Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Д.Н. Рылова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2014 года по делу N А10-3752/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании недействительным предписания от 24 июня 2014 года N 415/14-П,
суд первой инстанции, судья Кушнарева Н.П.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Никольской И.В., представителя по доверенности от 21.07.2014 года;
- от заинтересованного лица: Ламаевой И.А., представителя по доверенности от 13.11.2014 года;
- от третьего лица: ООО "ЖЭУ-5" (ОГРН 1050302700590, ИНН 0323123271): не явился, уведомлен;
- установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы", обратился в Арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 24 июня 2014 года N 415/14-П.
Решением суда первой инстанции от 05 декабря 2014 года заявителю было отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с ч. 9, 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении" следует, что организации, осуществляющие услуги по снабжению водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны оснастить приборами учета объекты, которые в нарушение вышеуказанного закона не были оснащены ими в установленные сроки, при этом инженерно-техническое оборудование этих организаций должно иметь непосредственное присоединение к сетям объектов, подлежащих оснащению приборам учета.
Сети ООО "Байкальские коммунальные системы" не имеют непосредственного присоединения к объектам собственников многоквартирного дома, следовательно, вышеуказанная норма не распространяется на ресурсоснабжающие организации в части установки индивидуальных приборов учета.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает, что результаты проверки, проведенной в отношении ООО "Байкальские коммунальные системы" являются недействительными, так как проверка была проведена с грубым нарушением ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" N 294 от 26.12.2008 года.
Общество указывает на превышение административным органом своих полномочий, выразившееся в истребовании у общества документов, подтверждающих отсутствие в квартирах дома N 4 по ул. Пушкина, индивидуальных приборов учета.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица ООО "ЖЭУ-5" в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 67200283792820.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего дела и верно установлено судом первой инстанции, 17 апреля 2014 года в адрес телекомпании АТВ поступило обращение председателя совета дома N 4 по ул. Пушкина о непомерной плате за коммунальные услуги (т. 1, л.д. 120).
06 мая 2014 года заявление направлено по подведомственности в Республиканскую службу государственной жилищной инспекции Республики Бурятия (т. 1, л.д. 119).
03 июня 2014 года заместителем руководителя Службы вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "БКС" с целью проверки доводов, содержащихся в указанном заявлении. Проведение проверки поручено заместителю руководителя Службы Ахандаевой И.А.
Срок проведения проверки определен с 05 июня по 04 июля 2014 года (т. 1, л.д. 122). 04 июня 2014 года распоряжение получено Обществом.
24 июня 2014 года по результатам проверки должностным лицом Службы составлен акт, которым установлено, что в жилом доме N 4 по ул. Пушкина, г. Улан-Удэ квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 не оснащены индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения (т. 1, л.д. 123-125). Копия акта вручена представителю Общества в тот же день.
24 июня 2014 года заместителем руководителя Службы выдано предписание N 415/14-П, которым на Общество возложена обязанность в срок до 24 июля 2014 года в доме N 4 по ул. Пушкина г. Улан-Удэ оснастить квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, поставить их на коммерческий учет (т. 1, л.д. 126).
Полагая оспариваемое предписание нарушающим права и законные интересы ООО "Байкальские коммунальные системы", заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду, а при таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания предписания незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Как следует из положений статьи 28 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 названной статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Такими организациями в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении являются организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на организации, осуществляющие снабжение холодной водой либо передачу холодной воды, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию, возложена обязанность по оснащению таких объектов приборами учета холодного водоснабжения, в т.ч. индивидуальными.
Как следует из материалов настоящего дела, и было верно установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет снабжение холодной водой жителей многоквартирного дома по ул. Пушкина N 4.
Сети водоснабжения ООО "БКС" непосредственно присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования названного дома.
