Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журавлевым Д.Н.
при участии:
от истца: Цикин Е.В. по доверенности от 01.10.2014
от ответчика 1: Прошин А.Н. по доверенности от 09.04.2015,
от ответчика 2: Петрова Е.В. по доверенности от 10.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-14236/2015, 13АП-14860/2015) Жилищного Комитета Санкт-Петербурга и Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 12, ОГРН: 1027810310274)
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (адрес: Россия 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская 50, офис 204, ОГРН: 1037851027004), 2) Жилищному Комитету Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН: 1047839009129)
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, к обществу с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (далее - Общество, ответчик 1) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения N 9931/040/1 от 01.11.2008 в размере в размере 593 630 руб. 15 коп., в том числе по тарифу для населения в сумме 420 441 руб., по разнице в тарифах на сумму 173 189 руб. 15 коп., к Жилищному комитету (далее - Комитет, ответчик 2) о взыскании задолженности по межтарифной разнице с 01.01.2011 по 31.12.2013 в размере 173 189 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 с общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано 147 336 руб. задолженности, 7 420 руб. 10 коп. судебных расходов по уплате госпошлины, с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано задолженности по межтарифной разнице в размере 73 669 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Жилищный Комитет Санкт-Петербурга и Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014.
Предприятие в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на необоснованный частичный отказ в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 1 - 273.105 руб. и с ответчика 2 - 99.519,85 руб., указывая, что ответчиком 1 не были представлены отчеты о теплопотреблении за март, май, июнь, июль и август 2011 года, а также с марта по август 2012 года, в связи с чем, в указанные периоды ответчику 1 истцом были выставлены счета к оплате на основании расчета по Методике 105 по нормативам потребления коммунальных услуг гражданами. Ссылаясь также на то, что тепловая энергия на отопление поставляется только в отопительный период, но оплачивается потребителями в течение года.
Комитет в обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права при принятии решения в части взыскания с ответчика 2 73.669,30 руб. задолженности по межтарифной разнице, указывая, что за спорный период на основании отчетов Комитетом перечислялись средства субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В судебном заседании представители Жилищного Комитета и ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" доводы жалоб поддержали. Представитель истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверена апелляционным судом в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнения представителей сторон, обеспечивших явку в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец (энергоснабжающая организация) по договору теплоснабжения от 01.11.2008 N 9931.040.1 (далее - договор) обязался подавать Обществу (Абонент) через присоединенную сеть тепловую энергию по адресу: Красное Село, ул. Лермонтова, д. 10 (жилой дом), а Общество обязалось своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Поскольку у Общества возникла задолженность по Договору за период 01.01.2011 по 31.12.2013, включая долг по оплате тепловой энергии в виде "межтарифной разницы", истец обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, и при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", далее - Правила N 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
Пунктом 4.2. договора стороны установили, что при отсутствии или неисправности приборов учета свыше 15 суток, учет количества потребляемой тепловой энергии производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Так как истец является организацией, осуществляющей функции управления жилым домом, приобретает тепловую энергию на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам, выступающим непосредственными потребителями коммунальных услуг, при отсутствии узлов учета тепловой энергии расчет количества и стоимости тепловой энергии должен осуществляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданами, а пункт 4.2 договора, предусматривающий условие о расчете количества и стоимости тепловой энергии в отсутствие узлов учета или их неисправности по договорной нагрузке является ничтожным, как противоречащий статье 544 и пункту 4 статьи 426 ГК РФ, а также утвержденным Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
При этом пунктом 15 названных Правил предусматривалось, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
С 01.09.2012 г. вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В Постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Факт наличия 147 336 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, подтверждается актом сверки взаимных расчетов (т. 2, л.д. 81), подписанным со стороны ответчика без возражений.
Возражая против начисления стоимости тепловой энергии за март, май, июнь, июль и август 2011 года, а также с марта по август 2012 года, абонент сослался на отсутствие потребления тепловой энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая, что спорный дом оборудован узлом учета и в указанный период отсутствовало потребление тепловой энергии для отопления (0 Гкал), требование истца в указанной части обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Поскольку долг в сумме 73 669 руб. 30 коп., предъявленный ко взысканию Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, является "межтарифной разницей" между стоимостью тепловой энергии, определенной с применением экономически обоснованного тарифа, утвержденного истцу, и стоимостью тепловой энергии, определенной с применением тарифа, установленного для населения, требование истца в указанной части правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции, в связи с тем, что публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, обязано возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод Жилищного комитета Санкт-Петербурга об отсутствии оснований для взыскания 73 669 руб. 30 коп. долга, в связи со своевременным перечислением субсидий, поскольку наличие задолженности в указанном размере подтверждается представленным в материалы дела расчетом задолженности.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", представление субсидий осуществляется за счет средств, выделяемых Жилищному Комитету и перечисляемых Комитетом в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство".
В соответствии с соглашением N 2102/ССРТ-11 от 21.06.2011 г., заключенным ГУП "ТЭК СПБ", ООО "ГЦКС" и ГУП ВЦКП "ЖХ", именно ГУП ВЦКП "ЖХ" перечисляет сумму субсидий непосредственно истцу в течение трех дней с момента получения денежных средств от Жилищного комитета Санкт-Петербурга.
Поскольку абонент расчет субсидий не осуществляет, не получает и обязательств по ее перечислению в адрес ГУП "ТЭК СПБ" не несет, то возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию правомерно возложено на Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
Исходя из изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2015 N 13АП-14236/2015, 13АП-14860/2015 ПО ДЕЛУ N А56-4472/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N А56-4472/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журавлевым Д.Н.
