Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 ПО ДЕЛУ N А35-8574/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. по делу N А35-8574/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания": Чайков А.А., доверенность от 10.03.2015, N 45, до 31.12.2015;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2015 по делу N А35-8574/2014 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123) о признании незаконным решения, недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС, Управление) о признании незаконными решения Комиссии Управления N 04-05/07-2014 от 30.06.2014 и предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, по делу N 04-05/07-2014 от 30.06.2014.
Решением от 26.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что суд неверно истолковал постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 N 478, и как следствие. неправильно применил нормы права, регулирующие правоотношения ООО "Курская ТСК" в рамках антимонопольного законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества, который поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы отзыва Управления на апелляционную жалобу сводятся к тому, что указанная в предупреждении N НИ-20/1300/6 от 26.03.2014 задолженность является незаконной и не может являться причиной для введения ограничения подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении жилого многоквартирного дома N 9 по пр-ту Кулакова г. Курска.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В Курское УФ АС России поступило заявление товарищества собственников жилья "ТСЖ-97" (юридический адрес: 305018, г. Курск, проспект Кулакова, д. 9) (далее - ТСЖ-97) с жалобой на действия ООО "Курская ТСК", выразившиеся в неправильном начислении платы за услуги по горячему водоснабжению жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе - феврале 2014 года.
При рассмотрении указанного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России было установлено, что ООО "Курская ТСК" при определении стоимости услуги по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе 2014 года, применяло порядок расчета, не соответствующий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), а также неправомерно, по мнению УФАС, предупредило ТСЖ о намерении ввести ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении указанного жилого дома.
Решением Комиссии УФАС N 04-05/07-2014 от 30.06.2014:
- - ООО "Курская теплосетевая компания" признана нарушившей пункты 4 и 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе - феврале 2014 года; а также в намерении ввести ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении указанного жилого дома, результатом которого является или может явиться ущемление интересов ТСЖ-97 и собственников помещений в данном жилом многоквартирном доме;
- - указано на выдачу ООО "Курская теплосетевая компания" предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Предписанием УФАС о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, по делу N 04-05/07-2014 от 30.06.2014, ООО "Курская теплосетевая компания" предписано:
- 1. не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего при осуществлении деятельности по предоставлению жилому многоквартирному дому N 9 по проспекту Кулакова г. Курска услуг горячего водоснабжения производить расчет стоимости в строгом соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, а также не вводить ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении объектов товарищества собственников жилья "ТСЖ-97" без наличия законных оснований, предусмотренных Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;
- 2. доказательства исполнения данного предписания представлять в Курское УФАС России ежегодно до 25 декабря в течение срока действия договора N 2311202 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013, заключенного с товариществом собственников жилья "ТСЖ-97".
ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Комиссии УФАС.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принимая решение, суд правильно руководствовался статьей 3, частью 1 статьи 4, частью 5 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153 - 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 19, 22 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 261 -ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 92, 93 Правил организации теплоснабжения.
ООО "Курская ТСК", оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии, также в соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Курская ТСК" является доминирующим хозяйствующим субъектом, осуществляющим расчеты за оказание услуг по передаче тепловой энергии на основании императивных правовых норм, в связи с чем, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе, законодательно установленный порядок ценообразования.
Материалами дела подтверждается, что узел учета тепловой энергии и горячей воды, поступающей в многоквартирный жилой дом по адресу г. Курск, проспект Кулакова, 9 оборудован в пределах внешних границ указанного многоквартирного жилого дома.
На тепловом пункте ТП - 1 КТК, осуществляющем теплоснабжение вышеуказанного многоквартирного жилого дома, установлены следующие приборы учета: - прибор учета холодной воды подпитки системы горячего водоснабжения, который является коммерческим во взаиморасчетах с МУП "Водоканал г. Курска": - прибор учета тепловой энергии на вводе в тепловой пункт, который является технологическим и используется для контроля за количеством израсходованной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Учет тепловой энергии в горячей воде, а также тепловой энергии, отпущенной на нужды горячего водоснабжения в вышеуказанный многоквартирный дом, осуществляется с помощью общедомового прибора учета, введенного в эксплуатацию с 05.08.2013 по 05.08.2014, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26.08.2013 (т. 2 л.д. 1).
В соответствии с постановлением администрации Курской области от 31.12.2013 N 4877 "Об утверждении схемы водоснабжения муниципального образования "Город Курск", для обеспечения тепловой энергией жилого дома по адресу г. Курск, проспект Кулакова, 9, предусмотрена закрытая система теплоснабжения, то есть комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта.
Услуга горячего водоснабжения указанного жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска оказывается Обществом с использованием теплового пункта, что подтверждается паспортом теплового пункта.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ N 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: - тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; - финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); - стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Согласно постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области N 478 от 17.12.2013 (т. 1, л.д. 54-55), с 01.01.2014 на территории Курской области в отношении потребителей ООО "Курская теплосетевая компания" для закрытой системы горячего водоснабжения введен в действие и применялся по 30.06.2014 включительно тариф на горячую воду в закрытой системе горячего теплоснабжения, поставляемую ООО "Курская ТСК" потребителям, в размере 106,29 руб. /куб. м (в том числе указанный размер тарифа (106,29 руб. /куб. м) включал в себя компонент на холодную воду - 16,46 руб. /м и компонент на тепловую энергию - 1470,69 руб. /Гкал).
