Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 N 18АП-5863/2014 ПО ДЕЛУ N А34-7472/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. N 18АП-5863/2014

Дело N А34-7472/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30 апреля 2014 года по делу N А34-7472/2013 (судья Петрова И.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Государственной жилищной инспекции Курганской области - Лиханова А.С. (служебное удостоверение, доверенность N 1 от 21.05.2014);
- открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Истомин А.В. (паспорт, доверенность N 11 от 01.01.2014).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "Курганская генерирующая компания", организация, ОАО "КГК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 140 от 11.12.2013 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 70-78).
Определением суда от 13 марта 2014 года (т. 1, л.д. 115-117) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищник" (далее - третье лицо, ООО "УК "Жилищник", управляющая компания).
Решением суда от 30 апреля 2014 года (резолютивная часть объявлена 25 апреля 2014 года) заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с таким решением, обжаловала его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить.
По мнению инспекции, судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права.
ГЖИ полагает, что ресурсоснабжающая организация, в лице ОАО "Курганская генерирующая компания", может являться исполнителем коммунальных услуг и может быть привлечена к ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, следовательно, может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
По мнению административного органа, управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг, поскольку она не приобретает коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию обязанность по предоставлению коммунальных услуг не возложена, и договор между управляющей организацией ООО "УК "Жилищник" и ресурсоснабжающей организацией ОАО "КГК" на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг не заключен.
В свою очередь, отношения между потребителями коммунальных услуг, проживающими в спорном доме, и исполнителем в лице ОАО "КГК" сложились еще до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Договор теплоснабжения N 5312 от 15.07.2013 (далее - договор N 5312), заключенный между ООО "УК "Жилищник" и ОАО "КГК", не является договором ресурсоснабжения, поскольку не содержит условий поставки коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг потребителям.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу административного органа, по мотивам которого ее доводы отклонены. Заявитель поясняет, что признание ОАО "Курганская генерирующая компания" субъектом состава административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, и, следовательно, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям жилого дома N 10 в 5 микрорайоне п. Заозерный города Кургана противоречит норме ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), допускающей управление многоквартирным жилым домом только одной управляющей организацией.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представители третьего лица не явились.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества возражал против них по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании поручения прокуратуры г. Кургана N В-4408пр о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя с целью рассмотрения, поступившего 30.10.2013 заявления гражданки Варнавиной Т.П., проживающей в многоквартирном доме N 10, расположенному по адресу: город Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, по вопросу предоставления коммунальной услуги - горячего водоснабжения ненадлежащего качества, проведена внеплановая выездная проверка (т. 1, л.д. 64).
22 ноября 2013 года инспекцией вынесено определение N 3522 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 53, 55).
ГЖИ факсограммой от 21.11.2013 N 2112 пригласила законного представителя ОАО "КГК" явиться 22.11.2013 в 11 час. 00 мин. для участия в вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по жилому дому N 10 по ул. 5-ый микрорайон в п. Заозерный (т. 1, л.д. 57).
О проведении проверки организация извещена путем направления в его адрес 26.11.2013 по телефону 83522 635316 факсограммы N 2139, в которой указано на необходимость явки законного представителя общества 27.11.2013 в 13-30 по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 5-ый микрорайон, д. 10, по вопросу горячего водоснабжения (т. 1, л.д. 58).
В связи с неявкой законного представителя ОАО "Курганской генерирующая компания" в адрес общества сопроводительным письмом направлено определение N 3522 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.11.2013 на 1-м листе в 1 экз. (т. 1, л.д. 56).
Согласно входящему штампу (вх. N 11484) данные документы ОАО "Курганской генерирующая компания" получены 26.11.2013.
