Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.01.2015 ПО ДЕЛУ N 3-4/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N 3-4/2015


Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре П.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М., заявителя М.Л. и ее представителя 3., представителя Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 22 января 2015 года гражданское дело по заявлению М.Л. о признании недействующим Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению",
установил:

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению" установлены нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению в многоквартирных домах.
Первоначальный текст приказа был опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 33, 20.08.2012 года. Приказ вступил в силу с 01 сентября 2012 года.
М.Л. обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1. В обоснование заявления указала, что оспариваемый Приказ противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, имеющим большую юридическую силу, так как при расчетах нормативов потребления не применен метод аналогов, нормативы утверждены без учета общей площади помещений, входящей в состав общего имущества в многоквартирном жилом доме, не учтены расходы электрической энергии на насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, системы отопления и другое оборудование.
В судебном заседании М.Л. и ее представитель З., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, являющегося правопреемником Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, М. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что применение расчетного метода при установлении нормативов обусловлено невозможностью применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора об удовлетворении заявления, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на основании Указа губернатора Пермского края от 31 декабря 2013 г. N 156 "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" является правопреемником Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 N 90-п, оно является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах строительства, градостроительства, архитектуры, коммунальной инфраструктуры, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, жилищной политики и жилищных отношений. В соответствии с возложенными на него функциями Министерство разрабатывает и утверждает нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению и нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек по отоплению (пункт 3.17.3 Положения).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению (приложение к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1) установлены по пяти группам многоквартирных домов в зависимости от наличия и отсутствия лифта, количества подъездов (1-2, 3-5, 6 и более) и этажности (не выше 2 этажей, 3 и более, не выше 5, 6-9, свыше 9).
Нормативы определены с применением расчетного метода (пункт 2 Приказа).
Исходя из содержания пунктов 19 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32-42 Правил.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам (формулы 1-4).
Суд полагает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не представило доказательств того, что при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах рассматривался вопрос о применении метода аналогов, а переход к расчетному методу был осуществлен при наличии причин, которые делают невозможным использование метода аналогов. Так из пояснений представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края следует, что сведения о потреблении электроэнергии согласно показаниям коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии имеются только по 109 многоквартирным домам, что давало основания применять расчетный метод при установлении нормативов. Вместе, с тем представителем заинтересованного лица не представлено каких-либо документальных подтверждений названного им обстоятельства, в том числе сведений из энергоснабжающих организаций о количестве имеющихся в домах общедомовых приборов учета электроэнергии, заключение специалиста о невозможности применения метода аналогов.
Представленный в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ответ из ОАО "название" от 08.10.2014 г. о невозможности предоставить статистику фактического потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах подтверждает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта такая информация в энергоснабжающих организациях не запрашивалась. Названный ответ ОАО "название" был дан на запрос, направленный Министерством с целью выяснения возможности расчета нормативов методом аналогов при разработке новых нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды взамен действующих нормативов.
Письмо из Региональной службы по тарифам Пермского края "О нормативах потребления" от 13.10.2014 г. в адрес Министерства о рекомендации использования расчетного метода также связано с вопросами установления новых нормативов потребления на будущее время.
Допрошенный судом свидетель В., занимающий должность начальника отдела электроэнергетики управления энергетики и ЖКХ Министерства, пояснивший о невозможности применения метода аналогов при установлении оспариваемых нормативов потребления, на момент принятия Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1 в Министерстве не работал, заняв свою должность только в декабре 2012 года, то есть в разработке приказа участия не принимал.
Кроме того, суд находит, что были нарушены требования федерального законодательства и при использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов.
Как следует из информации по обоснованности нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению (л.д. 12-15), представленной должностным лицом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на запрос прокуратуры Пермского края, в расчете нормативов был учтен расход электрической энергии по группам оборудования, являющего общим имуществом многоквартирного дома, утвержденным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 03.09.2012 N СЭД-38-01-03-12. Согласно данному Приказу (л.д. 16-19) определение расхода электрической энергии производится по следующим группам оборудования, являющего общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки; силовое оборудование лифтов; автоматические запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления. Расход электрической энергии, утвержденный Приказом Министерства от 03.09.2012 N СЭД-38-01-03-12, определен исходя из норм расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. N 283.
Согласно пункту 37 приложения к Правилам от 23 мая 2006 г. N 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
- осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
- силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
- системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:

W = EWобщ.i : 12 x Sои

где:
- Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
- 12 - количество месяцев в году (формула 34 приложения к Правилам).
Таким образом, применяя расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края использовало критерии, не предусмотренные приведенным пунктом 37 раздела II приложения к Правилам, а именно не учитывало расходы электрической энергии на насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, системы отопления, а также дифференцировав нормативы в зависимости от этажности зданий и количества подъездов.
Также суд находит неправомерным применение при установлении нормативов потребления норм расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283, поскольку Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, имеют приоритетное значение перед названным ведомственным актом, который не регулирует вопросы установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, имеются основания для признания Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению" недействующим по причине его противоречия федеральному законодательству.
Суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт с момента его принятия в силу следующего.
Как следует из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации (то есть законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемый Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края принят по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, не устанавливает права граждан и организаций, он регулирует исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг. Его применение повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за названный вид коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом Российской Федерации нормативам потребления. В связи с изложенным суд считает необходимым признать оспариваемый Приказ недействующими с момента его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:

Признать недействующим с момента принятия Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.08.2012 N СЭД-38-01-03-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды по электроснабжению".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 26 января 2015 года.
Судья
Е.В.СПИРИДОНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)