Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ИЖЕВСКА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N 2-763/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ИЖЕВСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N 2-763/2014


Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Жиленко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Юнусовой Г.Г. об оспаривании постановления органа местного самоуправления,
установил:

Юнусовой Г.Г. обратилась в суд с заявлением оспаривании постановления органа местного самоуправления, а именно: просила признать постановление Администрации г. Ижевска N 184 от 25.04.2002 г. недействующим в части утверждения норматива потребления тепловой энергии на отопление, начиная с 08 июня 2006 г. - даты вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, которому с этого времени стало противоречить оспариваемое постановление. Оно также противоречит ЖК РФ со дня вступления в законную силу ФЗ от 27.07.2010 г. N 237-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 - с даты вступления его в законную силу.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержала, суду пояснила, что имеется противоречие оспариваемого акта более поздним актам - ЖК РФ, постановлениям Правительства РФ, имеющим большую юридическую силу, как в связи с тем, что с 2010 г. законодатель лишил органы местного самоуправления устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, так и в связи с тем, что установленный им норматив противоречит п. 11, 15, 16, 26, 43, 44 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ижевска Филипповский Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что на дату принятия оспариваемый акт соответствовал требованиям закона и иных НПА, порядок его принятия и опубликования был соблюден. Факт его несоответствия расчетов, положенных в основу норматива, установленного в оспариваемом акте, формулам и критериям расчета, установленным постановлением Правительства РФ N 306 не оспаривает.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ижевска Николенко Н.А., действующая по доверенности, в судебном заседании присоединилась к вышеизложенной позиции Филипповского Е.В., дополнительно суду пояснила, что в оспариваемом постановлении утвержден норматив отопления по расчетам, рекомендованным приказом Минэкономики РФ от 06.05.1999 г. N 240; оснований для последующей отмены оспариваемого норматива не было; по части домов г. Ижевска в 2009 г. были установлены нормативы, соответствующие постановлению Правительства РФ N 306; по дому, где живет заявитель, не были представлены необходимые для расчетов документы, затем полномочия по установлению нормативов у органов местного самоуправления были прекращены. Просит учесть, что по оспариваемому нормативу производились начисления, граждане (неопределенный круг лиц) вносили оплату за ЖКУ, в соответствии с п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. N 48 в таких случаях суд может признать НПА недействующим полностью или в части со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Перескокова С.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования не обоснованными: на дату принятия оспариваемый акт соответствовал требованиям закона и иных НПА, порядок его принятия и опубликования был соблюден, акт принят в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий; оснований для последующей отмены оспариваемого норматива, предусмотренных постановлением N 306, не было; постановлением Администрации г. Ижевска от 10.08.2009 г. N 746 был определен для расчета нормативов потребления тепловой энергии на отопления расчетный метод, было рекомендовано организациям, управляющим МКД, предоставить необходимые для расчета нормативов значения; по части домов г. Ижевска в 2009 г. были установлены нормативы, соответствующие постановлению Правительства РФ N 306; по дому, где живет заявитель, не были представлены необходимые для расчетов документы, поэтому для данного дома должен применяться норматив, установленный постановлением N 184; затем полномочия по установлению нормативов у органов местного самоуправления были прекращены. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в Правила N 306 были внесены изменения, в том числе по полномочиям по утверждению нормативов. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 г. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов" органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Руководствуясь постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857, в срок, установленный пп. "б" п. 1 данного постановления, Правительство УР приняло постановление от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого постановлено применять в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года.
На указанную дату на территории Удмуртии действовали постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285, которым для 1378 многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление, а также постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184, которым установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0, 021 Гкал/кв. м в месяц, применяемый для многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, по которым не установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285.
Таким образом, оспариваемый заявителем норматив был принят в установленном порядке, является законным и обоснованным и на <дата> и на настоящее время.
Кроме того, указала, что Юнусовой Г.Г. не представлено доказательств нарушения ее прав оспариваемым актом; не представлено доказательств наличия у нее полномочий действовать от имени других лиц, зарегистрированных и проживающих как в <адрес>, так и в других МКД г. Ижевска, на которые распространяется оспариваемый ею норматив.
Представитель Правительства УР Соколов О.В., действующий по доверенности, в судебном заседании доводы представителя Минстроя УР поддержал в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора Соловьева, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года за N 307 были утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила N 307), которыми в том числе был установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1 Правил, в редакции, действовавшей до 06 мая 2011 года).
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N 354), которыми в том числе установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги как с использованием приборов учета, так и при их отсутствии (п. 1 Правил N 354).
При этом пунктом 6 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 Правила N 307 были признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28, а также пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам - в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в т.ч. при отсутствии приборов учета, которые утрачивают силу с 01 января 2015 года.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до 10 сентября 2013 года) было установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом следующей особенности:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 15 сентября 2012 года было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Руководствуясь постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857, в срок, установленный пп. "б" п. 1 данного постановления, Правительство УР приняло постановление от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого постановлено применять в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года.
На указанную дату на территории Удмуртии действовали постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285, которым для 1378 многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление, а также постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184, которым установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,021 Гкал/кв. м в месяц, применяемый для многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, по которым не установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285.
Заявитель Юнусова Г.Г. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном в <адрес>.
Поскольку данный многоквартирный дом не оборудован приборами учета тепловой энергии и не вошел в число многоквартирных домов, по которым установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285, то в силу постановления Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 на него распространяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в размере 0,021 Гкал/кв. м в месяц, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184, и действовавший на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ Юнусова Г.Г. относится к числу лиц, имеющих право обратиться с заявлением об оспаривании рассматриваемого постановления. При этом суд не принимает доводы представителя заинтересованного лица Минстроя УР о том, что не представлено доказательств нарушения ее прав и наличия у нее полномочий действовать от имени других лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта как противоречащие закону (главе 24 ГПК РФ).
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9. постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. N 48).
Заявитель оспаривает постановление Администрации г. Ижевска N 184 от 25.04.2002 г. в части утверждения норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Оспариваемое постановление носит нормативный характер, поскольку принято органом местного самоуправления - Администрацией г. Ижевска, опубликовано в средствах массовой информации ("Удмуртская правда", N 72, 22.05.2002) и устанавливает правовые нормы в сфере утверждения норматива потребления тепловой энергии, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статью 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации".
Согласно части первой статьи 2 названного Федерального закона систему органов государственной власти субъектов составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 5 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании названного Кодекса и принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 5 ЖК РФ).
Жилищным законодательством регулируются, в том числе отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