В ходе проверки (27.11.2013) выполнены замеры температуры горячей воды на вводе в жилой дом, расположенный по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 мкрн., д. 10, в 1-ом корпусе (подъезды N 1, 2, 3), в 3-ем корпусе (подъезды N 7, 8, 9) и у потребителей. Выявлено, что температура горячей воды на вводе в здание в 1-ом корпусе (подъезды N 1, 2, 3) составляла 55 градусов по Цельсию (далее - С°), температура горячей воды на вводе в здание в 3-ем корпусе (подъезды N 7, 8, 9) составляет 40 С°, что ниже нормативной температуры горячей воды на 10 С°. По нормативным требованиям температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 С° до 75 С°. Температура на выходе из ТП-132 составляет 65 градусов С°. В квартирах N 121, 122, 123 (корпус N 3 подъезд N 9) температура горячей воды при открытии крана составляет 20 С° и после слива воды в течение 3 минут составляет 35 С°. Замеры горячей воды проводились термометром спиртовым и специальным прибором - Темп-3.2, заводской номер N 667, свидетельство о поверке N 1350 действительно до 03.10.2014; термометром Raynger заводской номер N 12520747 свидетельство о поверке N 31928/1 действительно до 02.10.2015. Сеть наружного горячего водоснабжения, проходящая надземным способом от корпуса N 2 (подъезды N 4, 5, 6) к корпусу N 3 (подъезды N 7, 8, 9) и находящаяся в зоне ответственности ОАО "КГК" имеет неисправную тепловую изоляцию, местами тепловая изоляция полностью отсутствует.
Факсограммой N 2211 от 04.12.2013 законный представитель ОАО "КГК" приглашался 05.12.2013 для участия в составлении акта и протокола об административном правонарушении (т. 1, л.д. 62).
По результатам проведенной проверки и выявленных нарушений п. 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта России от 22.07.2003 N 248-ст (далее - ГОСТ Р 51617-2000), постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) государственным жилищным инспектором Батиной Е.А. в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 7, 48-49).
05 декабря 2013 года в присутствии законных представителей ОАО "Курганская генерирующая компания", ООО "УК "Жилищник", открытого акционерного общества "КСК" "СП "тепловые сети" составлен акт внепланового мероприятия по государственному контролю N 3400 от 05.12.2013 (т. 1, л.д. 50-51).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 11.12.2013 начальником ГЖИ вынесено постановление N 140 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей (т. 1 л.д. 6, 47).
Копия данного постановления направлена в адрес общества почтовым отправлением и получена им 19.12.2013, о чем также свидетельствует входящий штамп N 12571 (т. 1 л.д. 6, 52).
Не согласившись с поименованным постановлением, ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 10 в 5 микрорайоне п. Заозерный города Кургана является управляющая организация - ООО "УК "Жилищник". ОАО "Курганская генерирующая компания", соответственно, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - ООО "УК "Жилищник".
Таким образом, суд сделал о том, что ОАО "Курганская генерирующая компания" не является субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, и ее действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Вопросы предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммунальных услуг урегулированы как нормами ЖК РФ, так и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, к каковым в настоящее время относятся: * Правила N 354, * постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", * постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительством Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе:
- - заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- - заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида,
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, указанными нормами жилищного законодательства прямо предусмотрено возложение на управляющую организацию обязанностей не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг.
В силу п. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).
На основании ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно с п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимаются осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 6, 7 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Согласно п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом в силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом период времени, в течение которого указанные лица, обязаны предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 15, 19 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. Иная дата начала поставки коммунального ресурса может быть указана в договоре ресурсоснабжения.
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а также Правил N 354 избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, заключение с ней договора управления, а также заключение управляющей организацией договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией предполагает возникновение у управляющей организации обязанности предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (п. 30 Правил N 354).
Подпунктом "а" п. 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании п. 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Подпунктом "д" п. 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
В силу ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Виновное нарушение исполнителем коммунальных услуг нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Из дела следует, что ОАО "Курганская генерирующая компания" в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1064501172416 (т. 1, л.д. 10, 27-31).
Из положений устава ОАО "КГК" следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией (т. 1, л.д. 11-25).
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, д. 10, проведенного в форме заочного голосования от 25.11.2012, жильцами названного дома выбран непосредственный способ управления домом - ООО "УК "Жилищник" (т. 1, л.д. 85-91).
Между ОАО "Курганской генерирующей компанией" и ООО "УК Жилищник" заключен договор N 5312.
