Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2928/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 (судья Никонова Е.А.) по иску Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН: 1028600587069, ИНН 8602017038) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" (ОГРН 1088602007658, ИНН 8602078785) о взыскании 9 467 083 руб. 56 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" - Панарина П.Н. по доверенности N 5 от 10.02.2015 сроком действия три года,
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Лещевой М.А. по доверенности N 220-07 от 16.10.2014 сроком действия три года,
установил:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее по тексту - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" (далее по тексту - ООО "УК РЭУ-8", ответчик) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в сумме 9 467 083 руб. 56 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) мотивированы неисполнением ответчиком денежных обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 исковые требования удовлетворены. С ООО "УК РЭУ-8" в пользу СГМУП "ГТС" взыскана задолженность в сумме 9 467 083 руб. 54 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 70 335 руб., всего 9 537 418 руб. 54 коп. В случае неисполнения судебного акта с ООО "УК РЭУ-8" в пользу СГМУП "ГТС" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на присужденную сумму 9 537 418 руб. 54 коп., из расчета 8,25 процента годовых, начиная с момента вступления настоящего решения в законную силу по день его фактического исполнения.
Возражая против принятого судом решения, ООО "УК РЭУ-8" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что дело рассмотрено судом в отсутствие доказательств надлежащего извещения ООО "УК РЭУ-8" о времени и месте судебного заседания, так как в определении от 26.12.2014 временем рассмотрения дела указано 27.12.2014, а на самом деле, оно рассматривалось 27.01.2015. Кроме того, ООО "УК РЭУ-8" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно собственники обязаны нести расходы на установку приборов учета. Также ответчик полагает, что гражданским законодательством не урегулирован отношения собственников и управляющих компаний при возмещении собственниками последним расходов на установку приборов учета.
К апелляционной жалобе ответчиком приложены дополнительные доказательства - копии актов на 26 листах; копии письма от 18.07.2014; копии публикаций извещений для собственников.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК РЭУ-8" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Представитель СГМУП "ГТС" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать; возражает против приобщения документов к материалам дела, поскольку акты имеются в дела, а остальные документы не относятся к спору.
Суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении документов к материалам дела, поскольку копии актов имеются в материалах дела, а письмо департамента от 18.07.2014 и публикации извещений для собственников не имеют значения для рассматриваемого дела.
Таким образом, суд апелляционный инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, ООО "УК РЭУ-8" указывает на его ненадлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, определением от 26.12.2014 исковое заявление СГМУП "ГТС" принято судом к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 27.12.2015 в 12 час. 00 мин., в судебном заседании суда первой инстанции - на 27.12.2015 в 12 час. 05 мин.
При этом из материалов дела усматривается, что в указании времени судебного заседания суд первой инстанции допустил опечатку, так как из уведомления о вручении почтового отправления N 62801181659052, сведений, отраженных на сайте арбитражного суда, усматривается, что предварительное судебное заседание и судебное заседание назначены на 27.01.2015.
В соответствии со статьей 153 АПК РФ разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
По правилам части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ. Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12, суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
Такое доказательство в материалах настоящего дела имеется, поскольку судом направлено ответчику по адресу: 628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Сургут, ул. Лермонтова, дом 11, корпус 2, заказное письмо с копией определения о принятии искового заявления к производству от 26.12.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о вручении с отметкой о получении представителем ответчика 12.01.2015 (т. 2 л.д. 117).
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.12.2014 (т. 1 л.д. 80-89) юридический адрес ООО "УК РЭУ-8": 628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Сургут, ул. Лермонтова, дом 11, корпус 2.
В соответствии с частью 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, определение суда от 26.12.2014 о принятии искового заявления ООО "УК РЭУ-8" к производству и назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, направлено ответчику по месту его нахождения, и получено представителем ответчика 12.01.2015.
Более того, в порядке пункта 1 части 1 статьи 126 АПК РФ СГМУП "ГТС" при предъявлении иска представило доказательства, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов ООО "УК РЭУ-8", о чем свидетельствует отметка ответчика о получении таковых 16.12.2014 за входящим номером 1273-01-14 (т. 1 л.д. 21).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об осведомленности ответчика о начавшемся в его отношении судебном процессе.
По правилам части 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в предварительное судебное заседание 27.01.2015 не явился, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания с обоснованием причин невозможности явки представителя не заявил (статья 158 АПК РФ).
