Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2015 N 15АП-9811/2015 ПО ДЕЛУ N А53-24593/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. N 15АП-9811/2015

Дело N А53-24593/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Донреко": Столярова С.В., паспорт, по доверенности от 22.08.2014 N 81,
от Ростовского УФАС: Алексеенко И.В., удостоверение, по доверенности от 03.02.2015 N 29,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.04.2015 по делу N А53-24593/2014, принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительными решения и предписания,
при участии третьего лица: ООО "Элитсервис",
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее - ООО "Донреко") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительными решения от 21.08.2014 по делу N 1333/02 (рег. N 15867/02 от 21.08.2014) и предписания от 21.08.2014 N 743/02.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Элитсервис".
Решением суда от 29.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Донреко" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указано, что вывоз септика относится к вывозу жидких бытовых отходов, и должен осуществляться управляющей компанией. Кроме того, по мнению заявителя, общество "Донреко" не занимает доминирующего положения на рынке вывоза септика.
В судебное заседание не явились представители ООО "Элитсерсив", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Элитсервис".
Представитель ООО "Донреко" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило обращение ООО "Элитсервис" о неправомерных действиях ООО "Донреко", выразившихся в нарушении запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Указанные в обращении факты послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1333/02.
По результатам проведенной проверки антимонопольным органом принято решение от 21.08.2014 по делу N 1333/02, которым ООО "Донреко" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 21.08.2014 N 743/02.
В решении указано, что согласно техническому паспорту объекта - "Распределительные водопроводные и канализационные сети" г. Новошахтинска в районе п. Старая Соколовка, п. Юбилейный отсутствует централизованная канализационная сеть.
ООО "Донреко" является ресурсоснабжающей организацией, которая предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению и эксплуатирует водопроводные и канализационные сети на основании договора аренды от 25.04.2014 N 2.
Согласно материалам дела, в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Новошахтинск, ул. Погодина 25а, 28а, 26а, ул. Писарева 32, 28, ул. Франко 2, 4, ул. Лаптевых, 11., ул. Антипова 115Б, ул. Жукова 62 отсутствует подключение к централизованной канализационной сети. Водоотведение на момент принятия решения Управлением осуществлялось посредством септиков.
Вывоз жидких бытовых отходов из указанных септиков осуществлялся ООО "Донреко", при этом собственники многоквартирного жилого дома осуществляли плату за водоотведение (стоки холодной воды).
01.03.2014 ООО "Донреко" прекратило осуществлять вывоз жидких бытовых отходов из септиков.
Поскольку собственникам по ул. Погодина 25а, 28а, 26а, Писарева 32, 28, Франко 2, 4, Лаптевых 11, Антипова, 115Б, Жукова 62 не принадлежат на праве собственности земельные участки (придомовая территория многоквартирного жилого дома), их границы не определены на основании данных государственного кадастрового учета, ни септики, ни внутренняя канализационная сеть (расположенная за пределами внешней стены многоквартирного жилого дома) не может входит в состав общего имущества. Кроме того, общими собраниями собственников вышеуказанных многоквартирных жилых домов были приняты решения о невключении в состав общедомового имущества спорных септиков.
В случае если септик не входит в состав общедомового имущества, септик должен обслуживаться гарантирующей организацией, поскольку является составной частью системы канализации, при помощи которой жильцам оказывается услуга водоотведения. В этой связи обязанность по вывозу жидких бытовых отходов не может быть возложена на управляющие организации.
Таким образом, действия ООО "Донреко", выразившиеся в прекращении оказания услуг жителям домов, расположенных по адресу: г. Новошахтинск, ул. Погодина, 25а, 28а, 26а, ул. Писарева, 32, 28, ул. Франко, 2, 4, ул. Лаптевых, 11, ул. Антипова, 15Б и ул. Жукова, 62 по вывозу ЖБО из септиков нарушают запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Предписанием от 21.08.2014 N 743/02 обществу "Донреко" предписано прекратить нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" и в 30-дневный срок с момента получения данного предписания возобновить оказания услуг жителям домов, расположенных по адресу: г. Новошахтинск, ул. Погодина, 25а, 28а, 26а, ул. Писарева, 32, 28, ул. Франко, 2, 4, ул. Лаптевых, 11, ул. Антипова, 15Б и ул. Жукова, 62 по вывозу жидких бытовых отходов из септиков.
