Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истица полагает отказ незаконным, указывает, что представила все необходимые документы в надлежащий орган, проект переустройства квартиры соответствует требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Власов Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Криволаповой Е.А.,
Судей Тепловой Т.В., Мясникова А.А.
с участием секретаря М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2015 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе истца К. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года
по исковому заявлению К. к администрации Муниципального Образования Ессентукский сельсовет, Предгорного района, Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире,
установила:
К. обратилась в суд с иском к администрации МО Ессентукский сельсовет, Предгорного района о признании незаконным решение администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 03.12.2014 года об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N 1 по ул.... о возложении обязанности вынести постановление о согласовании переустройства жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в указанной квартире, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником квартиры N.. расположенной по адресу: ... в соответствии с договором купли-продажи от 17.09.2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Став собственником квартиры, решила установить в ней индивидуальное отопление: двухконтурный газовый котел и счетчик. В ноябре 2014 года, обратилась в ОАО "Предгорный райгаз" для составления проекта газификации и согласования технических условий. Затем, 03.12.2014 года обратилась в администрацию Ессентукского сельсовета Предгорного района с заявлением о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в принадлежащей ей квартире, предоставив проект дополнительного газоснабжения квартиры путем установки двухконтурного настенного газового котла с закрытой камерой сгорания, выданного специализированной организацией "Предгорный райгаз". 03.12.2014 года получила письмо из администрации, которым в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления отказано. В обоснование отказа администрация сослалась на п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.02.2010 года, в силу которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, - при наличии - осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. Согласно ст. 25 ЖК РФ, такие действия именуются переустройством жилого помещения (в ее случае - квартиры), порядок которого регулируется главой 4 ЖК РФ. Переустройство квартиры осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого она расположена по заявлению собственника. Форма заявления и документы, которые необходимо приложить к нему, утверждены Постановлением Правительства РФ. В администрацию Ессентукского сельсовета предоставила заявление в необходимой форме, с приложением правоустанавливающих документов на квартиру (свидетельство о государственной регистрации права), технического паспорта переустраиваемого помещения, проектной документации, выданной специализированной организацией "Предгорный райгаз". Технические характеристики газового котла, который планирует приобрести после согласования заявления в администрации, будет отвечать техническим характеристикам, которые определяются законом. Факты создания угрозы жизни и здоровью граждан, а также нарушения чьих-либо прав и законных интересов администрацией не представлены. Полагает, что представила все необходимые документы в надлежащий орган, и проект переустройства квартиры соответствует требованиям законодательства.
Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года суд отказал К. в удовлетворении исковых требований к администрации Муниципального Образования Ессентукский сельсовет, Предгорного района, Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N.... края.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, мотивируя тем, что доводы ответчика о том, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, а изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги, не подтверждены доказательствами и являются всего лишь предположениями, но суд согласился с доводами администрации, изложенными в отказе. Суд сослался на необходимость соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусматривающих недопустимость переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих, что планируемая заявителем установка индивидуального квартирного источника тепловой энергии повлечет нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, а также возникновение каких-либо иных негативных факторов. Рабочий проект внутреннего газоснабжения ее квартиры, изготовленный специализированной организацией, обладающей необходимыми познаниями в указанной области - ОАО "Предгорный райгаз", свидетельствует о возможности перехода на отопление принадлежащего истцу жилого помещения, на систему отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Индивидуальная система отопления не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку является оборудованием, предназначенным для обслуживания одного жилого помещения в многоквартирном доме и находящимся в данном жилом помещении. В связи с чем, суд необоснованно указал на необходимость провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источники финансирования работ, в том числе проектных.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую ее удовлетворить, решение суда отменить, удовлетворив исковые требования, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Как следует из материалов дела, истицей, по сути, заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, а именно об оспаривании решения органа местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из п. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя.
Между тем, доказательствами по делу факт несоответствия закону и нарушения прав истицы оспариваемым решением органа местного самоуправления не подтвержден.
