Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-20751/14

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу N А41-20751/14


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании 18.09.2014:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "УК "Губернский" - извещено, представитель не явился,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Щесновича А.А. (представителя по доверенности от 27.08.2014 N 39Исх-2583/39-02-02),
рассмотрев в судебном заседании 18.09.2014 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Губернский" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2014 по делу N А41-20751/14, принятое судьей Бобриневым А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Губернский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать недействительным распоряжение управления от 17.01.2014 N 1-36-00610-8-2014 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении общества;
- - признать недействительным акт проверки управления от 14.02.2014 N 1-36-00610-8-2014;
- - признать незаконными действия управления по проведению внеплановой выездной проверки в отношении общества;
- - обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2014 в удовлетворении требований отказано. Как следует из данного решения, суд первой инстанции требования общества об оспаривании распоряжения управления от 17.01.2014 N 1-36-00610-8-2014 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении общества и акт проверки управления от 14.02.2014 N 1-36-00610-8-2014 не рассматривал, решения по ним не принимал. В связи с этим судом принят отдельный судебный акт по данным требованиям (определение от 02.07.2014 суд прекратил производство по делу в части этих требований).
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 21.08.2014 апелляционный суд разъяснил присутствовавшему в этом заседании представителю общества, что оно вправе подать также апелляционную жалобу на упомянутое определение суда первой инстанции.
На вопросы суда в судебном заседании 21.08.2014 представитель общества ответил, что обществ будет подавать жалобу и на определение суда от 02.07.2014, а также пояснил, что по результатам оспариваемой по настоящему делу проверки управлением вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности, судом первой инстанции в удовлетворении требований общества о признании незаконными этих постановлений отказано, решения суда общество обжаловать не стало.
В связи с вопросом апелляционного суда о том, какой смысл тогда оспаривать действия управления по проведению проверки в отношении общества и каким образом управление должно будет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в случае признания действий управления незаконными, представитель общества пояснил, что настаивает на данных требованиях
В следующем судебном заседании - 18.09.2014 - явившийся представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К данному судебному заседанию от общества апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции от 02.07.2014 в апелляционный суд не поступила.
Апелляционная жалоба общества на решение суда первой инстанции от 24.06.2014 рассмотрена в судебном заседании апелляционного суда 18.09.2014 в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет управление домами N 1, 2, 3, 4, 5 по ул. Уездная, г. Чехов Московской области на основании договоров управления многоквартирными домами.
На основании обращения жителей микрорайона "Губернский" от 17.01.2014 заместителем начальника управления принято распоряжение от 17.01.2014 N 1-36-00610-8-2014 о проведении внеплановой выездной проверки общества, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Земская, д. 2, с целью рассмотрения обращения жителей микрорайона Губернский, г. Чехов по вопросу неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 21, 23 по ул. Земская; в многоквартирных домах N 1, 2, 3, 4, 5 по ул. Уездная, г. Чехов.
Пунктом 3 данного распоряжения назначены лица, уполномоченные на проведение проверки (сотрудники территориального отдела N 8 управления).
Заведующим территориальным отделом N 8 управления 04.02.2014 принято уведомление N 1-36-00610-8-2014 о проведении 06.02.2014 внеплановой выездной проверки соблюдения нормативных документов по технической эксплуатации жилищного Фонда, которое вручено обществу в тот же день (вх. N 64).
В период с 06.02.2014 по 14.02.2014 управлением проведена внеплановая выездная проверка многоквартирных домов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 21, 23 по ул. Земская, многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5 по ул. Уездная, г. Чехов Московской области.
По результатам проверки 14.02.2014 составлен акт проверки N 1-36-00610-8-2014, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Считая действия по проведению проверки незаконными, нарушающим его права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконными действий управления по проведению внеплановой выездной проверки в отношении общества, обязания управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
.Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).
В силу заключенных договоров управления многоквартирными домами общество оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляет коммунальные услуги пользователям, нанимателям, собственникам.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) под коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Кроме того, пунктом 2.4 договора управления многоквартирным домом (договор от 09.12.2013 N 253/13) установлено, что общество оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению в соответствии с Правилами N 307.
Таким образом, общество является ответственным лицом за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таких домах.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества выявлен ряд нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.22, 7.23.1, 7.23, частью 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
В рамках дела об административном правонарушении и.о. генерального директора общества Бабкиным Д.В. не было дано каких-либо замечаний в связи с действиями управления.
В ходе проверки общества выявлено, что обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допущены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области. По результатам проведения проверки составлено 46 протоколов об административных правонарушениях. Общество уклонялось от выполнения ряда обязательных требований, возложенных на него жилищным законодательством как на управляющую организацию.
Внеплановая выездная проверка в отношении общества проводилась с целью рассмотрения обращения инициативной группы жителей микрорайона Губернский, г. Чехов N 1-36-00610-8-2014 по вопросу неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 21, 23 ул. Земская; N 1, 2, 3, 4, 5 ул. Уездная, г. Чехов, а также по вопросам соблюдения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, соответствия заключенных договоров управления действующему законодательству РФ и легитимности выбора управляющей организации - общества (далее - обращение).
Указанная проверка проводилась на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 17.01.2014 N 1-36-00610-8-2014.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки в том числе является поступление в органы государственного контроля (надзора) заявлений граждан (пункт 2 статьи 10 Закона).
Согласно части 4 статьи 12 Закона выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица с распоряжением заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Данные требования Закона также были выполнены, о чем свидетельствует отметка в распоряжении от 17.01.2014 N 1-36-00610-8-2014, а именно: имеется вх. N общества.
Таким образом, порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки, установленный Законом нарушен не был.
Доводы общества о том, что протоколы, составленные управлением, не соответствуют нормам Закона являются несостоятельными. Требования к протоколу об административном правонарушении установлены части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Эти требования при возбуждении дел об административных правонарушениях учтены.
Кроме того, составленные протоколы об административных правонарушениях являются основаниями для привлечения общества к ответственности. При этом данные доводы (касающиеся содержания протоколов) общество вправе было заявить при оспаривании постановлений управления о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), применяются положения Закона.
Управление является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Управление осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Московской области в соответствии с Порядком осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Из уведомления о проведении внеплановой, выездной проверки от 04.02.2014 N 1-36-00610-8-2014 следует, что общество было поставлено в известность о предстоящей проверке за 2 дня.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. В силу прямого указания в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Таким образом, согласование органов прокуратуры на проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества по вопросам, поставленным в обращении, связанным с ненадлежащим выполнением обществом обязанностей договору управления многоквартирным домом, соблюдения требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, не требовалось.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2014 по делу N А41-20751/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)