОЭК", и наличие оснований для взыскания с ответчика за спорный период в сумме 612 607 руб. 70 коп..
Размер неосновательного обогащения определен истцом на основании заключенного с ОАО "МОЭК" договора энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0734029 от 01.08.2007 года, Приложения N 3 к указанному договору, Территориальных сметных нормативов по г. Москве ТСН-2001, утвержденных Департаментом градостроительной политики Москвы.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Указанные нормы, регулирующие вопросы содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме и устанавливающие для собственников этих помещений обязательное участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома, направлены на поддержание строения в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, отвечают общим интересам собственников помещений.
В связи с тем, что нормативные акты, регулирующие оплату услуг за содержание нежилых помещений отсутствуют, вопрос об оплате таких услуг рассматривается применительно к жилым помещениям.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Обязанность собственника помещений оплачивать коммунальные услуги и участвовать в содержании общего имущества, расположенного в многоквартирном жилом доме, установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договоре.
В случае не достижения сторонами договора условий, закрепляющих обязанность по содержанию какой-либо части общего имущества дома, в частности, услуг, указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями, с которыми управляющей организацией заключены договоры.
Согласно пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, когда исполнителем является управляющая компания, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу закона ЦТП и УУТЭ не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в результате чего собственники дома и собственники помещений в доме, управляющая компания не обязаны нести расходы на содержание имущества, принадлежащего кооперативу.
Договоры N 1/09 об установлении способа и формы оплаты субабонентом "ДЕЗ" за потребленные тепло, воду и электроэнергии сроком до 31.12.2009 года, а также договор N 4/09 об условиях использования, эксплуатации ЦТП и УУТЭ в расчетах прекратили свое действие.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 8 по Бережковской набережной оборудован прибором учета ТЭМ-106 N 1062915.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115, закрытая система - это водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети; открытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Поскольку из открытой системы теплоснабжения вода частично отбирается потребителями для нужд горячего водоснабжения и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Согласно п. 60 Методических указаний, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды (п. 18 Правил N 307).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, исполнители коммунальных услуг при открытой системе теплоснабжения обязаны оплачивать ресурсоснабжающим организациям не горячую воду, а услугу теплоснабжения в Гкал по тарифам, установленным в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения, а также расходы теплоносителя на цели горячего водоснабжения.
Согласно п. 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года N 20-э/2 расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
В п. 6 ст. 8 Закона о теплоснабжении закреплено, что на услуги по передаче тепловой энергии подлежит установлению регулируемый тариф.
Пунктом 3 ст. 8 и п. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении установлено, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ, установление тарифов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
РЭК Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект Российской Федерации, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифам установленным для ОАО "МОЭК".
Для возмещения ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению, Правительство города Москвы Постановлением от 31.10.2012 года N 602-ПП утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения и Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законодательством города Москвы предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
При этом выплата субсидий поставлена в зависимость от факта оказания ресурсоснабжающей организацией услуг, по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 3.6.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, одним из условий предоставления субсидий является наличие актов о фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирным домом, и получателем субсидии в рамках заключенного между ними договора поставки тепловой энергии.
Как установлено судом, начисление платежей потребителям за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги ответчик не осуществляет, указанные начисления производятся ГКУ "ИС района Дорогомилово".
В материалы дела представлен расчет от 09.02.2015 года начисленных и оплаченных денежных сумм за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) за период с 01.08.2011 года по 31.08.2013 года в многоквартирном доме N 8 по Бережковской набережной, в котором имеются сведения о начислениях (в том числе без учета мер социальной поддержки (льгот), предоставляемых отдельным категориям граждан, из которого следует, что получателем бюджетных средств по статье "Субсидии теплоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению" ответчик не являлся.
Возмещение недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке услуг отопления и горячего водоснабжения за счет субсидии из бюджета г. Москвы получает ресурсоснабжающая организация.
Как правильно указал суда первой инстанции, истец в спорный период ресурсоснабжающей организацией не являлся и регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения не осуществлял.
Поэтому решение суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 г. по делу N А40-122869/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Работников Мосгосфилармонии и Госмузколлективов" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)