Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономарева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: директор Гамецкая Л.А., паспорт; представитель Коротыч О.В. по доверенности от 11.05.2015 г., паспорт; представитель Ковалева М.Ю. по доверенности от 15.05.2015 г., паспорт; представитель Ковалев А.М. по доверенности от 11.05.2015 г., паспорт;
- от ответчика: представитель Юрканов А.А. по доверенности от 15.10.2014 г., паспорт;
- от третьих лиц: извещены, не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Орбита Юг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2015 по делу N А53-28595/2014
по иску товарищества собственников жилья "Орбита Юг"
к ответчику - акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону"
при участии третьих лиц: Администрации Аксайского района Ростовской области; Администрации Щепкинского сельского поселения
об урегулировании разногласий при заключении договора
принятое в составе судьи Губенко М.И.
установил:
товарищество собственников жилья "Орбита Юг" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" об урегулировании разногласий при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
Определением от 20.01.2015 судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Администрация Аксайского района Ростовской области, Администрация Щепкинского сельского поселения.
Решением суда от 19.03.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не правильно истолкованы заявленные требования об урегулировании разногласий, спор не рассмотрен по существу, неправильное понимание договора привело к применению норм права не подлежащих применению. Заключение спорного договора является обязательным для ответчика, ответчиком не доказано отсутствие свободных мощностей и невозможность присоединения к своим сетям истца. При вынесении решения судом не учтена специфика ТСЖ (в том числе цель - строительство коммуникаций). Довод суда об отсутствии согласия членов ТСЖ на строительство сетей водоотведения не обоснован.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком истцу выданы технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 16.12.2012, от 17.05.2013.
03.03.2014 истец обратился к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории ТСЖ "Орбита Юг".
Письмом N 1468/14К от 14.08.2014 ответчик направил в адрес истца договор N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакций договора, представленной обществом, товарищество письмом от 17.09.2014 N 35 направило в адрес общества протокол разногласий.
Письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу письмо от 17.10.2014 N 2085/14 об отклонении протокола разногласий в полном объеме, поскольку представленный обществом проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
Как полагает истец, при заключении договора сторонами не урегулированы пункты 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 21, 30, приложение N 1 к договору, приложение N 2 к договору, приложение N 3 к договору, приложение N 4 к договору.
По мнению ответчика, возможность заключения договора вообще отсутствует, а направление в адрес товарищества письмом N 1468/14К от 14.08.2014 проекта договора N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения было ошибочным, на момент направления указанного проекта договора общество не убедилось в возможности подключения товарищества к системе канализации общества.
Так, обращаясь к обществу с заявлением о подключении к системе канализации, товарищество не представило доказательств, подтверждающих право пользования земельным участком, на котором располагается подключаемый объект, общество планирует подключение объекта на территории другого муниципального образования (в Аксайском районе), инвестиционной программой подключение данного объекта к системе канализации не предусмотрено; редакция договора, предложенная истцом, не соответствуют типовому договору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении требований надлежит отказать.
Согласно нормам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой является адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Судом установлено, что разногласия сторон при заключении договора сводятся не только к его содержанию, но и к обязанности ответчика оказывать услуги ТСЖ "Орбита Юг" по подключению к центральной системе водоотведения.
Спорный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения, в том числе существенные условия, изменение и исполнение договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, на момент обращения истца к ответчику были определены в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Согласно пункту 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил N 360).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 360 договор о подключении должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе:
- мероприятия, выполняемые заказчиком, - в пределах границ земельного участка заказчика (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360);
- мероприятия, выполняемые исполнителем - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил);
б) срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заказчика;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором о подключении и Правилами сроков исполнения обязательств, в том числе:
- право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре;
- обязанность любой из сторон договора о подключении при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки, если договором не предусмотрен больший размер неустойки;
г) размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что:
- не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;
- не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения;
- оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов;
е) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
ж) местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика;
з) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 18 Закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В соответствии с п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод;
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
Как установлено судом первой инстанции, истец обратился к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории ТСЖ "Орбита Юг".
Письмом N 1468/14К от 14.08.2014 ответчик направил в адрес истца договор N-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакций договора, представленной обществом, товарищество письмом от 17.09.2014 N 35 направило в адрес общества протокол разногласий.
Письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу письмо от 17.10.2014 N 2085/14 об отклонении протокола разногласий в полном объеме, поскольку представленный обществом проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчик пояснил, что возможность заключения договора вообще отсутствует, а направление в адрес товарищества письмом N 1468/14К от 14.08.2014 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения было ошибочным, на момент направления указанного проекта договора общество не убедилось в возможности подключения товарищества к системе канализации общества.
В силу Правил N 644 (9, 12-14), заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
На основании вышеперечисленных специальных норм, судом правомерно отмечено, что на товариществе лежит обязанность представить обществу пакет документов, в том числе представить доказательства, подтверждающие наличие отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а у общества имеется право отказать к заключении договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в случае, если заявителем не соблюдены требования законодательства в части представления соответствующих сведений и документов, а также в случае отсутствия доказательств, подтверждающих права на энергопринимающие устройства.
Доводы истца относительно наличия у него правовых оснований для заключения с ответчиком договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения обоснованно отклонены судом в силу следующего.
Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правилами N 644 для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - технические условия). В случае, если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении.
В силу пункта 81 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными Правилами N 644 для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные договоры заключаются при наличии у абонента документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешения на строительство объекта, включая условия подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения. Условия и срок действия таких договоров определяются в соответствии с соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что товарищество не является владельцем каких-либо сетей водоснабжения или водоотведения в поселке Верхнетемерницкий, земельный участок товариществу для строительства сетей водоотведения не выделялся, разрешение на строительство в установленном законом порядке не выдавалось, схемы водоснабжения и водоотведения поселка Верхнетемерницкий муниципальным образованием не утверждались.
Планирование товариществом строительства новой системы водоотведения на территории поселка Верхнетемерницкий и подключения ее к централизованной системе водоснабжения на земельном участке, право пользования которым истцом не доказано, не может быть признано судом законным.
Кроме того, из материалов дела следует, что товарищество не представило доказательства вхождения в него определенного количества домов (по пояснению истца их 32). Истец указывает, что данные дома определены в качестве зоны действия товарищества, между тем правоустанавливающие документы не представлены. Кроме того, на основании вышеуказанных норм следует о технологическом присоединении объектов капитального строительства, между тем, такие объекты не перечислены и правоустанавливающие документы также не представлены.
В связи с этим, судом обоснованно не приняты в качестве доказательств, подтверждающих площадь земельного участка, право владения им, Технико-экономические показатели, утвержденные Администрацией Щепкинского поселения 20.01.2002, поскольку данный документ в силу действующего законодательства не может подтвердить указанные факты.
Кроме того, письмом от 16.04.2013 Администрация Щепкинского сельского поселения пояснила, что дороги, по которым товарищество планирует строительство сетей, находятся в муниципальной собственности (т. 1 л.д. 69).
Ссылки истца на то, что собственники земельных участков, через которые будут проходить сети, не имеют возражений против подключения к централизованным системам общества, что они являются участниками товарищества, не подтверждены материалами дела.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Истцом не представлены доказательства объединения всех собственников поселка в ТСЖ "Орбита Юг", также не представлены документы о правопреемстве в отношении бывшего дачно-строительного кооператива. В соответствии с письмом Администрации Щепкинского поселения от 21.01.2013 г. п. Верхнетемерницкий существует как единый поселок, и не разграничен по зонам правления разных ТСЖ.
При таких обстоятельствах, не могут быть соблюдены установленные пунктом 90 Правил N 644 обязательные требования к заявке на заключение договора о подключении, а также условия типовой формы договора о подключении объекта капитального строительства к системе водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.
При этом, истец пояснил свой интерес только на заключение договора фактически строительства уличной сети только на все существующие в поселке дома.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих у товарищества отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, доказательств, подтверждающих законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект, наличие и перечень объектов капитального строительства, правовых оснований для понуждения АО "Ростовводоканал" к заключению договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения у суда не имеется.
Ссылка истца на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отмены решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Судом установлено, что, несмотря на направление в адрес товарищества проекта договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, общество лишено возможности вступать в обязательственные отношения с товариществом, поскольку у товарищества отсутствуют доказательства, подтверждающее наличие отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, доказательства, подтверждающих законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд не с требованием о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, а с требованием о понуждении общество заключить договор на условиях, предложенных товариществом.
