Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2015 N Ф07-121/2015 ПО ДЕЛУ N А56-11949/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. по делу N А56-11949/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 13.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Сомова Е.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-11949/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса": место нахождения: 197341, Санкт-Петербург, Серебристый бульвар, д. 21, корп. А, оф. 7н, ОГРН 1037851027004, ИНН 7826124034 (далее - ООО "ГЦКС", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А (далее - Инспекция, ГЖИ), от 19.02.2014 N 731/14.
Решением от 30.06.2014 суд изменил постановление ГЖИ от 19.02.2014 N 731/14 в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
Постановлением от 25.11.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ГЦКС", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 30.06.2014 и постановление от 25.11.2014.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.12.2013 N 25-р сотрудником Инспекции 05.01.2014 проведена проверка соблюдения требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1134) и Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), применительно к жилищному фонду Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, о чем составлен акт от 05.01.2014 N 06/658-1.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- - при осмотре дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Танкистов ул., д. 8, установлено, что фасад здания окрашен в разные цвета, на фасаде выявлены загрязнения (граффити), имеются дефекты водосточных труб (нарушена целостность звеньев), имеются отслоения облицовочного слоя фасада (нарушения требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - по адресу: Танкистов ул., д. 18 фасад окрашен в разные цвета, на фасаде выявлены загрязнения (граффити), имеются дефекты водосточных труб (нарушения требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - осмотром установлено, что по адресу: Танкистов ул., д. 12, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - по адресам: Павловская ул., д. 74, д. 76, д. 78, д. 86, установлено, что табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада - надписи, граффити (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - на момент проверки по адресу: Ленина пр., 13/19, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются дефекты фасада - отслоения облицовочного слоя (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 1.6.2, 5.2.6 Правил N 1135);
- - по адресу: Карла Маркса ул., д. 14а, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада - граффити (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - осмотром по адресу: Ленина пр., д. 11, установлено, что окраска фасада выполнена в различные цвета (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - по адресу: пр. Ленина, д. 9/15, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135).
По результатам проверки 12.02.2014 в отношении ООО "ГЦКС" составлен протокол N 06/658-ГЦКС-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70). Обществу вменено нарушение пунктов 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция вынесла постановление от 19.02.2014 по делу об административном правонарушении N 731/14 о привлечении ООО "ГЦКС" к административной ответственности по статье 20 Закона N 273-70 в виде взыскания 200 000 руб. штрафа.
Общество оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако изменили постановление Инспекции в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб. при этом суды не установили малозначительности совершенного правонарушения, а также не установили нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако, перечисленные в статье 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В приложении N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении стен и фасадов - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
В силу пункта 1.1.1 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений (далее - фасады) и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
Согласно пункту 1.1.2 Правил N 1135 окраска фасадов осуществляется на основе архитектурных заданий и колерных бланков Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА). Окраска фасадов зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленными объектами культурного наследия (далее - объекты культурного наследия), выполняется на основании колерных бланков, выдаваемых Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
В соответствии с пунктом 1.6.1 Правил N 1135 изменения фасада, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов), подлежат согласованию с КГА, КГИОП (если здание, сооружение находится в объединенной охранной зоне Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, покрытий, водосточных труб, козырьков); по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП; проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада.
В силу пункта 5.2.6 Правил N 1135 указатели наименования улицы, площади с обозначением нумерации домов на участке улицы, в квартале размещаются: у перекрестка улиц в простенке на угловом участке фасада; при размещении рядом с номерным знаком - на единой вертикальной оси над номерным знаком.
В соответствии со статьей 20 Закона N 273-70 неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество ненадлежащим образом исполнило обязанности по содержанию фасада здания. Суд исходил из того, что ООО "ГЦКС" виновно в совершении вменяемого ему административного правонарушения и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Податель жалобы считает, что поскольку ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22, то у ГЖИ отсутствовали основания для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения по статье 20 Закона N 273-70.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, КоАП РФ, Уставом Санкт-Петербурга, статьей 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, в частности - за ненадлежащее исполнение лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию фасада здания.
В данном случае Инспекция, действуя в рамках своих полномочий, предусмотренных Положением о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, выявила нарушение Обществом пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 1.6.2, 5.2.6 Правил N 1135.
В силу указанных требований Правил N 1135 лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады; по мере необходимости очищать и промывать фасады, проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, производить поддерживающий ремонт его отдельных элементов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что осуществляя управление многоквартирными домами, Общество допустило окрашивание фасадов зданий в разные цвета, загрязнения (граффити) на фасадах, имеются дефекты водосточных труб (нарушена целостность звеньев), имеются отслоения облицовочного слоя фасадов, таблички с наименованием улицы расположены под табличками с указанием номера дома.
Учитывая отсутствие доказательств невозможности исполнения Обществом Правил N 1135 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, количество проверяемых объектов суд снизил размер назначенного ему наказания. При этом суд первой инстанции исходил из надлежащей квалификации Инспекцией административного правонарушения, совершенного Обществом, по статье 20 Закона N 273-70.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А56-11949/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)