Установлено и не оспаривается сторонами, что многоквартирный жилой дом N.... в котором расположена принадлежащая истице на праве собственности квартира, подключен к городской системе централизованного отопления
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
В настоящее время Правила подключения к системам теплоснабжения и перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии Правительством РФ не утверждены, что не исключает возможность установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии необходимых технических условий в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения обязан представить в орган, осуществляющий согласование:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Истицей представлены все необходимые документы.
Отказывая в удовлетворении согласования переустройства администрация Ессентукского сельсовета Предгорного района сослалась на положения закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. А также указала, что перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. При отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставление услуг теплоснабжения остальным потребителям.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
В соответствии с п. 7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. N 780, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Между тем, рабочий проект газификации N 1174-14-ГС(Д) (дополнительная газификации квартиры), выполненный ОАО "Предгорныйрайгаз" и представленный истицей в орган местного самоуправления для согласования переустройства жилого помещения, не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора, которое бы не затрагивало общедомовой инженерной системы.
Довод истицы о том, что данные технические условия (рабочий проект) позволяют сделать вывод о том, что имеются все проектные решения установки газового теплогенератора (двухконтурного котла), не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Так, в технических условиях N 1143 от 28.02.2014 года к проекту газификации квартиры, указано, что запроектировать установку двухконтурного котла и предусмотреть установку газового счетчика возможно при условии замены ГВВ на большой диаметр L = 4 м и увеличения диаметра газового стояка с 1 этажа по 3 этаж.
Однако, истицей не представлены доказательства того, что на замену стояков от 1 по 3 этаж согласны собственники соответствующих квартир.
Кроме того, истицей не представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение ее квартиры в многоквартирном доме не произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Таким образом, материалами дела не подтверждается, что в результате данного переоборудования не нарушаются права других жильцов (собственников) многоквартирного дома. Ходатайство о проведении экспертизы истица не заявляла.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в п. 1 ст. 36 ЖК РФ.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 1 ст. 247 ГК РФ, пунктом 2 ст. 36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то согласно п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, судом обоснованно отказано К. в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2173/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в согласовании заявления о переустройстве (установке индивидуальной системы отопления в квартире).Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истица полагает отказ незаконным, указывает, что представила все необходимые документы в надлежащий орган, проект переустройства квартиры соответствует требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу N 33-2173/2015
Судья Власов Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Криволаповой Е.А.,
Судей Тепловой Т.В., Мясникова А.А.
с участием секретаря М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2015 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе истца К. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года
по исковому заявлению К. к администрации Муниципального Образования Ессентукский сельсовет, Предгорного района, Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире,
установила:
К. обратилась в суд с иском к администрации МО Ессентукский сельсовет, Предгорного района о признании незаконным решение администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 03.12.2014 года об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N 1 по ул.... о возложении обязанности вынести постановление о согласовании переустройства жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в указанной квартире, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником квартиры N.. расположенной по адресу: ... в соответствии с договором купли-продажи от 17.09.2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Став собственником квартиры, решила установить в ней индивидуальное отопление: двухконтурный газовый котел и счетчик. В ноябре 2014 года, обратилась в ОАО "Предгорный райгаз" для составления проекта газификации и согласования технических условий. Затем, 03.12.2014 года обратилась в администрацию Ессентукского сельсовета Предгорного района с заявлением о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в принадлежащей ей квартире, предоставив проект дополнительного газоснабжения квартиры путем установки двухконтурного настенного газового котла с закрытой камерой сгорания, выданного специализированной организацией "Предгорный райгаз". 03.12.2014 года получила письмо из администрации, которым в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления отказано. В обоснование отказа администрация сослалась на п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.02.2010 года, в силу которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, - при наличии - осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. Согласно ст. 25 ЖК РФ, такие действия именуются переустройством жилого помещения (в ее случае - квартиры), порядок которого регулируется главой 4 ЖК РФ. Переустройство квартиры осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого она расположена по заявлению собственника. Форма заявления и документы, которые необходимо приложить к нему, утверждены Постановлением Правительства РФ. В администрацию Ессентукского сельсовета предоставила заявление в необходимой форме, с приложением правоустанавливающих документов на квартиру (свидетельство о государственной регистрации права), технического паспорта переустраиваемого помещения, проектной документации, выданной специализированной организацией "Предгорный райгаз". Технические характеристики газового котла, который планирует приобрести после согласования заявления в администрации, будет отвечать техническим характеристикам, которые определяются законом. Факты создания угрозы жизни и здоровью граждан, а также нарушения чьих-либо прав и законных интересов администрацией не представлены. Полагает, что представила все необходимые документы в надлежащий орган, и проект переустройства квартиры соответствует требованиям законодательства.
Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года суд отказал К. в удовлетворении исковых требований к администрации Муниципального Образования Ессентукский сельсовет, Предгорного района, Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в согласовании заявления о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления в квартире N 18 многоквартирного жилого дома N.... края.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, мотивируя тем, что доводы ответчика о том, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, а изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги, не подтверждены доказательствами и являются всего лишь предположениями, но суд согласился с доводами администрации, изложенными в отказе. Суд сослался на необходимость соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусматривающих недопустимость переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих, что планируемая заявителем установка индивидуального квартирного источника тепловой энергии повлечет нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, а также возникновение каких-либо иных негативных факторов. Рабочий проект внутреннего газоснабжения ее квартиры, изготовленный специализированной организацией, обладающей необходимыми познаниями в указанной области - ОАО "Предгорный райгаз", свидетельствует о возможности перехода на отопление принадлежащего истцу жилого помещения, на систему отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Индивидуальная система отопления не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку является оборудованием, предназначенным для обслуживания одного жилого помещения в многоквартирном доме и находящимся в данном жилом помещении. В связи с чем, суд необоснованно указал на необходимость провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источники финансирования работ, в том числе проектных.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав К., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую ее удовлетворить, решение суда отменить, удовлетворив исковые требования, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Как следует из материалов дела, истицей, по сути, заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, а именно об оспаривании решения органа местного самоуправления, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из п. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя.
Между тем, доказательствами по делу факт несоответствия закону и нарушения прав истицы оспариваемым решением органа местного самоуправления не подтвержден.
Установлено и не оспаривается сторонами, что многоквартирный жилой дом N.... в котором расположена принадлежащая истице на праве собственности квартира, подключен к городской системе централизованного отопления
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
В настоящее время Правила подключения к системам теплоснабжения и перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии Правительством РФ не утверждены, что не исключает возможность установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии необходимых технических условий в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения обязан представить в орган, осуществляющий согласование:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Истицей представлены все необходимые документы.
Отказывая в удовлетворении согласования переустройства администрация Ессентукского сельсовета Предгорного района сослалась на положения закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. А также указала, что перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. При отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставление услуг теплоснабжения остальным потребителям.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
В соответствии с п. 7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. N 780, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Между тем, рабочий проект газификации N 1174-14-ГС(Д) (дополнительная газификации квартиры), выполненный ОАО "Предгорныйрайгаз" и представленный истицей в орган местного самоуправления для согласования переустройства жилого помещения, не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового теплогенератора, которое бы не затрагивало общедомовой инженерной системы.
Довод истицы о том, что данные технические условия (рабочий проект) позволяют сделать вывод о том, что имеются все проектные решения установки газового теплогенератора (двухконтурного котла), не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Так, в технических условиях N 1143 от 28.02.2014 года к проекту газификации квартиры, указано, что запроектировать установку двухконтурного котла и предусмотреть установку газового счетчика возможно при условии замены ГВВ на большой диаметр L = 4 м и увеличения диаметра газового стояка с 1 этажа по 3 этаж.
Однако, истицей не представлены доказательства того, что на замену стояков от 1 по 3 этаж согласны собственники соответствующих квартир.
Кроме того, истицей не представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение ее квартиры в многоквартирном доме не произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Таким образом, материалами дела не подтверждается, что в результате данного переоборудования не нарушаются права других жильцов (собственников) многоквартирного дома. Ходатайство о проведении экспертизы истица не заявляла.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся и в п. 1 ст. 36 ЖК РФ.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Согласно п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 1 ст. 247 ГК РФ, пунктом 2 ст. 36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то согласно п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ, реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, судом обоснованно отказано К. в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 января 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)