На момент принятия оспариваемого постановления Администрации г. Ижевска действовал Жилищный кодекс РСФСР и постановление Правительства РФ от 18.06.1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", п. 7 которого предусматривал, что органами местного самоуправления утверждаются:
нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг...
Таким образом, на момент принятия оспариваемый акт соответствовал требованиям закона: был принят органом, к компетенции которого относился соответствующий вопрос (ч. 3 ст. 34, ст. 42 решения Городской думы г. Ижевска от 05.07.1994 N 17 "Об Уставе местного самоуправления города Ижевска (Уставе города Ижевска)" в редакции, действовавшей на дату принятия постановления N 184); был опубликован в установленном порядке; не противоречил НПА, обладавшим большей юридической силой.
В редакции ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, было предусмотрено: размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, с 17 мая 2010 г. органы местного самоуправления утратили полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, что, однако, само по себе не является безусловным основанием для отмены ранее утвержденных нормативов. Таким образом, довод заявителя Юнусовой Г.Г. об отсутствии полномочий органа, принявшего оспариваемый акт, основан на неверном толковании закона.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года за N 307 были утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила N 307), которыми в том числе был установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1 Правил, в редакции, действовавшей до 06 мая 2011 года).
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N 354), которыми в том числе установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги как с использованием приборов учета, так и при их отсутствии (п. 1 Правил N 354).
Подпункт "д" пункта 4 Правил N 306, обязывает при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитывать следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
...д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;
Перечисленные в указанном пункте показатели влияют на объем (количество) предоставляемых услуг и в силу этого подлежат учету при определении нормативов потребления коммунальных услуг исходя из содержания данного понятия, изложенного в абзаце четвертом пункта 2 Правил N 306.
С учетом изложенного требования подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 являются определенными, основаны на нормах действующего законодательства.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).
Правила N 306 в части, предусматривающей, что: в данных Правилах используются следующие основные понятия - "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" как показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома); "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования (абзацы третий и девятый пункта 2); нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт "д" пункта 4); установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата (пункт 9); нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования (пункт 10); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12); срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306 (пункт 14); изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в том числе в случае изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (в частности, тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (подпункт "а" пункта 16).
В судебном заседании установлено и заинтересованными лицами не оспаривалось, что норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением Администрации г. Ижевска N 184 от 25.04.2002 г. не соответствует требованиям подпункт "д" пункта 4 Правил N 306, указанные в нем, в п. 44 Правил N 306 и в формулах, предусмотренных разделом II приложения к Правилам N 306 (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем) критерии расчета в оспариваемом нормативе не учитывались и не могли быть учтены на момент его принятия. Однако с момента вступления в законную силу Правил N 306 постановление Администрации г. Ижевска N 184 от 25.04.2002 г. в части установления единого для всех домов норматива отопления стало противоречит данным Правилам N 306 - акту, имеющему большую юридическую силу, нежели оспариваемый, поэтому суд приходит к выводу о том, что в этой части оспариваемый акт должен быть признан недействительным. При этом, по мнению суда, доводы заинтересованных лиц о том, что последующие нормативные акты Правительства РФ и УР, позволяющие применять до 01.10.2015 г. ранее утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг, не имеют правового значения, т.к. касаются только компетенции органа, принявшего соответствующий норматив, но не отменяют действие Правил N 306, устанавливающих требования к содержанию (критериям их определения) таких нормативов.
В п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. N 48 указано, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций (в течение всего периода его действия производилось начисление и оплата за коммунальную услугу отопление), суд приходит к выводу о необходимости признать его недействующим в части установления норматива потребления коммунальной услуги теплоснабжение (отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения) со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", после вступления в законную силу настоящее решение суда будет направлено в соответствующее печатное издание ("Удмуртская правда") с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит публикации сообщение о нем.
На основании ст. 103 ГПК РФ и учитывая, что госпошлина в сумме 200 руб. была уплачена заявителем в бюджет г. Ижевска, она подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 195 - 199 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление Юнусовой Г.Г. об оспаривании постановления органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать постановление Администрации г. Ижевска N 184 от 25.04.2002 г. недействующим в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги теплоснабжение (отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения) с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.
Возвратить Юнусовой Г.Г. государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру N <номер> от <дата> г. в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано Верховный Суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено судьей 17 февраля 2014 г.
Председательствующий судья
Н.В.КУЗНЕЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)