В связи с отсутствием возражений также со стороны истца суд первой инстанции открыл предварительное судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ООО "УК РЭУ-8".
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Поскольку от ответчика возражения относительно рассмотрения дела в отсутствие его представителя не поступили, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, по завершении предварительного судебного заседания открыл судебное заседание в первой инстанции, в котором рассмотрел дело по существу и объявил резолютивную часть решения от 27.01.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Действуя добросовестно, будучи извещенным надлежащим образом, ответчик имел возможность своевременно осуществить защиту своих прав и законных интересов в суде.
На основании изложенного, доводы ответчика в данной части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, протоколом собрания участников ООО "УК ДЕЗ ВЖР" от 04.09.2013 N 2 принято решение о реорганизации общества путем выделения трех обществ ООО "УК РЭУ-8", ООО "УК РЭУ-9", ООО "УК Гравитон" (т. 1 л.д. 92-103).
Решением общего собрания участников ООО "УК ДЕЗ ВЖР" утвержден разделительный баланс ООО "УК ДЕЗ ВЖР", согласно которому права и обязанности в части переданных в управление многоквартирных и муниципальных домов согласно адресных списков многоквартирных домов передаются ООО "УК РЭУ-8" (т. 1 л.д. 105-106).
Согласно адресному списку ответчику в управление переданы многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Сургут, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20 (т. 1 л.д. 90-91).
Между СГМУП "ГТС" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (управляющая организация) подписан договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 1076 (т. 1 л.д. 109-114), предметом которого является приобретение управляющей организацией за плату у энергоснабжающей организации на границе эксплуатационной ответственности сторон тепловой энергии и горячей воды надлежащего качества с целью бесперебойного предоставления коммунальных услуг через присоединенные внутридомовые сети собственникам и нанимателям помещений (потребитель), расположенных в многоквартирных домах, в отношении которых управляющая организация осуществляет функции управления. Адресный перечень объектов с указанием значений подключенных тепловых нагрузок (в Гкал/час) и численности потребителей приведен в приложении N 1 к договору.
Договор заключен с 01.01.2009 и действует по 31.12.2013, а в части платежей - до полного погашения (пункт 7.1 дополнительного соглашения N 8 к договору).
Кроме того, между СГМУП "ГТС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (исполнитель) подписан договор теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома от 01.01.2014 N 1076 (т. 1 л.д. 148-150, т. 2 л.д. 1-7), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Договор заключен с 01.01.2014 и действует по 31.12.2014, а в части расчетов - до полного их исполнения сторонами (пункт 12.1 договора N 1076).
Также между СГМУП "ГТС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (исполнитель) подписан договор поставки горячей воды в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома от 01.01.2014 N 1076 В (договор N 1076 В, т. 2 л.д. 35-42), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Договор заключен с 01.01.2014 и действует по 31.12.2014, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия - до полного их исполнения сторонами (пункт 13.1 договора N 1076 В).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Сургут, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, в определенный Законом об энергосбережении установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды не произведена, СГМУП "ГТС" произвело установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и тепловой воды в указанных многоквартирных домах самостоятельно.
Для установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах СГМУП "ГТС" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Взлет-Тюмень" (далее по тексту - ООО "Взлет-Тюмень") договор подряда от 17.09.2012 N 46.
Факт выполнения работ по установке общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах подтверждается актами о приемке выполненных работ, актами приема-передачи общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, оформленных в период с 14.08.2014 по 19.08.2014 (т. 2 л.д. 130-150, т. 3 л.д. 1-14), актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, оформленных в период с 26.08.2014 по 09.09.2014 (т. 3 л.д. 15-64).
На оплату выполненных работ ООО "Взлет-Тюмень" истцу выставлены счета-фактуры на общую сумму 9 649 972 руб. 98 коп.
Как пояснил истец, администрацией города Сургута, муниципальным казенным учреждением "Казна городского хозяйства" возместило часть затрат на установку приборов учета в спорных домах в сумме 182 889 руб. 44 коп.
С учетом изложенного сумма расходов СГМУП "ГТС" на установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды составляет 9 467 083 руб. 56 коп.
На оплату указанной суммы СГМУП "ГТС" выставило ООО "УК РЭУ-8" счет N 2648 от 19.09.2014 на сумму 9 467 083 руб. 56 коп.