Указанное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, такими как акт передачи и приемки в эксплуатацию узла учета в целях коммерческого учета холодной воды, подписанным 17 апреля 2013 года между ООО "БКС" и Управляющей компанией ООО "Эк-Висс-5", впоследствии переименованное на ООО "ЖЭУ-5" (т. 1, л.д. 135), реестр индивидуальных приборов учета по холодному водоснабжению дома N 4 по ул. Пушкина, сведениями с лицевых счетов потребителя холодной воды, проживающего в доме N 4 по ул. Пушкина за период июль 2013 г. по июнь 2014 г (т. 1, л.д. 136-149).
Договор на поставку холодной воды между ООО "БКС" и управляющей организацией ООО "ЖЭУ-5 не заключен.
Общество в настоящее время обязано обеспечить оснащение индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения жилые помещения, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно (квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 дома N 4 по ул. Пушкина г. Улан-Удэ).
Факт отсутствия в вышеуказанных квартирах индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения подтверждается реестром индивидуальных приборов учета, представленным Обществом в Службу при проведении проверки (т. 1, л.д. 136).
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 5 названных Правил установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что инженерные сети ООО "БКС" не являются присоединенными к инженерным сетям многоквартирного жилого дома по ул. Пушкина 4 в г. Улан-Удэ отклоняются как необоснованные, на основании вышеприведенных норм права и опровергаются документами, которые имеются в материалах дела.
Документальных доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы Общества о том, что в соответствии с положениями пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения судом апелляционной инстанции также отклоняется как несостоятельная, на основании того, что положения данного пункта не освобождают Общества от обязанности по установке индивидуальных приборов учета холодной воды, которая установлена названным Федеральным законом.
Кроме того, как было верно указано судом первой инстанции, оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность поставить индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения на коммерческий учет.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под коммерческим учетом воды понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 776 (далее - Правила N 776).
Коммерческий учет воды и сточных вод, согласно пункту 3 Правил N 776, осуществляется путем измерения количества воды и (или) сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Часть 10 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в том числе, при отсутствии прибора учета или его неисправности.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с подпунктами "т", "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства не позднее месяца, следующего за датой его установки, при этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В силу пункта 81 данных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем предоставления коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В связи с указанным, суд апелляционной соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду, а соответственно оспариваемое предписание административного органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что результаты проверки, проведенной в отношении ООО "Байкальские коммунальные системы" являются недействительными, так как проверка была проведена с грубым нарушением ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" N 294 от 26.12.2008 года, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как несостоятельные, в связи со следующим.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Требования к организации и проведению внеплановой проверки определены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ, предусматривающей в качестве одного из оснований проведения внеплановой проверки поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 названного Закона).
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 данного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Как следует из материалов настоящего дела, в отношении Общества проводилась внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения доводов председателя совета многоквартирного дома по ул. Пушкина 4, изложенных в обращении от 06.05.2014 о нарушении законодательства при начислении платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды и законодательства об энергосбережении и о энергетической эффективности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что указание административным органом в распоряжении о проведении проверки от 03.06.2014 в качестве цели проверку доводов председателя совета многоквартирного дома, изложенных в обращении от 06.05.2014, не исключает возможности проведения проверки соблюдения Обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В качестве задач проверки в распоряжении указано на защиту прав потребителей, а именно жильцов спорного многоквартирного дома, которым предоставляются коммунальные услуги, в том числе по холодному водоснабжению.
Неуказание в распоряжении на проверку соблюдения требований норм Федерального закона N 416-ФЗ и Правил N 776, также не означает нарушение норм Закона N 294-ФЗ, поскольку, как видно из распоряжения от 03.06.2014, правовыми основаниями проверки указаны в том числе, иные нормативно-правовые документы.
