Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 N 02АП-1859/2015 ПО ДЕЛУ N А17-3725/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А17-3725/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015 по делу N А17-3725/2014, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (ОГРН 1133702024345, г. Иваново, ул. Воронина, д. 3а)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН 1063702132889, г. Иваново, ул. Театральная, д. 16)
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "УК ЖХ N 2") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба, Ивгосжилинспекция) о признании недействительным предписания от 23.05.2014 N 8-з.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал недействительным пункт 2.2 предписания Службы от 23.05.2014. В остальной части требования Общества оставил без удовлетворения.
ЗАО "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение судом норм процессуального права.
В обоснование доводов о неправомерности предписания заявитель, ссылаясь на положения статей 421, 422, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмечает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается; условия договора определяются по усмотрению сторон; договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования. При этом обращает внимание на отсутствие у Общества соответствующих энергопринимающих устройств, к которым можно производить присоединение сетей дома. Также отмечает, что в роли исполнителя коммунальных услуг может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. В рассматриваемом случае выставление платежных документов на оплату коммунальных услуг производится ресурсоснабжающими организациями, а со стороны населения в адрес данных организаций осуществляется оплата потребленных услуг; сложившиеся между гражданами и ресурсоснабжающими организациями отношения по предоставлению коммунальных услуг с вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), по мнению ЗАО "УК ЖХ N 2", сохранили силу, что не противоречит требованиям законодательства; Общество не предоставляет жителям дома какие-либо коммунальные услуги, в связи с чем отсутствует обязательный признак оказания услуг - возмездность.
Заявитель также ссылается на отсутствие в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения; со стороны ресурсоснабжающих организаций предложений о заключении таких договоров в адрес Общества не поступало, следовательно, в рассматриваемом случае процедура заключения соответствующих договоров ни одной из сторон инициировано не была. Вывод суда первой инстанции о том, что именно на управляющую компанию законом возложена обязанность предоставлять коммунальные услуги, ЗАО "УК ЖХ N 2" считает неправомерным и не соответствующим обстоятельствам дела. Общество отмечает, что действующим законодательством предусмотрена возможность заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между гражданами и ресурсоснабжающими организациями; к тому же вопрос о заключении договора при отказе или уклонении стороны, для которой заключение договора в силу закона является обязательным, решается в судебном порядке путем обращения в суд с требованием о понуждении контрагента заключить договор, однако со стороны ресурсоснабжающих организаций действия по обращению в суд с соответствующими требованиями предприняты не были; более того, к компетенции Ивгосжилинспекции понуждение проверяемого лица к заключению гражданско-правовых договоров не относится.
Также Общество не согласно с требованием ответчика о выставлении собственникам помещений жилого дома счета-квитанции на оплату коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, указывая, что выставление платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальной услуги.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не учтены доводы о незаконности пункта 2.1 обжалуемого предписания; собственники помещений дома N 33 по ул. 1 Полевая г. Иваново изготовление технического паспорта управляющей организации не поручали; обязанность внесения в технический паспорт всей необходимой и полной информации, а также ответственностью за ненадлежащее оформление технического паспорта на здание, включенное в жилищный фонд, возлагается на должностных лиц органов БТИ; ЗАО "УК ЖХ N 2" не наделено полномочиями по внесению в технический паспорт какой-либо информации; у ЗАО "УК ЖХ N 2" отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за работой Ивановского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" при составлении ими технического паспорта.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Заявитель своего представителя в судебное заседание также не направил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.04.2014 N 689 Службой проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 27.03.2014 Князева Е.С., по вопросу начисления платы на общедомовые нужды по энергоснабжению в многоквартирном доме N 33 по ул. 1-я Полевая города Иваново. По результатам проверки составлен акт от 23.05.2014 (том 1, л.д. 30-34), из которого следует, что указанный многоквартирный дом находится в управлении ЗАО "УК ЖХN 2". Внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществляется собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья". Учитывая отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по решению вопроса внесения платы за электроэнергию ресурсоснабжающей организации, данный факт является нарушением части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязанность ЗАО "УК ЖХ N 2" по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов для жителей многоквартирного дома предусмотрена частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 13, 17 Правил предоставления коммунальных услуг. ЗАО "УК ЖХ N 2", не заключая договоры о приобретении коммунальных ресурсов (электроэнергии) с ресурсоснабжающей организацией (филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья") и не предоставляя коммунальные услуги жителям МКД, нарушает указанные выше требования действующего законодательства. ЗАО "УК ЖК N 2" представлена копия технического паспорта, содержащая информацию об уборочной площади (925,8 кв. м), жилых помещениях данного дома (4755,3 кв. м), общей площади жилого помещения (квартиры N 28-32 