Такие разногласия сторон не могут быть разрешены судом путем установления в резолютивной части решения содержание спорных условий договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 были утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, включая типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Публичный договор (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) является прямым изъятием из принципа свободы договора, прямо установленным законом. Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Поскольку издание Правительством Российской Федерации Типовых договоров исключает возможность изменения условий таких договоров по соглашению сторон, постольку иное бы нарушило принцип равенства условий участников публичного договора, суд исходит из невозможности удовлетворения требования истца.
Кроме того, в пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона N 416-ФЗ до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента. Аналогичное положение содержится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В материалы дела не представлены неопровержимые доказательства, подтверждающие тот факт, что именно общество определено в качестве гарантирующей организации, а также доказательства того, что объекты товарищества подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям общества.
Письмом от 10.03.2015 N 63.30/501 Администрация Щепкинского сельского поясняет, что общество является гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в поселке Верхнетемерницкий.
Согласно пояснениям Администрации Щепкинского сельского поселения, изложенным в письме от 17.03.2015 N 63.30/571, гарантирующая организация на территории поселка Верхнетемерницкий не определена, схема водоснабжения и водоотведения поселка Верхнетемерницкий муниципальным образованием не утверждалась, у администрации отсутствуют сведения том, что какие-либо сети водоснабжения или водоотведения, расположенные в поселке Верхнетемерницкий, принадлежат товариществу, Администрация не владеет информацией о границах территории, на которой товарищество собирается осуществить строительство сетей.
Противоречивая информация, представленная третьим лицом относительно статуса гарантирующего поставщика у ответчика, не дает суду возможность сделать достоверный вывод о том, что именно общество является гарантирующим поставщиком, а, учитывая тот факт, что доказательств присоединения товарищества к сетям общества в материалы дела не представлено, у суда отсутствует возможность понудить ответчика заключить договор.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 по делу N А53-28595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 15АП-7173/2015 ПО ДЕЛУ N А53-28595/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N 15АП-7173/2015
Дело N А53-28595/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономарева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: директор Гамецкая Л.А., паспорт; представитель Коротыч О.В. по доверенности от 11.05.2015 г., паспорт; представитель Ковалева М.Ю. по доверенности от 15.05.2015 г., паспорт; представитель Ковалев А.М. по доверенности от 11.05.2015 г., паспорт;
- от ответчика: представитель Юрканов А.А. по доверенности от 15.10.2014 г., паспорт;
- от третьих лиц: извещены, не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Орбита Юг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2015 по делу N А53-28595/2014
по иску товарищества собственников жилья "Орбита Юг"
к ответчику - акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону"
при участии третьих лиц: Администрации Аксайского района Ростовской области; Администрации Щепкинского сельского поселения
об урегулировании разногласий при заключении договора
принятое в составе судьи Губенко М.И.
установил:
товарищество собственников жилья "Орбита Юг" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" об урегулировании разногласий при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
Определением от 20.01.2015 судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Администрация Аксайского района Ростовской области, Администрация Щепкинского сельского поселения.
Решением суда от 19.03.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не правильно истолкованы заявленные требования об урегулировании разногласий, спор не рассмотрен по существу, неправильное понимание договора привело к применению норм права не подлежащих применению. Заключение спорного договора является обязательным для ответчика, ответчиком не доказано отсутствие свободных мощностей и невозможность присоединения к своим сетям истца. При вынесении решения судом не учтена специфика ТСЖ (в том числе цель - строительство коммуникаций). Довод суда об отсутствии согласия членов ТСЖ на строительство сетей водоотведения не обоснован.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком истцу выданы технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 16.12.2012, от 17.05.2013.
03.03.2014 истец обратился к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории ТСЖ "Орбита Юг".
Письмом N 1468/14К от 14.08.2014 ответчик направил в адрес истца договор N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакций договора, представленной обществом, товарищество письмом от 17.09.2014 N 35 направило в адрес общества протокол разногласий.
Письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу письмо от 17.10.2014 N 2085/14 об отклонении протокола разногласий в полном объеме, поскольку представленный обществом проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
Как полагает истец, при заключении договора сторонами не урегулированы пункты 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 21, 30, приложение N 1 к договору, приложение N 2 к договору, приложение N 3 к договору, приложение N 4 к договору.
По мнению ответчика, возможность заключения договора вообще отсутствует, а направление в адрес товарищества письмом N 1468/14К от 14.08.2014 проекта договора N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения было ошибочным, на момент направления указанного проекта договора общество не убедилось в возможности подключения товарищества к системе канализации общества.
Так, обращаясь к обществу с заявлением о подключении к системе канализации, товарищество не представило доказательств, подтверждающих право пользования земельным участком, на котором располагается подключаемый объект, общество планирует подключение объекта на территории другого муниципального образования (в Аксайском районе), инвестиционной программой подключение данного объекта к системе канализации не предусмотрено; редакция договора, предложенная истцом, не соответствуют типовому договору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении требований надлежит отказать.
Согласно нормам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой является адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Судом установлено, что разногласия сторон при заключении договора сводятся не только к его содержанию, но и к обязанности ответчика оказывать услуги ТСЖ "Орбита Юг" по подключению к центральной системе водоотведения.
Спорный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения, в том числе существенные условия, изменение и исполнение договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, на момент обращения истца к ответчику были определены в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Согласно пункту 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил N 360).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 360 договор о подключении должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе:
- мероприятия, выполняемые заказчиком, - в пределах границ земельного участка заказчика (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360);
- мероприятия, выполняемые исполнителем - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 14 Правил);
б) срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заказчика;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором о подключении и Правилами сроков исполнения обязательств, в том числе:
- право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре;
- обязанность любой из сторон договора о подключении при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки, если договором не предусмотрен больший размер неустойки;
г) размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что:
- не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;
- не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения;
- оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов;
е) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
ж) местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика;
з) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 18 Закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В соответствии с п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод;
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
Как установлено судом первой инстанции, истец обратился к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории ТСЖ "Орбита Юг".
Письмом N 1468/14К от 14.08.2014 ответчик направил в адрес истца договор N-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакций договора, представленной обществом, товарищество письмом от 17.09.2014 N 35 направило в адрес общества протокол разногласий.
Письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу письмо от 17.10.2014 N 2085/14 об отклонении протокола разногласий в полном объеме, поскольку представленный обществом проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчик пояснил, что возможность заключения договора вообще отсутствует, а направление в адрес товарищества письмом N 1468/14К от 14.08.2014 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения было ошибочным, на момент направления указанного проекта договора общество не убедилось в возможности подключения товарищества к системе канализации общества.
В силу Правил N 644 (9, 12-14), заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
На основании вышеперечисленных специальных норм, судом правомерно отмечено, что на товариществе лежит обязанность представить обществу пакет документов, в том числе представить доказательства, подтверждающие наличие отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а у общества имеется право отказать к заключении договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в случае, если заявителем не соблюдены требования законодательства в части представления соответствующих сведений и документов, а также в случае отсутствия доказательств, подтверждающих права на энергопринимающие устройства.
Доводы истца относительно наличия у него правовых оснований для заключения с ответчиком договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения обоснованно отклонены судом в силу следующего.
Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правилами N 644 для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - технические условия). В случае, если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении.
В силу пункта 81 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными Правилами N 644 для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные договоры заключаются при наличии у абонента документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешения на строительство объекта, включая условия подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения. Условия и срок действия таких договоров определяются в соответствии с соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что товарищество не является владельцем каких-либо сетей водоснабжения или водоотведения в поселке Верхнетемерницкий, земельный участок товариществу для строительства сетей водоотведения не выделялся, разрешение на строительство в установленном законом порядке не выдавалось, схемы водоснабжения и водоотведения поселка Верхнетемерницкий муниципальным образованием не утверждались.
Планирование товариществом строительства новой системы водоотведения на территории поселка Верхнетемерницкий и подключения ее к централизованной системе водоснабжения на земельном участке, право пользования которым истцом не доказано, не может быть признано судом законным.