при участии:
от истца: Цикин Е.В. по доверенности от 01.10.2014
от ответчика 1: Прошин А.Н. по доверенности от 09.04.2015,
от ответчика 2: Петрова Е.В. по доверенности от 10.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-14236/2015, 13АП-14860/2015) Жилищного Комитета Санкт-Петербурга и Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 12, ОГРН: 1027810310274)
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (адрес: Россия 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская 50, офис 204, ОГРН: 1037851027004), 2) Жилищному Комитету Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН: 1047839009129)
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, к обществу с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (далее - Общество, ответчик 1) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения N 9931/040/1 от 01.11.2008 в размере в размере 593 630 руб. 15 коп., в том числе по тарифу для населения в сумме 420 441 руб., по разнице в тарифах на сумму 173 189 руб. 15 коп., к Жилищному комитету (далее - Комитет, ответчик 2) о взыскании задолженности по межтарифной разнице с 01.01.2011 по 31.12.2013 в размере 173 189 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 с общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано 147 336 руб. задолженности, 7 420 руб. 10 коп. судебных расходов по уплате госпошлины, с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано задолженности по межтарифной разнице в размере 73 669 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Жилищный Комитет Санкт-Петербурга и Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014.
Предприятие в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на необоснованный частичный отказ в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 1 - 273.105 руб. и с ответчика 2 - 99.519,85 руб., указывая, что ответчиком 1 не были представлены отчеты о теплопотреблении за март, май, июнь, июль и август 2011 года, а также с марта по август 2012 года, в связи с чем, в указанные периоды ответчику 1 истцом были выставлены счета к оплате на основании расчета по Методике 105 по нормативам потребления коммунальных услуг гражданами. Ссылаясь также на то, что тепловая энергия на отопление поставляется только в отопительный период, но оплачивается потребителями в течение года.
Комитет в обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права при принятии решения в части взыскания с ответчика 2 73.669,30 руб. задолженности по межтарифной разнице, указывая, что за спорный период на основании отчетов Комитетом перечислялись средства субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В судебном заседании представители Жилищного Комитета и ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" доводы жалоб поддержали. Представитель истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверена апелляционным судом в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнения представителей сторон, обеспечивших явку в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец (энергоснабжающая организация) по договору теплоснабжения от 01.11.2008 N 9931.040.1 (далее - договор) обязался подавать Обществу (Абонент) через присоединенную сеть тепловую энергию по адресу: Красное Село, ул. Лермонтова, д. 10 (жилой дом), а Общество обязалось своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Поскольку у Общества возникла задолженность по Договору за период 01.01.2011 по 31.12.2013, включая долг по оплате тепловой энергии в виде "межтарифной разницы", истец обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, и при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", далее - Правила N 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
Пунктом 4.2. договора стороны установили, что при отсутствии или неисправности приборов учета свыше 15 суток, учет количества потребляемой тепловой энергии производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Так как истец является организацией, осуществляющей функции управления жилым домом, приобретает тепловую энергию на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам, выступающим непосредственными потребителями коммунальных услуг, при отсутствии узлов учета тепловой энергии расчет количества и стоимости тепловой энергии должен осуществляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданами, а пункт 4.2 договора, предусматривающий условие о расчете количества и стоимости тепловой энергии в отсутствие узлов учета или их неисправности по договорной нагрузке является ничтожным, как противоречащий статье 544 и пункту 4 статьи 426 ГК РФ, а также утвержденным Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
При этом пунктом 15 названных Правил предусматривалось, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
С 01.09.2012 г. вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В Постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Факт наличия 147 336 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, подтверждается актом сверки взаимных расчетов (т. 2, л.д. 81), подписанным со стороны ответчика без возражений.
Возражая против начисления стоимости тепловой энергии за март, май, июнь, июль и август 2011 года, а также с марта по август 2012 года, абонент сослался на отсутствие потребления тепловой энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая, что спорный дом оборудован узлом учета и в указанный период отсутствовало потребление тепловой энергии для отопления (0 Гкал), требование истца в указанной части обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Поскольку долг в сумме 73 669 руб. 30 коп., предъявленный ко взысканию Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, является "межтарифной разницей" между стоимостью тепловой энергии, определенной с применением экономически обоснованного тарифа, утвержденного истцу, и стоимостью тепловой энергии, определенной с применением тарифа, установленного для населения, требование истца в указанной части правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции, в связи с тем, что публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, обязано возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод Жилищного комитета Санкт-Петербурга об отсутствии оснований для взыскания 73 669 руб. 30 коп. долга, в связи со своевременным перечислением субсидий, поскольку наличие задолженности в указанном размере подтверждается представленным в материалы дела расчетом задолженности.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", представление субсидий осуществляется за счет средств, выделяемых Жилищному Комитету и перечисляемых Комитетом в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство".
В соответствии с соглашением N 2102/ССРТ-11 от 21.06.2011 г., заключенным ГУП "ТЭК СПБ", ООО "ГЦКС" и ГУП ВЦКП "ЖХ", именно ГУП ВЦКП "ЖХ" перечисляет сумму субсидий непосредственно истцу в течение трех дней с момента получения денежных средств от Жилищного комитета Санкт-Петербурга.
Поскольку абонент расчет субсидий не осуществляет, не получает и обязательств по ее перечислению в адрес ГУП "ТЭК СПБ" не несет, то возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию правомерно возложено на Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
Исходя из изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-4472/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)