То обстоятельство, что административным органом у Общества были истребованы документы, подтверждающих отсутствие в квартирах дома N 4 по ул. Пушкина д. 4, индивидуальных приборов учета также не может быть расценено как превышение полномочий административного органа, так как указанные действия не противоречат положениям части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, из которой прямо следует, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "05" декабря 2014 года по делу N А10-3752/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2015 N 04АП-189/2015 ПО ДЕЛУ N А10-3752/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N А10-3752/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Д.Н. Рылова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2014 года по делу N А10-3752/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании недействительным предписания от 24 июня 2014 года N 415/14-П,
суд первой инстанции, судья Кушнарева Н.П.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Никольской И.В., представителя по доверенности от 21.07.2014 года;
- от заинтересованного лица: Ламаевой И.А., представителя по доверенности от 13.11.2014 года;
- от третьего лица: ООО "ЖЭУ-5" (ОГРН 1050302700590, ИНН 0323123271): не явился, уведомлен;
- установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы", обратился в Арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 24 июня 2014 года N 415/14-П.
Решением суда первой инстанции от 05 декабря 2014 года заявителю было отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с ч. 9, 12 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении" следует, что организации, осуществляющие услуги по снабжению водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны оснастить приборами учета объекты, которые в нарушение вышеуказанного закона не были оснащены ими в установленные сроки, при этом инженерно-техническое оборудование этих организаций должно иметь непосредственное присоединение к сетям объектов, подлежащих оснащению приборам учета.
Сети ООО "Байкальские коммунальные системы" не имеют непосредственного присоединения к объектам собственников многоквартирного дома, следовательно, вышеуказанная норма не распространяется на ресурсоснабжающие организации в части установки индивидуальных приборов учета.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает, что результаты проверки, проведенной в отношении ООО "Байкальские коммунальные системы" являются недействительными, так как проверка была проведена с грубым нарушением ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" N 294 от 26.12.2008 года.
Общество указывает на превышение административным органом своих полномочий, выразившееся в истребовании у общества документов, подтверждающих отсутствие в квартирах дома N 4 по ул. Пушкина, индивидуальных приборов учета.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица ООО "ЖЭУ-5" в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 67200283792820.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего дела и верно установлено судом первой инстанции, 17 апреля 2014 года в адрес телекомпании АТВ поступило обращение председателя совета дома N 4 по ул. Пушкина о непомерной плате за коммунальные услуги (т. 1, л.д. 120).
06 мая 2014 года заявление направлено по подведомственности в Республиканскую службу государственной жилищной инспекции Республики Бурятия (т. 1, л.д. 119).
03 июня 2014 года заместителем руководителя Службы вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "БКС" с целью проверки доводов, содержащихся в указанном заявлении. Проведение проверки поручено заместителю руководителя Службы Ахандаевой И.А.
Срок проведения проверки определен с 05 июня по 04 июля 2014 года (т. 1, л.д. 122). 04 июня 2014 года распоряжение получено Обществом.
24 июня 2014 года по результатам проверки должностным лицом Службы составлен акт, которым установлено, что в жилом доме N 4 по ул. Пушкина, г. Улан-Удэ квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 не оснащены индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения (т. 1, л.д. 123-125). Копия акта вручена представителю Общества в тот же день.
24 июня 2014 года заместителем руководителя Службы выдано предписание N 415/14-П, которым на Общество возложена обязанность в срок до 24 июля 2014 года в доме N 4 по ул. Пушкина г. Улан-Удэ оснастить квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, поставить их на коммерческий учет (т. 1, л.д. 126).
Полагая оспариваемое предписание нарушающим права и законные интересы ООО "Байкальские коммунальные системы", заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду, а при таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания предписания незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Как следует из положений статьи 28 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 названной статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Такими организациями в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении являются организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на организации, осуществляющие снабжение холодной водой либо передачу холодной воды, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию, возложена обязанность по оснащению таких объектов приборами учета холодного водоснабжения, в т.ч. индивидуальными.
Как следует из материалов настоящего дела, и было верно установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет снабжение холодной водой жителей многоквартирного дома по ул. Пушкина N 4.
Сети водоснабжения ООО "БКС" непосредственно присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования названного дома.