Считая незаконными решение и предписание антимонопольной службы, ООО "Донреко" оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий недействительности решения антимонопольного органа.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 06.12.2011 N 401-ФЗ в статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") внесены изменения, согласно которым водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к услугам, оказываемым естественными монополиями.
Таким образом, на основании статьи 3 Федерального закона З "О естественных монополиях", ООО "Донреко" является субъектом естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Под понятием естественной монополии (в силу положений установленных статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях") понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, исходя из норм права, определенных частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение ООО "Донреко" на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению признается доминирующим, а, следовательно, на его деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: по ул. Погодина 25а, 28а, 26а, Писарева 32, 28, Франко 2, 4, Лаптевых 11, Антипова, 115Б, Жукова 62 не подключены к централизованной системе канализации, отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения, а от внешней стены дома - по канализационной сети до септика.
В пункте 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно подпунктам "е", "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего домового имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы, которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Законодательно предусмотрена обязанность собственников по содержанию общедомового имущества. В соответствии с Правилами N 491 вывоз жидких бытовых отходов включается в тариф на содержание общедомового имущества. Так как септики не являются общедомовым имуществом, соответственно, жители не обязаны нести расходы на содержание не принадлежащего им имущества, а именно вывоз жидких бытовых отходов из спорных септиков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу указанного, септик не может быть отнесен к внутридомовой инженерной системе водоотведения.
Спорные септики не входят в состав общедомового имущества в связи с тем, что в соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что откачка септиков и выгребных ям относится к вывозу жидких бытовых отходов, и должна осуществляться управляющей компанией.
ООО "Донреко" является организацией, которой систематически оказывались услуги жильцам спорного дома, по водоотведению (в доме отсутствует система автономной канализации, а имеется выгребная яма, которая не находится на балансе у общества) и в качестве оплаты жильцам выставлялись счета за водоотведение (имеют место документы свидетельствующие о частичном возврате сумм жильцам).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В период с 01.07.2012 в действие вступили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, регулирующие, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в числе прочих, даны понятия "внутридомовые инженерные системы", "коммунальные услуги", "коммунальные ресурсы", "ресурсоснабжающая организация", "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома", "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (пп. "в" п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Пунктом 20 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод.
В силу подпункта 2 пункта 30 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 услуга водоотведение включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка.
Как указано ранее, спорные дома имеют находящуюся в общей собственности жильцов внутридомовую инженерную систему водоотведения, которая присоединена непосредственно к септику, который по своему назначению является объектом инженерной инфраструктуры и находится за границами земельного участка, предназначенного для эксплуатации домов, и не являющегося общедомовым имуществом.
При таких обстоятельствах, водоотведение в отношении указанных домов, являющееся коммунальной услугой, представляет собой процесс отвода бытовых стоков из жилых помещений по внутридомовой инженерной системе водоотведения в присоединенный к ней септик и транспортировку из септика на очистные сооружения ресурсоснабжающей организации.
В связи с указанным ООО "Донреко" как единственный хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по водоснабжению и водоотведению, обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию канализационных сетей, в том числе, септика, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры от внешней стены дома.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 Правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Таким образом, ООО "Донреко", являясь исполнителем коммунальных услуг по водоотведению и водоснабжению, не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению в силу публичности договора (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в силу своего доминирующего положения на указанном рынке.
Статьей 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении, до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Такого понятия как сбор и вывоз сточных вод и септика, Закон о водоснабжении и водоотведении не содержит, однако, в контексте норм ст. 38 и ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к спорным правоотношениям также применимы понятия, приведенные в п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконными решения и предписания Краснодарского УФАС отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 29.04.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 апреля 2015 года по делу А53-24593/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)