Согласно п. 1.2 договора N 5312, он заключен с целью оказания Потребителем (ООО "УК "Жилищник") коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению владельцам помещений в многоквартирных домах, в том числе жильцам дома N 10, расположенного по адресу: 5 микрорайон в п. Заозерный (т. 1, л.д. 94-102).
Из дела следует, что ООО "УК Жилищник" с претензиями к ОАО "Курганская генерирующая компания" о несоблюдении условий договора N 5312 не обращалось; доказательств заключения ОАО "Курганская генерирующая компания" в спорный период договоров на поставку горячего водоснабжения непосредственно с жителями и собственниками жилых помещений в доме, расположенном по адресу г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, дом 10, материалы дела не содержат.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм жилищного законодательства, и, принимая во внимание, что собственники помещений в жилом доме на основании п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, следует вывод о наличии в силу закона у собственников помещений в многоквартирных домах, выбравших способ управления домом, обязанности по передаче всего комплекса полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации - в данном случае ООО "УК "Жилищник".
С учетом изложенного, ООО "УК "Жилищник", избранное жителями спорного дома в качестве управляющей организации, заключив договор N 5312 с ОАО "Курганская генерирующая компания", взяло на себя обязательства по предоставлению жителям дома коммунальных услуг, в связи с чем, подлежит признанию исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, доводы жалобы о доказанности в действиях ОАО "КГК" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, подлежат отклонении, как основанные на неверном толковании закона и противоречащие материалам дела.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы инспекции о том, что договор управления многоквартирным домом заключен собственниками помещений в доме, расположенном по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 5 микрорайон, дом 10, с ООО "УК "Жилищник" еще до вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг и в соответствии с договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию обязанность по предоставлению коммунальных услуг не возложена и каких-либо соглашений между сторонами об изменении его условий не имеется, поскольку п. 7 Правил N 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 14 - 17 настоящих Правил.
С учетом изложенного, конклюдентными действиями признаются потребление и оплата услуги горячей воды жильцами дома, о чем свидетельствует Единый информационный лист Варнавиной Т.П. за октябрь 2013 года, согласно которому получателем денежных средств за предоставление коммунальных услуг в виде отопления и горячей воды является ОАО "Курганская генерирующая компания" (т. 1, л.д. 111).
Также суд первой инстанции правомерно указал, что в силу п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ факт оплаты жильцами дома коммунальных услуг (отопление) непосредственно ресурсоснабжающей организации (ОАО "КГК") не является доказательством договорных отношений между ними.
Таким образом, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенного, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, после заключения договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией автоматически приобретает статус исполнителя коммунальных услуг населению - жителям соответствующего многоквартирного дома, а также отсутствие у управляющей организации права отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг, отсутствие в договорах управления многоквартирным домом, заключенных между гражданами и ООО "УК "Жилищник" условий о предоставлении управляющей организацией гражданам коммунальных услуг не освобождает управляющую организацию от соответствующих обязанностей, возложенных на нее в силу закона.
Соответственно, в этом случае договор о предоставлении коммунальных услуг (договор управления) между управляющей организацией и жителями многоквартирного дома, считается заключенным путем совершения потребителями конклюдентных действий (потреблением коммунальных услуг), на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 10 в 5-м микрорайоне в г. Кургане, является управляющая организация - ООО "УК "Жилищник".
ОАО "Курганская генерирующая компания", соответственно, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - ООО "УК "Жилищник".
Таким образом, в силу вышеуказанных положений законодательства ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "КГК" не является субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг населению, и ее действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А34-810/2013 от 15.01.2014 (резолютивная часть объявлена 13.01.2014) и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2014 N ВАС-4219/14 (дело N А34-810/2013) "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции критически относится к приведенной в апелляционной жалобе судебной практике.
Таким образом, действия (бездействие) ОАО "Курганская генерирующая компания" неправильно квалифицированы административным органом по ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление N 140 от 11.12.2013 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником ГЖИ, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ГЖИ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 30 апреля 2014 года по делу N А34-7472/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН

Судьи
Н.А.ИВАНОВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)