Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2015 N Ф08-10205/2014 ПО ДЕЛУ N А61-900/2014

Требование: О взыскании задолженности по договору поставки газа.

Разделы:
Договорные отношения при предоставлении услуг управления собственниками помещений; Управляющая компания
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик не в полном объеме оплатил полученный газ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А61-900/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Рогальского С.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (г. Пятигорск, ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Армада" (г. Владикавказ, ИНН 1513039541, ОГРН 1131513000475), третьего лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.06.2014 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 (судьи Марченко О.В., Егорченко Н.И., Казакова Г.В.) по делу N А61-900/2014, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ООО "Управляющая компания "Армада" (далее - компания) о взыскании 1 583 702 рублей 09 копеек задолженности и 15 433 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.01.2014 по 04.03.2014 по договору поставки газа от 01.12.2013 N 39-2-15344/13 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания.
Решением от 20.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2014, с ответчика в пользу истца взыскано 1 138 727 рублей основного долга и 11 355 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что поставка компании в декабре 2013 года газа в количестве, указанном обществом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Установив, что компания заключила договор в интересах населения, суды признали неправомерным применение истцом при расчете суммы долга тарифа для промышленных нужд, определив размер задолженности с применением тарифа, установленного для категории "население".
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление в части отказа в иске. По мнению заявителя, доказательства, подтверждающие, что компания относится к категории потребителей "население", отсутствуют. Кроме того, суды не учли, что ответчик подписал договор поставки газа от 01.12.2013 N 39-2-15344/13 без замечаний и частично погасил спорную задолженность.
В отзыве компания отклонила доводы жалобы.
Стороны просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.12.2013 общество (поставщик) и компания (покупатель) заключили договор поставки газа N 39-2-15344/13, по которому поставщик обязался с 01.12.2013 по 31.12.2013 поставлять покупателю газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ОАО "Газпром". В свою очередь покупатель обязался получать (выбирать) и оплачивать газ. Порядок учета газа установлен разделом 4 договора. В соответствии с пунктом 4.12 договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждому месту передачи газа (по каждой точке подключения). Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде. Порядок определения цены на газ и расчетов предусмотрен разделом 5 договора. Фактически потребленный в истекшем периоде газ с учетом средств, ранее внесенных покупателем, должен быть оплачен в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 5.5.2 договора). Срок действия договора - с 01.12.2013 по 31.12.2013 (пункт 8.1).
Актом поданного-принятого газа от 31.12.2013 N 39-140 275/12 подтверждается поставка обществом компании в декабре 2013 года газа в объеме 251 762 куб. м. Товарная накладная на отпуск газа подписана сторонами 31.12.2013.
Ссылаясь на то, что покупатель не в полном объеме оплатил полученный газ, поставщик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.
По смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Согласно статье 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. На основании статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установили судебные инстанции, разногласия между сторонами возникли в части определения тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости поставленного компании газа. Общество полагает, что следует применять тариф для промышленных нужд, как это предусмотрено договором; компания же, указывая, что является исполнителем коммунальных услуг, считает необходимым применять тариф, установленный для категории "население".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований. Статья 4 указанного Закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В силу пункта 2 названных Основных положений к категории "население" относятся лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги. Пунктом 8 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 названных Правил.
Схожее понятие содержалось и в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации о порядке применения пунктов 3 и 49 Правил N 307, изложенным в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Из системного толкования указанных норм права следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации, в том числе избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления управляющей организации, влечет за собой возникновение у данной организации обязанностей исполнителя коммунальных услуг.
Как установили судебные инстанции, компания осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста, 183. Газ, приобретенный ответчиком по договору от 01.12.2013 N 39-2-15344/13, использован на выработку и поставку тепловой энергии в виде горячей воды и отопления лицам, проживающим в указанном многоквартирном доме. Следовательно, заключив договор поставки газа, компания выступила в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах населения. Доказательств, опровергающих правильность данных выводов, истец не представил.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что при расчете стоимости поставленного ответчику в декабре 2013 года газа надлежит применять тариф, установленный для категории "население". Судебные инстанции правильно определили размер задолженности компании, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А61-900/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
С.В.РОГАЛЬСКИЙ
Н.В.ЧЕСНЯК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)