Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N 3-4/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N 3-4/2014

Ульяновский областной суд в составе:
судьи Королевой А.В.,
при секретаре Б.Г.И.,
с участием прокурора Колгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27 июня 2013 года N 06-243 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области" (с изменениями),
установил:

Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27 июня 2013 года N 06-243 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области".
Заявление мотивировало тем, что при расчете нормативов потребления указанных коммунальных услуг на общедомовые нужды был применен расчетный метод. Однако, имелись основания для применения метода аналогов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, поскольку, согласно данных сайта Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска по состоянию на 17 июня 2013 года, общий процент оснащенности многоквартирных домов приборами учета составляет 81,6%. Кроме того, при установлении оспариваемых нормативов Министерство не обращалось ни к исполнителям коммунальных услуг, ни к ресурсоснабжающим организациям с запросом о предоставлении данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в многоквартирных домах.
Применение Министерством расчетного метода, а не метода аналогов, привело к занижению нормативов потребления рассматриваемых коммунальных услуг, что существенно нарушает права и законные интересы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов. Поскольку собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не приняли на общих собраниях решений о распределении между собой объема коммунальных услуг в размере превышения, то управляющие организации понесут прямые убытки, оплачивая за свой счет ресурсоснабжающей организации за фактически потребленный ресурс.
Также обращает внимание в поданном заявлении, что Министерство при установлении нормативов использовало данные отчета, подготовленного ООО "Экспертно-консалтинговый центр" в 2011 году, в то время, как оспариваемые нормативы установлены и действуют с 01 июня 2013 года. Сама экспертиза ООО "Экспертно-консалтинговый центр" является необъективной.
В судебном заседании представители Некоммерческого партнерства И.О.А. и С.Е.С. заявление поддержали, дав пояснения аналогичные содержанию поданного в суд заявления.
Представители Министерства экономики и планирования Ульяновской области М.О.А., Н.Н.А., Б.М.Ю. просили в удовлетворении заявления отказать. Пояснили, что оспариваемый приказ принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, а также Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344, расчеты нормативов соответствуют утвержденной формуле. Расчетный метод был использован в связи с тем, что методом аналогов подсчитать нормативы не имелось возможности. Вывод о невозможности использования метода аналогов основан на заключении ООО "Экспертно-консалтинговый центр" от 2011 года и отсутствии данных для применения метода аналогов. Расчетный метод был применен на основании тех данных по многоквартирным домам, которые представило муниципальное образование "город Ульяновск" 18 июня 2013 года (в неполном виде) и 25 июня 2013 года (в полном виде).
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
27 июня 2013 года Министерством экономики и планирования Ульяновской области был принят приказ N 06-243 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области".
Впоследствии в приказ трижды вносились изменения от 19 августа 2013 года N 06-281, от 03 сентября 2013 года N 06-291 и от 09 сентября 2013 года N 06-295.
На день рассмотрения заявления оспариваемый приказ называется "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области".
Оспариваемый приказ и изменения были официально опубликованы в газете "Ульяновская правда": N 71 от 04 июля 2013 года, N 101 от 26 августа 2013 года, N 143 от 08 ноября 2013 года, N 111 от 12 сентября 2013 года соответственно.
В соответствии с Положением о Министерстве экономики и планирования Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 18 декабря 2007 года N 29/478 (с изменениями), пунктом 2.2.7 предусмотрено такое полномочие, как установление нормативов потребления коммунальных услуг потребителями в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах при отсутствии приборов учета.
Компетенция, порядок принятия и официального опубликования оспариваемого приказа соблюдены.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений (к которым относятся и дела об оспаривании нормативных правовых актов), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет законность оспариваемого акта или его части в полном объеме независимо от оснований, указанных в заявлении.
Рассматривая довод заявителя о несоответствии оспариваемого приказа требованиям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 год N 306 в части использования расчетного метода вместо метода аналогов, суд исходит из следующего.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Пункты 21 и 22 Правил закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом. При этом пунктом 21 вводится процедура оценки представительности выборки.
Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что инициатором установления нормативов было само Министерство экономики и планирования области, которое не предприняло надлежащих мер для исполнения пункта 21 Правил (необходимые данные для производства выборки Министерством не запрашивались и, соответственно, никакая работа в этом направлении не проводилась). Министерство экономики и планирования области изначально не стало предпринимать меры для установления нормативов методом аналогов.
Ссылка представителя Министерства экономики и планирования области на отчет ООО "Экспертно-консалтинговый центр" от 2011 года является несостоятельной, так как данный отчет никакого отношения к установлению нормативов потребления рассматриваемого коммунального ресурса не имеет, как по хронологии событий, так и по своей сути и содержанию. Данный отчет был составлен на основании действовавшего на 2011 год законодательства, которое к моменту принятия оспариваемого приказа изменилось.
Ссылка представителя Министерства экономики и планирования области на отсутствие данных для применения метода аналогов также несостоятельна, так как отсутствие таких данных вызвано бездействием самого Министерства, которое изначально фактически отказалось от исполнения пункта 21 Правил.
Представленные в материалы дела Министерством экономики и планирования области документы подтверждают, что работа по исполнению Постановления Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года для расчета нормативов с применением метода аналогов не проводилась, а имеющиеся в деле запросы и ответы на них свидетельствуют лишь об изначально выбранном Министерством расчетном методе.
Довод представителя Министерства экономики и планирования области о том, что основной причиной неприменения метода аналогов явилось отсутствие возможности снять показания приборов учета, так как отопительный сезон закончился 17 апреля 2013 года, суд считает надуманным.
В соответствии с пунктами 36 - 37 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются: в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода.
При этом указанные требования были предусмотрены Правилами N 306 и ранее, в указанной части редакция Правил в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344 не изменялась.
Поэтому никаких препятствий в исполнении Правил N 306 для применения метода аналогов у Министерства экономики и планирования области не имелось, и с датой окончания отопительного сезона - 17 апреля 2013 года взаимосвязи нет.
Кроме того, при рассмотрении дела судом установлены иные нарушения, допущенные Министерством экономики и планирования области при установлении нормативов, даже с применением расчетного метода.
В соответствии с пунктом 27 приложения к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле: (формула 26)






















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)