Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4605/2014

Требование: О признании незаконными отказа в согласовании списка для получения мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, уведомления об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении мер поддержки, обязании включить истца в список граждан для получения мер социальной поддержки.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Дом истца попал в зону затопления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N 33-4605/2014


В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей И.Г. Известкиной

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Волошиной Е.В.
при секретаре: К.Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах Д. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в согласовании списка для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, признании незаконным уведомления Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки по городу Комсомольску-на-Амуре" об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, возложении обязанности по включению Д. в списки граждан для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения,
по апелляционному представлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 апреля 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К.Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с иском, действуя в интересах Д., мотивируя свои требования тем, что постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" дом <адрес> включен в зону затопления. Согласно акту обследования квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ N, проведенными и принятыми межведомственной комиссией, для создания необходимых условий для постоянного проживания в указанной квартире необходимо выполнить капитальный ремонт.
ДД.ММ.ГГГГ Д. обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки по городу Комсомольску-на-Амуре" о включении ее в список граждан для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, находящегося в собственности - квартиры <адрес> общей площадью 42,2 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано в согласовании списка для получения указанной выше меры социальной поддержки в связи с наличием права собственности на иное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ КГКУ "Центр социальной поддержки по городу Комсомольску-на-Амуре" вынесено уведомление об отказе в удовлетворении заявления Д. на предоставление меры поддержки в связи с наличием в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания.
Полагает, что отказ в предоставлении Д. меры социальной поддержки противоречат действующему законодательству; оснований для отказа в предоставлении ей меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения не имеется, и отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки незаконен.
Просит признать отказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 17.12.2013 года в согласовании Д. списка для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения квартиры <адрес> незаконным; признать уведомление КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении Д. заявления на предоставление меры поддержки в связи с наличием в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания незаконным; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения в городу Комсомольске-на-Амуре" обязанность включить Д. в список граждан для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 11 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований прокурору города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действующего в интересах Д., отказано.
В апелляционном представлении прокурор города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оставляя заявление прокурора без удовлетворения, суд исходил из того, что Д. не относится к гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения, поскольку имеет другое жилье, в виде ? доли жилого помещения, расположенного по <адрес>. Между тем данный вывод суда не основан на законе и противоречит материалам дела. Однако Д. как участник общей долевой собственности на указанное жилое помещение не обладает безусловным правом на проживание в данной квартире, а также не может реализовать право собственника на владение и пользование жилого помещения, находящегося в долевой собственности, поскольку реализация вышеуказанных прав зависит от размера доли в праве собственности на это жилое помещение, а также соглашения других собственников.
Кроме того, жилищное законодательство не рассматривает часть комнаты в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений. Следовательно, наличие у Д. права собственности на N долю в однокомнатной квартире не является отдельным жилым помещением, так как не является изолированным, поскольку оно не индивидуализировано и не обособленно в пространстве как жилой дом, квартира, комната, имеющие отдельный выход на улицу, на лестничную клетку или общий коридор.
Судом данные обстоятельства не исследованы и им не дана надлежащая оценка.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор апелляционное представление поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просила решение суда оставить без изменения, считает, что судом дана правильная оценка заявленным требованиям с учетом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом не допущено.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Постановлением Главы города Комсомольска-на-Амуре от 12 августа 2013 года N 140/1 "О введении режима чрезвычайной ситуации", в связи с повышением уровня воды в бассейне реки Амур до критических значений, а также в связи с повышением воды, с 12 часов 12 августа 2013 года, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до 15 октября 2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. В соответствии с пунктом 10 данного Постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного.
В пункте 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Источником финансового обеспечения указанных мер социальной поддержки являются средства федерального бюджета, в связи с чем, при оказании мер социальной поддержки за счет выделяемых трансфертов органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны выполнять условиях их предоставления, определенные вышеуказанными правовыми нормами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 N 383-пр, от 29.11.2013 N 410-пр, от 24.02.2014 N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Приложением N 17 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пункту 1.5 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
При этом пунктом 1.8 (введен постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2014 N 182-пр) Порядка под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания.
Кроме того, в силу 1.10 Порядка мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, совершили после даты объявления чрезвычайной ситуации действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Д. является собственником:
- - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 42,2 кв. м (л.д. 11);
- - N доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 34,4 кв. м (л.д. 12).
Согласно справке МУП "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" от 19.02.2014 года по указанному адресу Д. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, ее мать ФИО - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Согласно Постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре 02.10.2013 N 3143-па, с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24.10.2013 N 3372-па, от 04.12.2013 N 3923-па, от 18.12.2013 N 4102-па, дом <адрес> находится в зоне затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно акту обследования N от ДД.ММ.ГГГГ, заключению N от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией установлено, что в целях создания нормальных условий для проживания граждан в квартире <адрес> необходим капитальный ремонт (л.д. 15-24).
ДД.ММ.ГГГГ Д. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" с заявлением о предоставлении средств на проведение капитального ремонта (л.д. 25-27).
ДД.ММ.ГГГГ министром жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в адрес КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" направлена информация о гражданах, не прошедших согласование, для дальнейшего доведения ее до граждан (л.д. 28-29).
Из уведомления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление Д. рассмотрено: отказано в согласовании списка в отношении заявителя Федеральной регистрационной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с наличием в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания (л.д. 30).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Д. имеет в собственности другое жилье, пригодное для проживания, общая площадь которого превышает 13 кв. метров, поэтому не относится к гражданам, имеющим право на получение мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения; оспариваемое решение Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" об отказе в удовлетворении заявления на предоставление Д. меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения принято в соответствии с законом и в пределах полномочий данного государственного органа.
Судебная коллегия соглашается с вводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с нормами материального права, регулирующих порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года и имеющимся в деле доказательствам.
Довод апелляционного представления о том, что поскольку при вынесении решения суд первой инстанции не учел положения статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ в удовлетворении исковых требований является необоснованным, судебная коллегия расценивает в качестве несостоятельного и отклоняет.
Конституцией Российской Федерации гарантируется равенство всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19), право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1, 2 статьи 35).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (части 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (части 1, 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла указанных норм, собственник доли в жилом помещении имеет право владеть и пользоваться им, соразмерно его доле, самостоятельно распоряжаться своей долей при соблюдении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Являясь собственником N доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 34,4 кв. м, Д., тем самым, имеет право на 17,2 кв. метров указанного жилого помещения.
Ссылка на отсутствие у нее безусловного права на проживание в данной квартире, а также отсутствие возможности реализовать право на владение и пользование жилым помещением, находящемся в долевой собственности, поскольку реализация вышеуказанных прав зависит от размера доли в праве собственности на это жилое помещение, а также соглашения других собственников, основана на неверном толковании норм материального права.
Довод апелляционного представления о том, что ? доля в указанном жилом помещении не является самостоятельным объектом жилищных отношений противоречит требованиям статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой часть квартиры относится к жилым помещениям.
При этом действующее законодательство не ставит в зависимость от того, имеется ли у гражданина, претендующего на получение меры социальной поддержки, права собственности на иное пригодное для проживания жилье полностью или же его долю, делая акцент лишь на соответствие жилого помещения санитарным и техническим нормам.
Актов о непригодности квартиры: <адрес>, для проживания в материалы дела представлено не было.
В целом доводы апелляционного представления сводятся к изложению обстоятельств являвшихся предметом рассмотрения судом первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены обжалуемого решения не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права при проверки законности решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 апреля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах Д. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконным отказа в согласовании списка для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, признании незаконным уведомления Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки по г. Комсомольску-на-Амуре" об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, возложении обязанности по включению Д. в списки граждан для получения меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
Е.В.ВОЛОШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)