Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2015 ПО ДЕЛУ N А33-1956/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу N А33-1956/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "11" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2015 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,
при секретаре судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис"): Петрулевич Д.Г., представителя на основании доверенности от 15.03.2015 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" апреля 2015 года по делу N А33-1956/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Крицкой И.П.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Красжилсервис") (ИНН 2465090650, ОГРН 1052465032278) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - административный орган, Службы) (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) об оспаривании законности постановления от 19.01.2015 N 23-/15.
Определением от 09.02.2015 возбуждено производство по делу, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправомерное привлечение общества к административной ответственности за одно и то же правонарушение дважды, поскольку нарушения, зафиксированные в акте проверки совершены в результате одного действия (бездействия) - несоблюдение обязательных требований по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами собственников в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская, 5а.
Административный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определений о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя службы в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
15 декабря 2014 года на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 11.12.2014 N 5918-ж, государственным инспектором отдела надзора за энергосбережением в жилом фонде Службы в отношении ООО "УК "Красжилсервис" проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора в связи с поступившими обращениями граждан: о нарушении прав потребителей при предоставлении жилищных услуг; о нарушение прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг, на объекте жилищного фонда по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская, 5а.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол от 30.12.2014 N 23-ж/15 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская, 5а: при замере температуры воздуха в помещении квартиры N 14, температура в жилых помещениях составила 19 С, при наружной температуре воздуха - 8 С, что не соответствует пункту 15 части VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постановлением от 19.01.2015 N 23-ж/15 ООО "УК "Красжилсервис" признанно виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Полагая, что постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
В соответствии со статьями 28.3, 23.55 КоАП РФ, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, Положением о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-П, Перечнем должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области жилищных отношений, утвержденного приказом службы от 11.09.2009 N 182-п, протокол об административном правонарушении от 30.12.2014 N 23-ж/15 составлен государственным инспектором территориального подразделения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, оспариваемое постановление вынесено заместителем руководителя Службы, то есть уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, должностными лицами Службы соблюдена, права общества, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, иные права обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), согласно пункту 42 которых управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права, обязанности, определяющие основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирующие вопросы, связанные с наступлением ответственности.
В соответствии с пунктом 15 части VI Приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Из материалов дела следует, что управление и техническое обслуживание указанного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская, 5а, осуществляет ООО "УК "Красжилсервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2007 N 540-у.
Административным органом в ходе проверки в отношении заявителя при замере температуры воздуха в помещении квартиры N 14 вышеуказанного многоквартирного дома установлено, что температура в жилых помещениях составила 19 С, при наружной температуре воздуха -8 С., что не соответствует п. 15 ч. VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Нарушения подтверждаются актом проверки от 15.12.2014 N 5918-ж. На момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место, работы по их устранению не проводились.
Таким образом, в вышеуказанных действиях (бездействии) заявителя содержатся признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Не оспаривая доказанность указанного нарушения, общество считает неправомерным, привлечение его к административной ответственности ввиду того, что административным органом была проведена одна проверка, однако общество было дважды привлечено к административной ответственности. Помимо вышеуказанного правонарушения постановлением от 19.01.2015 N 20-ж/15 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ "Общие правила назначения административного наказания" административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5).
Согласно статьей 4.4 КоАП РФ "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений" при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1).
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).
В соответствии разъяснениями, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Основываясь на понятии правонарушения и его признаков, следующих из статьи 2.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта и события административного правонарушения, в том числе, установления времени и места совершения и выявления (обнаружения) правонарушения.
Вменные обществу правонарушения, предусмотренные статьями 7.23 и 7.22 КоАП РФ, имеют разные объекты посягательства и признаки объективной стороны состава правонарушения.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются правоотношения по обеспечению населения коммунальными услугами, соответствующими нормативам, и по обеспечению режима потребления населением коммунальными услугами.
Вмененная обществу статья 7.22 КоАП РФ в качестве объекта посягательства указывает на отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основания для применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в настоящем деле отсутствовали, поскольку должностными лицами административного органа в ходе проверки выявлено несколько нарушений, совершенных посредством различных действий (бездействий) (нарушение требований Правил N 170, нарушение требований Правил N 354), то есть вмененные заявителю правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия).
Доводы общества об обратном, в том числе о том, что нарушение выявлено в одном помещении и в результате проведения одной проверки, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права. Выявление нескольких нарушений в одном помещении и в ходе одной проверки не является определяющим моментом при решении вопроса о совершении одного действия и повторности привлечения. Ненадлежащее выполнение обязанностей обществом как управляющей организацией в спорном многоквартирном доме фактически выразилось в совершении сразу нескольких нарушений, ответственность за которые предусмотрена различными нормами КоАП РФ. Данные правонарушения предполагают различные объекты посягательства и, соответственно, ненадлежащие выполнение (невыполнение) различных обязанностей.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество не представило ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "УК "Красжилсервис" в совершении вмененного административного правонарушения доказана.
Следовательно, у административного органа имелись основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не установил оснований для признания совершенного ООО "УК "Красжилсервис" правонарушения в качестве малозначительного.
Постановление по делу об административном правонарушении N 23-ж/15 от 19.01.2015 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Следовательно, Служба правомерно с учетом отягчающего вину обстоятельства (постановления от 27.01.2014 N 49-ж/14, от 03.02.2014 N 62-ж/14, которыми общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ) привлекло ООО "УК "Красжилсервис" к административной ответственности и назначило административный штраф в размере 6000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" апреля 2015 года по делу N А33-1956/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)