Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2015 N 11АП-9356/2015 ПО ДЕЛУ N А65-4439/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2015 г. по делу N А65-4439/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2015 года по делу N А65-4439/2015 (судья Э.Г. Мубаракшина),
по иску Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", г. Казань, (ОГРН 1051629043553, ИНН 1657054678) к открытому акционерному обществу "Генерирующая компания", г. Казань, (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Исполнительного комитета муниципального образования "город "Набережные Челны", город Набережные Челны,
с участием:
от истца - директор Файзуллин Р.Р. (паспорт), представитель Федосов А.В. (доверенность от 09.01.2015),
от ответчика - представитель Шакиров М.Х. (доверенность от 17.12.2014),
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом.

установил:

Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", г. Казань, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Генерирующая компания", г. Казань, (далее - ответчик) о заключении договора на теплоснабжение на объект, расположенный по адресу город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 14 на 543, 8 кв. м.
В ходе судебного заседания истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, а именно просил об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года и считать договор теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года, заключенным в редакции протокола разногласий в редакции Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань. Уточнение истца приняты в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2015 отклонено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Вилюй", Управление Пенсионного фонда России, ООО "Акселерон", Клинику "Инсайт".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2015 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 г. по делу N А65-4439/2015 исковые требования удовлетворены.
Урегулированы возникшие разногласия между Государственным казенным учреждением "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань, (ОГРН 1051629043553, ИНН 1657054678) и Открытым акционерным обществом "Генерирующая компания", г. Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), при заключении договора теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года и считать договор теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года, заключенным в редакции протокола разногласий в редакции Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань.
Взыскано с открытого акционерного общества "Генерирующая компания", г. Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), в пользу Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань, (ОГРН 1051629043553, ИНН 1657054678), 6 000 рублей в счет возмещения расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Генерирующая компания", обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2015 г., принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно отклонил доводы ОАО "Генерирующая компания", обоснованные на "Правилах организации теплоснабжения в РФ", указав что пункт 44 Правил N 808 регулирует правоотношения в жилом доме. Однако данные выводы суда не соответствуют действительности. Пункт 44 Правил N 808 регламентирует порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат 2 и более лицам или используются ими. Также, при урегулировании разногласий по договору в редакции истца, судом сделаны следующие выводы "Доводы ответчика о том, что согласно Правилам N 808, лицом обязанным подать заявку на заключение договора теплоснабжения всего здания является истец, им документально не подтвержден, не представлены доказательства нахождения теплового ввода во владении либо в собственности истца". Необходимая для надлежащего рассмотрения дела информация, судом у третьего лица истребованы не были. Тем самым суд фактически уклонился от выяснения обстоятельства дела, имеющих значения для дела, лишь констатировав тот факт, что третье лицо не явилось, отзыв не представило.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечило.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и Управлением земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны", 15.11.2007 заключен договор N 001-020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, согласно условиям которого, во исполнение постановления Руководителя Исполнительного комитета от 14.11.2007 N 4341 "О передаче помещений в безвозмездное пользования Филиалу N 1 Республиканского центра материальной помощи городского округа Набережные Челны ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование муниципальное имущество.
Недвижимое имущество передается для размещения филиала.
По акту приема-передачи от 15.11.2007 истцу были переданы нежилые помещения, расположенные по адресу город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 14 (4/2-2), 543, 8 кв. м.
В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Заявляя настоящие требования, истец указывает, что между ним и ответчиком был заключен договор на снабжение тепловой энергией от 29.01.2013 N 6601 103Т.
14.11.2014 истец обратился к ответчику с расторжением договора от 2013 года с целью заключения договора теплоснабжения на 2015 год.
Ответчиком в адрес истца был направлен проект договора теплоснабжения на 2015 года, согласно условиям которого, договор должен быть заключен на площадь всего здания, расположенного по адресу город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 14.
Согласно столбцу 5 приложения N 5 к проекту договора N 6601 103Т при расчете объема тепловой энергии учитывается объем всего помещения объекта поставки: объем - 12886 куб. м и Ккал/ч 242968.
Вместе с тем, договор на снабжение тепловой энергией от 01.01.2012 N 6601 103Т был заключен на занимаемые истцом площади: столбец 5 приложения N 5 к договору, объем 1631,4 куб. м и Ккал/ч 46514, 477.
Истец полагал, что он не является лицом уполномоченным на подачу теплоснабжения на всю площадь здания, у него отсутствует техническая возможность осуществления присоединения к сетям энергоснабжающей организацией, как того требует положения пункта 2 статьи 539 ГК РФ. В связи с чем, просил суд урегулировать возникшие разногласия между Государственным казенным учреждением "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань, (ОГРН 1051629043553, ИНН 1657054678) и Открытым акционерным обществом "Генерирующая компания", г. Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), при заключении договора теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года и считать договор теплоснабжения N 6601 103Т 2015 года, заключенным в редакции протокола разногласий в редакции Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", город Казань, а именно пункт 1 столбца 5 приложения N 5 к договору, объем 1631,4 куб. м пункт 1 столбца 6 приложения N 5 к договору - значение Ккал/ч 46514, 477.