Отсутствие оплаты установки общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах в сумме 9 467 083 руб. 56 коп. послужило основанием обращения СГМУП "ГТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования СГМУП "ГТС" являются обоснованными и подлежат удовлетворению судом, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее по тексту - Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Так, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, общим собранием собственников помещений в указанных домах выбран способ управления - управление управляющей организацией (ООО "УК РЭУ-8").
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно статье 158 ЖК РФ, пунктам 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, является управляющая организация - ООО "УК РЭУ-8".
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным (текущим) работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения статьи 13 Закона об энергосбережении не прекращают обязанность управляющей компании, установленную Жилищным кодексом Российской Федерации, принять меры по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов и не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Оснащение многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии и горячей воды означает отнесение данного прибора к общему имуществу дома.
Поскольку действия СГМУП "ГТС" по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды не противоречат воле собственников, следовательно, возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое возлагается в данном случае в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "УК РЭУ-8" об отсутствии у него как у управляющей компании обязанности по оплате работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20.
Удовлетворив исковые требования СГМУП "ГТС", суд первой инстанции правильно посчитал законным и обоснованным взыскание с ООО "УК РЭУ-8" задолженности в сумме 9 467 083 руб. 56 коп., возникшей в связи с установкой общедомовых приборов учета в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20.
Возражая против исковых требований, ООО "УК РЭУ-8" ссылается на положения пункта 38.1 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 38.1 Правил N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Между тем, ссылки ответчика на пункт 38 (1) Правил N 491 судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку положения указанного пункта не исключают возможности предъявления расходов на установку коллективных приборов учета непосредственно управляющей компании, выступающей от имени и в интересах собственников помещений.
Ответчиком действий о включении в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых произведена их установка, не предпринято.
Более того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что компенсация расходов СГМУП "ГТС" на установку общедомовых приборов учета со стороны ООО "УК РЭУ-8" в дальнейшем не лишает последнего компенсировать свои расходы путем их пропорционального распределения между собственниками помещений многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "УК РЭУ-8" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2015 N 08АП-2928/2015 ПО ДЕЛУ N А75-13915/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. N 08АП-2928/2015
Дело N А75-13915/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2928/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 (судья Никонова Е.А.) по иску Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН: 1028600587069, ИНН 8602017038) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" (ОГРН 1088602007658, ИНН 8602078785) о взыскании 9 467 083 руб. 56 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" - Панарина П.Н. по доверенности N 5 от 10.02.2015 сроком действия три года,
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Лещевой М.А. по доверенности N 220-07 от 16.10.2014 сроком действия три года,
установил:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее по тексту - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Ремонтно-Эксплуатационное управление N 8" (далее по тексту - ООО "УК РЭУ-8", ответчик) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды в сумме 9 467 083 руб. 56 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) мотивированы неисполнением ответчиком денежных обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 исковые требования удовлетворены. С ООО "УК РЭУ-8" в пользу СГМУП "ГТС" взыскана задолженность в сумме 9 467 083 руб. 54 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 70 335 руб., всего 9 537 418 руб. 54 коп. В случае неисполнения судебного акта с ООО "УК РЭУ-8" в пользу СГМУП "ГТС" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на присужденную сумму 9 537 418 руб. 54 коп., из расчета 8,25 процента годовых, начиная с момента вступления настоящего решения в законную силу по день его фактического исполнения.
Возражая против принятого судом решения, ООО "УК РЭУ-8" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что дело рассмотрено судом в отсутствие доказательств надлежащего извещения ООО "УК РЭУ-8" о времени и месте судебного заседания, так как в определении от 26.12.2014 временем рассмотрения дела указано 27.12.2014, а на самом деле, оно рассматривалось 27.01.2015. Кроме того, ООО "УК РЭУ-8" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно собственники обязаны нести расходы на установку приборов учета. Также ответчик полагает, что гражданским законодательством не урегулирован отношения собственников и управляющих компаний при возмещении собственниками последним расходов на установку приборов учета.
К апелляционной жалобе ответчиком приложены дополнительные доказательства - копии актов на 26 листах; копии письма от 18.07.2014; копии публикаций извещений для собственников.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК РЭУ-8" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Представитель СГМУП "ГТС" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать; возражает против приобщения документов к материалам дела, поскольку акты имеются в дела, а остальные документы не относятся к спору.
Суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении документов к материалам дела, поскольку копии актов имеются в материалах дела, а письмо департамента от 18.07.2014 и публикации извещений для собственников не имеют значения для рассматриваемого дела.
