Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-375/2015

Требование: О взыскании необоснованно выплаченных денежных средств.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчик был признан пострадавшим, и ему перечислены денежные средства на проведение капитального ремонта принадлежащего ему поврежденного наводнением жилого помещения, однако ответчик не имел права на получение данной меры государственной поддержки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. по делу N 33-375/2015


Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кукшиновой О.М.,
судей Мудрой Н.Г., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 22.05.2015, которым постановлено:
Исковые требования Областного государственного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" к Н. о взыскании необоснованно выплаченных денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения - удовлетворить.
Взыскать с Н. в пользу Областного государственного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" необоснованно выплаченные денежные средства на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <...> рублей.
Взыскать с Н. государственную пошлину в доход местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО в размере <...> рублей.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения ответчицы Н., представителя ответчицы С., представителя ОГКУ "МФЦ" Г., судебная коллегия

установила:

Областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" (далее ОГКУ "МФЦ") обратилось в суд с иском к Н. о взыскании необоснованно выплаченных денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. В обоснование иска указало, что в 2013 году на территории Ленинского района ЕАО произошло крупномасштабное наводнение, Н. в установленном законом порядке была признана пострадавшей и ей перечислены денежные средства в сумме <...> рублей на проведение капитального ремонта принадлежащего ей поврежденного наводнением жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Однако Н. не имела права на получение данной меры государственной поддержки, поскольку в собственности у Н. имелось второе жилое помещение по адресу: <...>, пригодное для проживания.
Истец просил суд взыскать с Н. в пользу ОГКУ "МФЦ" необоснованно выплаченную денежную сумму для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <...> в размере <...> рублей.
В судебном заседании представитель истица ОГКУ "МФЦ в ЕАО" Г. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в октябре 2014 года прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка ОГКУ "МФЦ" на предмет соблюдения законности нормативно-правовых актов, которые определяют порядок и условия выплаты денежных средств гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения. В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения федерального и областного законодательства, выразившиеся в том, что гражданка Н. не имела право на получение социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, так как у нее на момент наводнения в собственности имелось иное пригодное для проживания жилье. Постановление правительства РФ N 923, которое регламентирует программу "Жилище", и закон ЕАО N 477 прямо говорят о том, что граждане, имеющие иное пригодное для проживания жилье, не имеют право на получение той социальной поддержки, которую получила гражданка Н. Прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении и Федеральная служба финансово-учетного надзора по Хабаровскому краю выдала предписание ОГКУ "МФЦ" по истребованию в законодательном порядке у гражданки Н. денежных средств, которые ей были необоснованно выплачены. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчица Н. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что когда сдавала документы в администрацию сельского поселения, ее спрашивали, находится ли дом на ст. Ленинск, в котором она прописана, в ее собственности. Она пояснила, что в ее собственности находятся два жилых помещения, специалист принял все документы. В апреле 2014 года ей произвели выплату, перечислив денежные средства на счет. Капитальный ремонт дома произведен, все деньги уже потрачены.
Представитель ответчицы С. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что не понимает, на каком основании была произведена выплата денежных средств на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения. Ранее она сама обращалась с заявлением в сельское поселение на получение выплаты по данной квартире, но ей было отказано ввиду того что она не была собственником жилого помещения. Собственником этой квартиры является ее мама Н. По выплате денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения она обращалась в приемную президента, затем к губернатору, после чего были выплачены денежные средства на капитальный ремонт.
Представители третьих лиц администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Н. просила решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Мотивируя жалобу, указала, что имела право на получение мер государственной поддержки, так как была признана в установленном порядке пострадавшей в результате наводнения, проживала в населенном пункте, который подвергся наводнению, и ее жилье было повреждено. Она официально была включена в списки граждан для получения денежных средств на проведение капитального ремонта. При этом представила все необходимые документы, которые проверялись специалистами администрации. Денежные средства потрачены ею на восстановление поврежденного жилого помещения.
Представители третьих лиц администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
В суде апелляционной инстанции ответчица Н. и ее представитель С. апелляционную жалобу поддержали. Просили решение суда отменить.
Представитель истца ОГКУ "МФЦ" Г. с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации муниципального района муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 08.08.2013 N 478 на территории Ленинского муниципального района ЕАО с 08.08.2013 введен режим чрезвычайной ситуации.
На момент чрезвычайной ситуации Н. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, признанного заключением и актом межведомственной комиссии от <...> непригодным для проживания, подлежащим ремонту для восстановления эксплуатационных характеристик.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от 16.01.2014 установлен факт постоянного проживания Н. по адресу: <...>.
<...> Н. обратилась к главе МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО с заявлением о включении ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Решением ОГКУ "МФЦ" N <...> от <...> Н. согласно сводного списка назначена выплата денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в сумме <...> рублей. Указанная сумма переведена через ОАО "Сбербанк России" на счет Н.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Н. необоснованно включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, и ей необоснованно выплачены денежные средства в размере <...> рублей на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории ЕАО, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ рекомендовано до 30.09.2013 принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подп. "г" п. 2); до 15.10.2013 решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы власти субъектов РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с п. 10 данного постановления федеральная целевая программа дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного (п. 2).
В п. 6 Правил указано, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Источником финансового обеспечения указанных мер социальной поддержки являются средства федерального бюджета, в связи с чем при оказании мер социальной поддержки за счет выделяемых трансфертов органы государственной власти субъекта РФ обязаны выполнять условия их предоставления, определенные вышеуказанными правовыми нормами.
В соответствии со ст. 1 закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории ЕАО, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений могла быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении пострадавшего жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в пострадавшем жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находится другое жилое помещение пригодное для проживания.
Как следует из материалов дела, с <...> в собственности Н. находится еще один жилой дом, расположенный по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м. Сведений о том, что указанный жилой дом является непригодным для проживания, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, на момент чрезвычайной ситуации Н. помимо пришедшего в негодность в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания. Следовательно, в данном случае отсутствовала совокупность необходимых условий, дающих право Н. на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Принимая во внимание, что целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и меры социальной поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, лишившихся единственного жилья, наличие в собственности ответчицы жилого дома по адресу: <...>, само по себе исключало предоставление указанной меры социальной поддержки.
При таком положении, исходя из доказанности факта получения Н. денежных средств при отсутствии должного для этого основания, предусмотренного законом; размера неосновательного обогащения; а также факта возникновения неосновательного обогащения за счет истца, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ОГКУ "МФЦ" о взыскании с Н. <...> рублей в порядке ст. 1102 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 22.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)