Материалами дела подтверждается, что 15.02.2015 между истцом и ответчиком заключен государственный контракт на поставку тепловой энергии и горячей воды организациям, финансируемым за счет средств бюджета Республики Татарстан на 2015 года N 4Т, согласно условиям которого, данный контракт заключен на основании действующего законодательства в соответствии со сметой доходов и расходов на 2015 год, утвержденной Министерством финансов Республики Татарстан.
Государственный заказчик доводит до энергоснабжающей организации объемы лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета Республики Татарстан по оплате тепловой энергии и горячей воды на 2015 год.
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта снабжение потребителей тепловой энергией и горячей водой осуществляется на основании договоров, заключаемых между потребителями и энергоснабжающей организацией. В договорах теплоснабжения оговариваются все условия, необходимые для данного вида гражданско-правовых сделок.
Объемы тепловой энергии и горячей воды, указанных в договорах теплоснабжения, определяются государственным заказчиком в соответствии с утвержденными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств на 2015 год (п. 2.2. государственного контракта).
Согласно пункту 3.2.3. государственного контракта энергоснабжающая организация обязуется обеспечивать в установленном порядке заключение договоров теплоснабжения между и потребителями и энергоснабжающей организацией в соответствии с определенными объемами, указанными в реестре.
Пунктом 3.2.4. государственного контракта энергоснабжающая организация обязуется ежемесячно осуществлять денежные расчеты с энергоснабжающей организацией за потребленную тепловую энергию и горячую воду в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных потребителям.
В соответствии с Реестром потребителей, подведомственных государственному заказчику, последний в соответствии с условиями государственного контракта на поставку тепловой энергии и горячей воды от 15.02.2015 N 4Т, по договору ТЭ 6601 103Т Отделение N 2 Республиканского центра материальной помощи городского округа Набережные Челны устанавливает объем тепловой энергии и горячей воды в стоимостном выражении 120 180 рублей.
При заключении договора энергоснабжения между сторонами подписан протокол урегулирования разногласий, согласно которому истец просит заключить договор на следующих условиях: пункт 1 столбца 5 приложения N 5 к договору - значение 1631,4 и пункт 1 столбца 6 приложения N 5 к договору - значение 46514, 477.
Вместе с тем, согласно протоколу урегулирования разногласий от 10.03.2015 стороны подписали спорные пункты в редакции энергоснабжающей организации в соответствии с пунктом 44 Правил N 808, а именно на все помещения, расположенные в спорном здании.
Данные условия энергоснабжающей организации противоречат условиям государственного контракта от 15.02.2015 N 4Т.
Ответчиком в адрес истца было направлено предупреждение о возможном ограничении подачи тепловой энергии, поскольку у истца имеется задолженность за период времени с 11.12.2014 по 16.03.2015 в размере 671 035 рублей 72 копейки, что превышает лимит, установленный государственным контрактом.
Ответчиком представлено письмо N 122-01-12/261 от 27.02.2013, адресованное руководителю Исполнительного комитета МО город Набережные Челны, согласно которому 20.02.2013 представителями ответчика, администрации Комсомольского района, Исполнительного комитета МО город Набережные Челны было произведено комиссионное обследование объекта, расположенного по адресу город Набережные Челны, ул. Гидростроителей, д. 14.
В ходе проверки установлено, что потребление тепловой энергии осуществляется без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения. Также определено, что тепловой ввод в здание расположен в помещении, находящемся в собственности Муниципального образования город Набережные Челны.
Также в данном письме ответчик отметил, что истец, занимающий административное здание на основании договора безвозмездного пользования не может выступать потребителем и нести обязанность по оплате тепловой энергии.
В связи с чем, ответчик пришел к выводу, что обязанность по оплате тепловой энергии потребленной без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения несет собственник Муниципальное образование "город Набережные Челны".
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, в связи с чем, его заключение для ответчика является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в жилой части дома, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
В случае если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные шестым параграфом главы 30 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Закон определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжающая организация определяется как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, В законе также дано определение единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения (пункты 9, 11, 28 статьи 2, пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Из пунктов 2, 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что лицом, обязанным заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в системе теплоснабжения, является единая теплоснабжающая организация в этой системе теплоснабжения. Для нее договор теплоснабжения публичен.
В пункте 6 статьи 17 того же закон указано, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, далее - Правила N 808) для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения и документы, содержащие, помимо прочего, сведения о месте нахождения теплопотребляющих установок и месте их подключения к системе теплоснабжения (тепловом вводе). В случае подключения теплопотребляющих установок к сетям, не принадлежащим единой теплоснабжающей организации, проверка наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к сетям которой подключены теплопотребляющие установки заявителя, или с владельцем источника тепловой энергии, к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением акта о разграничении балансовой принадлежности. Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора (пункты 35 - 37, 40 Правил N 808).
Статья 545 ГК РФ не является основанием для понуждения потребителя тепловой энергии к заключению договора теплоснабжения с иными потребителями.
Пункт 44 Правил N 808 регулирует правоотношения в жилом доме.
В то же время при наличии одного теплового ввода в жилой дом этим пунктом правил предусмотрена возможность подачи заявки о заключении договора теплоснабжения в единую теплоснабжающую организацию двумя лицами.
Данный вывод подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.09.2013 N ВАС-12038/13.
Довод заявителя о том, что согласно Правилам N 808, лицом обязанным подать заявку на заключение договора теплоснабжения всего здания является истец, им документально не подтверждено, не представлены доказательства нахождения теплового ввода во владении либо в собственности истца.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 мая 2015 года по делу А65-4439/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
К.К.ТУРКИН

Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
С.А.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)