кв. м), которые должны учитываться при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужны. Также копия технического паспорта содержит информацию о площади подвала (97, 8 кв. м); представлена информация об общей площади жилых помещений - 287,5 кв. м. Одновременно в рамках проведения контрольных мероприятий Службой направлен запрос в Ивановский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" с целью получения сведений об общих площадях всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме и помещений общего пользования в многоквартирном доме в разрезе по площадям (при наличии таких помещений), по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 33. Согласно информации, представленной Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 16.05.2014 N Ф37-1-15/1679, общая площадь жилых помещений (квартир) - 4748,7 кв. м, общая площадь встроенных нежилых помещений - 257,4 кв. м, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений (лестницы, межквартирные площадки, коридоры, тамбуры, колясочные, подвалы и т.д.) в техническом паспорте МКД по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 33 отсутствуют. Для получения указанных сведений необходимо проведение технической инвентаризации данного многоквартирного дома. По мнению Службы, в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществляется собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома; показатели общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, используемых филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для расчета электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома, не соответствуют показателям общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, представленным ЗАО "УК ЖХ N 2" (по данным технического паспорта многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 33), и показателям, представленным Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
23.05.2014 Управлением вынесено предписание (том 1, л.д. 122-123), которым на Общество возложены обязанности заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии (пункт 1.1); выставлять счета-квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения), в том числе на общедомовые нужды жителям дома N 33 по ул. 1-я Полевая города Иваново (пункт 1.2); обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" актуального технического паспорта в многоквартирном доме по адресу г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 33, с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений, и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме (пункт 2.1); по итогам получения технического паспорта, предоставить информацию филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об общей площади жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования МКД, в целях перерасчета платы за электроэнергию (пункт 2.2).
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что пункт 2.2 обжалуемого предписания противоречит требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования в соответствующей части. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Согласно частям 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3).
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность лиц, проживающих в многоквартирном доме, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу N 1 от 03.01.2008 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 33, принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом управляющей организацией МУП ЖХ N 2 (том 1 л.д. 39). Решением Ивановской городской Думы от 02.07.2008 N 821 (том 1, л.д. 101) и распоряжением председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом N 391-р от 14.12.2009 МУП ЖХ N 2 приватизировано и преобразовано отрытое акционерное общество "Городская управляющая организация жилищного хозяйства N 2" (далее - ОАО "ГУО ЖХ N 2") (том 1 л.д. 102). Решением Единственного акционера ОАО "ГУО ЖХ N 2" от 23.05.2013 (том 1 л.д. 58) данное юридическое лицо реорганизовано в ЗАО "УК ЖХ N 2", которое является правопреемником ОАО "ГУО ЖХ N 2", согласно пункту 1.2 устава Общества (том 1, л.д. 59-72).
Согласно пунктам 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.11, 2.1.6, 2.1.13 действовавшего на момент проверки договора управления многоквартирным домом N 33 по ул. 1-я Полевая г. Иванова от 01.08.2013 (том 1, л.д. 41-43) Управляющая организация принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемка работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги (том 1 л.д. 43).
Согласно пунктам 2, 6, 7, 8, 9, 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (пункт 2). Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил (пункт 6). Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (пункт 8). Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 9). Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13). Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14).
Таким образом, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Вместе с тем из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависит от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Пункт 14 Правил предоставления коммунальных услуг связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически (в отсутствие договора) сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией.
Иное толкование пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
Следует отметить, что Правила предоставления коммунальных услуг, на положения которых в обоснование наличия у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя ссылается Общество, вступили в силу с 01.09.2012, то есть после заключения заявителем (его правопредшественником) с собственниками многоквартирного дома договора управления.
Согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденные данным постановлением Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Из содержания данной нормы права и Правил предоставления коммунальных услуг в целом не следует, что в связи с вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг. Из содержания пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг этого также не следует.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации вне зависимости от каких-либо условий.