Таким образом, суд апелляционный инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, ООО "УК РЭУ-8" указывает на его ненадлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, определением от 26.12.2014 исковое заявление СГМУП "ГТС" принято судом к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 27.12.2015 в 12 час. 00 мин., в судебном заседании суда первой инстанции - на 27.12.2015 в 12 час. 05 мин.
При этом из материалов дела усматривается, что в указании времени судебного заседания суд первой инстанции допустил опечатку, так как из уведомления о вручении почтового отправления N 62801181659052, сведений, отраженных на сайте арбитражного суда, усматривается, что предварительное судебное заседание и судебное заседание назначены на 27.01.2015.
В соответствии со статьей 153 АПК РФ разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
По правилам части 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ. Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12, суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
Такое доказательство в материалах настоящего дела имеется, поскольку судом направлено ответчику по адресу: 628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Сургут, ул. Лермонтова, дом 11, корпус 2, заказное письмо с копией определения о принятии искового заявления к производству от 26.12.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о вручении с отметкой о получении представителем ответчика 12.01.2015 (т. 2 л.д. 117).
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.12.2014 (т. 1 л.д. 80-89) юридический адрес ООО "УК РЭУ-8": 628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Сургут, ул. Лермонтова, дом 11, корпус 2.
В соответствии с частью 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, определение суда от 26.12.2014 о принятии искового заявления ООО "УК РЭУ-8" к производству и назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, направлено ответчику по месту его нахождения, и получено представителем ответчика 12.01.2015.
Более того, в порядке пункта 1 части 1 статьи 126 АПК РФ СГМУП "ГТС" при предъявлении иска представило доказательства, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов ООО "УК РЭУ-8", о чем свидетельствует отметка ответчика о получении таковых 16.12.2014 за входящим номером 1273-01-14 (т. 1 л.д. 21).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об осведомленности ответчика о начавшемся в его отношении судебном процессе.
По правилам части 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в предварительное судебное заседание 27.01.2015 не явился, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания с обоснованием причин невозможности явки представителя не заявил (статья 158 АПК РФ).
В связи с отсутствием возражений также со стороны истца суд первой инстанции открыл предварительное судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ООО "УК РЭУ-8".
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Поскольку от ответчика возражения относительно рассмотрения дела в отсутствие его представителя не поступили, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, по завершении предварительного судебного заседания открыл судебное заседание в первой инстанции, в котором рассмотрел дело по существу и объявил резолютивную часть решения от 27.01.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Действуя добросовестно, будучи извещенным надлежащим образом, ответчик имел возможность своевременно осуществить защиту своих прав и законных интересов в суде.
На основании изложенного, доводы ответчика в данной части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, протоколом собрания участников ООО "УК ДЕЗ ВЖР" от 04.09.2013 N 2 принято решение о реорганизации общества путем выделения трех обществ ООО "УК РЭУ-8", ООО "УК РЭУ-9", ООО "УК Гравитон" (т. 1 л.д. 92-103).
Решением общего собрания участников ООО "УК ДЕЗ ВЖР" утвержден разделительный баланс ООО "УК ДЕЗ ВЖР", согласно которому права и обязанности в части переданных в управление многоквартирных и муниципальных домов согласно адресных списков многоквартирных домов передаются ООО "УК РЭУ-8" (т. 1 л.д. 105-106).
Согласно адресному списку ответчику в управление переданы многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Сургут, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20 (т. 1 л.д. 90-91).
Между СГМУП "ГТС" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (управляющая организация) подписан договор снабжения тепловой энергией и горячей водой от 01.09.2009 N 1076 (т. 1 л.д. 109-114), предметом которого является приобретение управляющей организацией за плату у энергоснабжающей организации на границе эксплуатационной ответственности сторон тепловой энергии и горячей воды надлежащего качества с целью бесперебойного предоставления коммунальных услуг через присоединенные внутридомовые сети собственникам и нанимателям помещений (потребитель), расположенных в многоквартирных домах, в отношении которых управляющая организация осуществляет функции управления. Адресный перечень объектов с указанием значений подключенных тепловых нагрузок (в Гкал/час) и численности потребителей приведен в приложении N 1 к договору.
Договор заключен с 01.01.2009 и действует по 31.12.2013, а в части платежей - до полного погашения (пункт 7.1 дополнительного соглашения N 8 к договору).