Кроме того, из материалов дела следует, что товарищество не представило доказательства вхождения в него определенного количества домов (по пояснению истца их 32). Истец указывает, что данные дома определены в качестве зоны действия товарищества, между тем правоустанавливающие документы не представлены. Кроме того, на основании вышеуказанных норм следует о технологическом присоединении объектов капитального строительства, между тем, такие объекты не перечислены и правоустанавливающие документы также не представлены.
В связи с этим, судом обоснованно не приняты в качестве доказательств, подтверждающих площадь земельного участка, право владения им, Технико-экономические показатели, утвержденные Администрацией Щепкинского поселения 20.01.2002, поскольку данный документ в силу действующего законодательства не может подтвердить указанные факты.
Кроме того, письмом от 16.04.2013 Администрация Щепкинского сельского поселения пояснила, что дороги, по которым товарищество планирует строительство сетей, находятся в муниципальной собственности (т. 1 л.д. 69).
Ссылки истца на то, что собственники земельных участков, через которые будут проходить сети, не имеют возражений против подключения к централизованным системам общества, что они являются участниками товарищества, не подтверждены материалами дела.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Истцом не представлены доказательства объединения всех собственников поселка в ТСЖ "Орбита Юг", также не представлены документы о правопреемстве в отношении бывшего дачно-строительного кооператива. В соответствии с письмом Администрации Щепкинского поселения от 21.01.2013 г. п. Верхнетемерницкий существует как единый поселок, и не разграничен по зонам правления разных ТСЖ.
При таких обстоятельствах, не могут быть соблюдены установленные пунктом 90 Правил N 644 обязательные требования к заявке на заключение договора о подключении, а также условия типовой формы договора о подключении объекта капитального строительства к системе водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.
При этом, истец пояснил свой интерес только на заключение договора фактически строительства уличной сети только на все существующие в поселке дома.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих у товарищества отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, доказательств, подтверждающих законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект, наличие и перечень объектов капитального строительства, правовых оснований для понуждения АО "Ростовводоканал" к заключению договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения у суда не имеется.
Ссылка истца на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отмены решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Судом установлено, что, несмотря на направление в адрес товарищества проекта договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, общество лишено возможности вступать в обязательственные отношения с товариществом, поскольку у товарищества отсутствуют доказательства, подтверждающее наличие отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, доказательства, подтверждающих законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд не с требованием о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, а с требованием о понуждении общество заключить договор на условиях, предложенных товариществом.
Такие разногласия сторон не могут быть разрешены судом путем установления в резолютивной части решения содержание спорных условий договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 были утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, включая типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Публичный договор (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) является прямым изъятием из принципа свободы договора, прямо установленным законом. Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Поскольку издание Правительством Российской Федерации Типовых договоров исключает возможность изменения условий таких договоров по соглашению сторон, постольку иное бы нарушило принцип равенства условий участников публичного договора, суд исходит из невозможности удовлетворения требования истца.
Кроме того, в пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона N 416-ФЗ до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента. Аналогичное положение содержится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В материалы дела не представлены неопровержимые доказательства, подтверждающие тот факт, что именно общество определено в качестве гарантирующей организации, а также доказательства того, что объекты товарищества подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям общества.
Письмом от 10.03.2015 N 63.30/501 Администрация Щепкинского сельского поясняет, что общество является гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в поселке Верхнетемерницкий.
Согласно пояснениям Администрации Щепкинского сельского поселения, изложенным в письме от 17.03.2015 N 63.30/571, гарантирующая организация на территории поселка Верхнетемерницкий не определена, схема водоснабжения и водоотведения поселка Верхнетемерницкий муниципальным образованием не утверждалась, у администрации отсутствуют сведения том, что какие-либо сети водоснабжения или водоотведения, расположенные в поселке Верхнетемерницкий, принадлежат товариществу, Администрация не владеет информацией о границах территории, на которой товарищество собирается осуществить строительство сетей.
Противоречивая информация, представленная третьим лицом относительно статуса гарантирующего поставщика у ответчика, не дает суду возможность сделать достоверный вывод о том, что именно общество является гарантирующим поставщиком, а, учитывая тот факт, что доказательств присоединения товарищества к сетям общества в материалы дела не представлено, у суда отсутствует возможность понудить ответчика заключить договор.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 по делу N А53-28595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)