В рассматриваемом случае заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие решений общих собраний собственников помещений в спорном многоквартирном жилом доме о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, внесение жителями дома платы за коммунальную услугу по электроснабжению (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающей организации и уклонение ЗАО "УК ЖХ N 2" как фактического исполнителя коммунальной услуги от возложенной на него действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений находящегося под его управлением многоквартирного дома соответствующих платежных документов является неправомерным, противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции допускает возможность возникновения ситуации, когда ресурсоснабжающая организация в целях недопущения прекращения оказания коммунальной услуги приступает к непосредственному предоставлению ресурса собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, управляемом управляющей организацией. Однако период, в течение которого ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги и взимает за них плату с потребителей, фактически должен являться временным периодом, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями. Внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям в такой ситуации в любом случае признается выполнением обязательств собственников и нанимателей жилых помещений по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах наличие у Общества обязанности по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунального ресурса по электроэнергии и выставлению в адрес собственников жилых помещений многоквартирного дома платежных документов на оплату коммунальной услуги следует признать установленной. В этой связи ссылки на отсутствие в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения являются несостоятельными, поскольку соответствующая обязанность императивно закреплена за управляющей компанией и подразумевается вне зависимости от указания в договоре управления. Аргументы заявителя со ссылкой на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие свободу договора и недопустимость понуждения к заключению договора, подлежат отклонению, поскольку в данном случае следует руководствоваться приведенными выше императивными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие у управляющей компании отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования не является препятствием для заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку ресурсов собственникам жилых помещений, поскольку в данном случае управляющая компания приобретает указанные ресурсы не для собственных нужд, а для предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома.
Наличие в многоквартирном доме нежилых помещений также не свидетельствует о несостоятельности приведенных выводов и неправомерности оспариваемого предписания, поскольку вне зависимости от установленной пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг возможности заключения собственниками нежилых помещений договоров энергоснабжения напрямую с ресурсоснабжающими организациями обязанность по внесению платы за потребленные коммунальные услуги на общедомовые нужды в управляющую организацию для таких собственников сохраняется.
Из представленных в материалы дела договоров управления многоквартирным домом следует, что функции по управлению домом Общество (его правопредшественник) осуществляет длительное время. В этой связи неурегулирование с ресурсоснабжающей организацией договорных отношений по поставке энергоресурса к маю 2014 года нельзя признать свидетельствующим о надлежащем и добросовестном исполнении заявителем своих обязанностей.
При таких обстоятельствах пункт 1.1 обжалуемого предписания является обоснованным.
Из апелляционной жалобы следует, что на рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен также вопрос об обоснованности выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 2.1 обжалуемого предписания. Данным пунктом предписания, на заявителя возложена обязанность получить у специальной организации актуальный технический паспорт многоквартирного жилого дома N 33 по ул. 1-я Полевая г. Иваново.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 24, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме (пункт 24). Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правила содержания общего имущества.
Кроме того, из пункта 1.5.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят, в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Из подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами) следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Согласно пункту 4, подпункту "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (пункт 4). К заявке (оферте) прилагаются, в том числе документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками (пункт 6).
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что технический паспорт на многоквартирный дом составлен по состоянию на 01.10.1980 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380.
Так же из материалов следует, Инспекцией при проведении проверки установлено, что из показателей площадей мест общего пользования, представленных ресурсоснабжающей и управляющей организациями усматриваются противоречия, которые невозможно устранить без получения достоверных и актуальных сведений. Эти сведения в дальнейшем влияют на размер платежей, выставляемых за коммунальные услуги жителям многоквартирного дома.
Следовательно, имеющийся в управляющей компании технический паспорт многоквартирного дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади жилых и нежилых помещений, а также помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
При таких обстоятельствах пункт 2.1 обжалуемого предписания является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений дома N 33 по ул. 1 Полевая г. Иваново изготовление технического паспорта управляющей организации не поручали; обязанность внесения в технический паспорт всей необходимой и полной информации, а также ответственностью за ненадлежащее оформление технического паспорта на здание, включенное в жилищный фонд, возлагается на должностных лиц органов БТИ; ЗАО "УК ЖХ N 2" не наделено полномочиями по внесению в технический паспорт какой-либо информации; у ЗАО "УК ЖХ N 2" отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за работой Ивановского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" при составлении ими технического паспорта, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку управляющая организация, обращаясь в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения обязана представить документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; выполнение данной обязанности не может быть обусловлено отсутствием принятого собственниками помещений многоквартирного дома решения о необходимости изготовления соответствующих документов (технического паспорта).
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015 по делу N А17-3725/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)