Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.01.2015 N 4А-323/2014

Требование: Об отмене решения, которым прекращено производство по делу о привлечении к ответственности по ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2015 года


Судья областного суда - Пискунова Н.В.

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Холмского района Д.С.А. на вступившее в силу решение судьи Сахалинского областного суда от 19 августа 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Н.,

установил:

постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Холмского района Д.С.А. от 16 апреля 2014 года Н. привлечена к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Холмского городского суда от 10 июля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 19 августа 2014 года вышеназванные постановление административного органа и судебное решение отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава вмененных административных правонарушений.
На данное вступившее в силу судебное решение главным государственным инспектором по пожарному надзору Холмского района Д.С.А. <дата> в Сахалинский областной суд подана жалоба, в которой она просит его отменить как незаконное. Настаивает на том, что Н. как собственник квартиры в многоквартирном доме должна соблюдать правила пожарной безопасности в отношении общего имущества такого дома и за их нарушение подлежит административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает не соответствующим обстоятельствам дела вывод судьи об отсутствии вины Н. в нарушении правил пожарной безопасности и считает необоснованной ссылку на вступившее в законную силу решение Холмского городского суда от <дата>, поскольку им на администрацию МО "Холмский городской округ" не возложена обязанность по проведению капитального ремонта системы внутреннего противопожарного водопровода, которая не относится к системам противопожарной автоматики.
Дело истребовано из суда первой инстанции и поступило в Сахалинский областной суд <дата>.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Н. является собственником квартиры <адрес>.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Холмского района Д.С.А. от 16 апреля 2014 года она привлечена к административной ответственности по указанным выше составам за то, что здание названного дома не защищено автоматической пожарной сигнализацией, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией первого типа, системой вытяжной противодымной вентиляции, не обустроено внутренним противопожарным водопроводом, а второй эвакуационный выход из квартиры, ведущий на наружную лестницу, поэтажно соединяющую балконы, находится в нерабочем состоянии, так как люк закрыт - заварен сваркой, а металлическая лестница демонтирована.
При этом доказательств тому, что несоответствие дома требованиям пожарной безопасности обусловлено виновными действиями либо бездействием Н. в материалах дела не содержится.
В этой связи судья Сахалинского областного суда обоснованно отменил постановление административного органа и правомерно прекратил производство по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы об обратном являются несостоятельными в силу следующего.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Из части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (ред. от 26.03.2014) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьей 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 указанных выше Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При этом содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11 Правил N 491).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из анализа изложенных норм вытекает, что обязанность по обеспечению пожарной безопасности общего имущества многоквартирного дома лежит на управляющей организации, а не на собственнике конкретной квартиры, расположенной в нем.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в договоре управления многоквартирным домом условий о возложении ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности на управляющую организацию не свидетельствует об ее отсутствии, так как данная обязанность проистекает из закона.
Как следует из материалов дела и подтверждено вступившим в законную силу решением Холмского городского суда от 13 августа 2012 года, дом <адрес> изначально сдан и принят в эксплуатацию с отсутствием систем противопожарной автоматики и дымоудаления.
Указанное обстоятельство также исключает ответственность Н. за выявленные в названном многоквартирном доме нарушения правил пожарной безопасности, из чего правильно исходил судья Сахалинского областного суда, прекращая производство по делу.
Поскольку нормы материального права по делу применены верно и нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановил:

решение судьи Сахалинского областного суда от 19 августа 2014 года оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Холмского района Д.С.А. - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Сахалинского областного суда
И.В.УСОЛЬЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)