Кроме того, между СГМУП "ГТС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (исполнитель) подписан договор теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома от 01.01.2014 N 1076 (т. 1 л.д. 148-150, т. 2 л.д. 1-7), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Договор заключен с 01.01.2014 и действует по 31.12.2014, а в части расчетов - до полного их исполнения сторонами (пункт 12.1 договора N 1076).
Также между СГМУП "ГТС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК РЭУ-8" (исполнитель) подписан договор поставки горячей воды в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома от 01.01.2014 N 1076 В (договор N 1076 В, т. 2 л.д. 35-42), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Договор заключен с 01.01.2014 и действует по 31.12.2014, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия - до полного их исполнения сторонами (пункт 13.1 договора N 1076 В).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Сургут, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, в определенный Законом об энергосбережении установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды не произведена, СГМУП "ГТС" произвело установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и тепловой воды в указанных многоквартирных домах самостоятельно.
Для установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах СГМУП "ГТС" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Взлет-Тюмень" (далее по тексту - ООО "Взлет-Тюмень") договор подряда от 17.09.2012 N 46.
Факт выполнения работ по установке общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах подтверждается актами о приемке выполненных работ, актами приема-передачи общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, оформленных в период с 14.08.2014 по 19.08.2014 (т. 2 л.д. 130-150, т. 3 л.д. 1-14), актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, оформленных в период с 26.08.2014 по 09.09.2014 (т. 3 л.д. 15-64).
На оплату выполненных работ ООО "Взлет-Тюмень" истцу выставлены счета-фактуры на общую сумму 9 649 972 руб. 98 коп.
Как пояснил истец, администрацией города Сургута, муниципальным казенным учреждением "Казна городского хозяйства" возместило часть затрат на установку приборов учета в спорных домах в сумме 182 889 руб. 44 коп.
С учетом изложенного сумма расходов СГМУП "ГТС" на установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды составляет 9 467 083 руб. 56 коп.
На оплату указанной суммы СГМУП "ГТС" выставило ООО "УК РЭУ-8" счет N 2648 от 19.09.2014 на сумму 9 467 083 руб. 56 коп.
Отсутствие оплаты установки общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах в сумме 9 467 083 руб. 56 коп. послужило основанием обращения СГМУП "ГТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования СГМУП "ГТС" являются обоснованными и подлежат удовлетворению судом, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее по тексту - Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Так, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, общим собранием собственников помещений в указанных домах выбран способ управления - управление управляющей организацией (ООО "УК РЭУ-8").
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно статье 158 ЖК РФ, пунктам 28 и 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, является управляющая организация - ООО "УК РЭУ-8".
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным (текущим) работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения статьи 13 Закона об энергосбережении не прекращают обязанность управляющей компании, установленную Жилищным кодексом Российской Федерации, принять меры по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов и не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Оснащение многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии и горячей воды означает отнесение данного прибора к общему имуществу дома.
Поскольку действия СГМУП "ГТС" по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды не противоречат воле собственников, следовательно, возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое возлагается в данном случае в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20, на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "УК РЭУ-8" об отсутствии у него как у управляющей компании обязанности по оплате работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20.
Удовлетворив исковые требования СГМУП "ГТС", суд первой инстанции правильно посчитал законным и обоснованным взыскание с ООО "УК РЭУ-8" задолженности в сумме 9 467 083 руб. 56 коп., возникшей в связи с установкой общедомовых приборов учета в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сургуте, ул. Лермонтова, д. 11/4; пр. Мира, д. 7, 7/1, 7/2, 9, 9/1, 11, 11/1, 15, 17; ул. Профсоюзная, д. 18/1, ул. Чехова, д. 14/3, 14/4, 20.
Возражая против исковых требований, ООО "УК РЭУ-8" ссылается на положения пункта 38.1 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 38.1 Правил N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Между тем, ссылки ответчика на пункт 38 (1) Правил N 491 судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку положения указанного пункта не исключают возможности предъявления расходов на установку коллективных приборов учета непосредственно управляющей компании, выступающей от имени и в интересах собственников помещений.
Ответчиком действий о включении в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых произведена их установка, не предпринято.
Более того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что компенсация расходов СГМУП "ГТС" на установку общедомовых приборов учета со стороны ООО "УК РЭУ-8" в дальнейшем не лишает последнего компенсировать свои расходы путем их пропорционального распределения между собственниками помещений многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "УК РЭУ-8" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2015 по делу N А75-13915/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)