Указанное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, такими как акт передачи и приемки в эксплуатацию узла учета в целях коммерческого учета холодной воды, подписанным 17 апреля 2013 года между ООО "БКС" и Управляющей компанией ООО "Эк-Висс-5", впоследствии переименованное на ООО "ЖЭУ-5" (т. 1, л.д. 135), реестр индивидуальных приборов учета по холодному водоснабжению дома N 4 по ул. Пушкина, сведениями с лицевых счетов потребителя холодной воды, проживающего в доме N 4 по ул. Пушкина за период июль 2013 г. по июнь 2014 г (т. 1, л.д. 136-149).
Договор на поставку холодной воды между ООО "БКС" и управляющей организацией ООО "ЖЭУ-5 не заключен.
Общество в настоящее время обязано обеспечить оснащение индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения жилые помещения, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно (квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 66 дома N 4 по ул. Пушкина г. Улан-Удэ).
Факт отсутствия в вышеуказанных квартирах индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения подтверждается реестром индивидуальных приборов учета, представленным Обществом в Службу при проведении проверки (т. 1, л.д. 136).
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 5 названных Правил установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что инженерные сети ООО "БКС" не являются присоединенными к инженерным сетям многоквартирного жилого дома по ул. Пушкина 4 в г. Улан-Удэ отклоняются как необоснованные, на основании вышеприведенных норм права и опровергаются документами, которые имеются в материалах дела.
Документальных доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы Общества о том, что в соответствии с положениями пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения судом апелляционной инстанции также отклоняется как несостоятельная, на основании того, что положения данного пункта не освобождают Общества от обязанности по установке индивидуальных приборов учета холодной воды, которая установлена названным Федеральным законом.
Кроме того, как было верно указано судом первой инстанции, оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность поставить индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения на коммерческий учет.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под коммерческим учетом воды понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 776 (далее - Правила N 776).
Коммерческий учет воды и сточных вод, согласно пункту 3 Правил N 776, осуществляется путем измерения количества воды и (или) сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Часть 10 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в том числе, при отсутствии прибора учета или его неисправности.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с подпунктами "т", "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства не позднее месяца, следующего за датой его установки, при этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В силу пункта 81 данных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем предоставления коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В связи с указанным, суд апелляционной соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что действующим законодательством устанавливается обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, по постановке на коммерческий учет приборов учета в целях определения количества поданной потребителю воды и последующего расчета платы за поданную воду, а соответственно оспариваемое предписание административного органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что результаты проверки, проведенной в отношении ООО "Байкальские коммунальные системы" являются недействительными, так как проверка была проведена с грубым нарушением ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" N 294 от 26.12.2008 года, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как несостоятельные, в связи со следующим.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Требования к организации и проведению внеплановой проверки определены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ, предусматривающей в качестве одного из оснований проведения внеплановой проверки поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 названного Закона).
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частью 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 данного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Как следует из материалов настоящего дела, в отношении Общества проводилась внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения доводов председателя совета многоквартирного дома по ул. Пушкина 4, изложенных в обращении от 06.05.2014 о нарушении законодательства при начислении платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды и законодательства об энергосбережении и о энергетической эффективности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что указание административным органом в распоряжении о проведении проверки от 03.06.2014 в качестве цели проверку доводов председателя совета многоквартирного дома, изложенных в обращении от 06.05.2014, не исключает возможности проведения проверки соблюдения Обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В качестве задач проверки в распоряжении указано на защиту прав потребителей, а именно жильцов спорного многоквартирного дома, которым предоставляются коммунальные услуги, в том числе по холодному водоснабжению.
Неуказание в распоряжении на проверку соблюдения требований норм Федерального закона N 416-ФЗ и Правил N 776, также не означает нарушение норм Закона N 294-ФЗ, поскольку, как видно из распоряжения от 03.06.2014, правовыми основаниями проверки указаны в том числе, иные нормативно-правовые документы.
То обстоятельство, что административным органом у Общества были истребованы документы, подтверждающих отсутствие в квартирах дома N 4 по ул. Пушкина д. 4, индивидуальных приборов учета также не может быть расценено как превышение полномочий административного органа, так как указанные действия не противоречат положениям части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, из которой прямо следует, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "05" декабря 2014 года по делу N А10-3752/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)