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, как произведение объема на тариф.
В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам, как произведение объема на тариф.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что плата за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период многоквартирному дому, определяется в соответствии с приложением N 2 к Правилам по следующей формуле: Р = V х Т, где: Р - размер платы за коммунальную услугу, предоставленную многоквартирному жилому дому; V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период многоквартирному дому; Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно подпункту "а" пункта 1 примечания к приложению N 2 Правил, для применения настоящего приложения при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в отношении объема горячей воды используется единица измерения - куб. м (кубические метры).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 примечания к Приложению N 2 Правил (в редакции, действовавшей в указанном выше периоде), при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении тарифа на горячую воду необходимо исходить из стоимости за 1 куб. м.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную ООО "Курская теплосетевая компания" жилому многоквартирному дому N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе- 2014 года с учетом НДС, должен был составить: 1 457,2 куб. м х 106,29 руб./куб. м = 154 885. 79 руб., где: 106,29 руб./куб. м - размер тарифа на горячую воду, утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 г. N 478; 1 457,2 куб. м - объем потребленной жилым домом N 9 по проспекту Кулакова г. Курска горячей воды в январе 2014 года, согласно представленным ТСЖ "ТСЖ-97" в ООО "Курская теплосетевая компания" сведениям.
Указанные сведения заявителем не оспаривались.
Вместе с тем, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что ООО "Курская теплосетевая компания" осуществляло начисления за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную жилому многоквартирному дому N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе 2014 года, в соответствии с законодательно не закрепленным алгоритмом расчета, а именно из расчета: 125,69 Гкал х 1246,35 руб. /Гкал = 156 653,73 руб. - компонент на тепловую энергию, 1 457,2 куб. м х 13,95 руб. / куб. м = 20 327, 94 руб. - компонент на холодную воду, где: 125,69 Гкал - количество тепла, использованного для приготовления горячей воды, потребленной жилым домом N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе 2014 года; 1 457,2 куб. м - объем потребленной жилым домом N 9 по проспекту Кулакова г. Курска горячей воды в январе 2014 года; 1246,35 руб. /Гкал - тариф на тепловую энергию (без учета НДС), утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 г. N 478; 13,95 руб. / куб. м - тариф на холодную воду (без учета НДС), утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 г. N 478.
Выставленная ООО "Курская ТСК" плата за потребленную жилым домом N 9 по проспекту Кулакова г. Курска горячую воду в январе 2014 года без учета НДС составила 176981,67 руб. (156 653,73 руб. + 20 327,94 руб.), с учетом НДС - 208838,37 руб., что значительно превысило сумму, подлежащую начислению по Правилам N 354.
Суд обоснованно принимал во внимание, что в связи с отсутствием утвержденного в установленном порядке механизма расчета платы граждан за горячую воду, исходя из двухкомпонентных тарифов, и во исполнение пункта 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, а также в соответствии с письмом Прокуратуры Курской области от 27.03.2014 N 7-11-2014, постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.03.2014 N 22 были внесены изменения в постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 N 131 "О тарифах на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые ООО "Курская теплосетевая компания" потребителем на 2014 год".
На основании вышеуказанного постановления, тариф на горячую воду, поставляемую ООО "Курская теплосетевая компания" населению, исполнителям коммунальных услуг составил с 1 января 2014 года - 106,58 руб./куб. м с НДС, с 1 июля 2014 года - 111,10 руб./куб. м с НДС.
Таким образом, Обществом при начислении платы за услугу горячего водоснабжения для жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска за январь 2014 года не учтено, что тариф на горячую воду, установленный постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 N 478 с 01.01.2014 на территории Курской области в отношении потребителей ООО "Курская теплосетевая компания" для закрытой системы горячего водоснабжения в размере 106,29 руб./куб. м, уже включает в себя финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения.
Данное обстоятельство также следует из примененной Комитетом по тарифам и ценам Курской области в постановлении N 478 от 17.12.2013 (т. 1, л.д. 54-55) лексической конструкции "в том числе", подразумевающей, что установленные в п. п. 1.2 и 1.3 компоненты тарифа входят в его состав (п. 1.1).
Кроме того, данный вывод подтверждается также заключением Комитета по тарифам и ценам Курской области N 07.1-04-10/614 от 17.03.2014, согласно которому в отсутствие утвержденного на федеральном уровне порядка расчета платы за горячую воду по двухкомпонентным тарифам, ООО "Курская ТСК" в начале 2014 года был произведен неправомерный расчет объемов тепловой энергии на цели горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска. Доказательств, что порядок расчета платы за горячую воду по двухкомпонентным тарифам был утвержден на федеральном уровне, в ходе рассмотрения деле заявителем не представлено.
В связи с вышеизложенным, суд правильно отклонил довод заявителя о том, что Общество не нарушало установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в январе - феврале 2014 года.
В силу указанных обстоятельств, отраженный в оспариваемом решении вывод УФАС о том, что Общество, допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за услуги горячего водоснабжения по вышеуказанному дому в январе - феврале 2014 года, результатом которого является или может являться ущемление интересов ТСЖ-97 и собственников помещений, что образует нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", является обоснованным и документально подтвержденным.
Вывод антимонопольного органа о том, что действия ООО "Курская теплосетевая компания", выразившиеся в намерении ввести ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска, нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", также является правильным и документально подтвержденным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.2014 в связи с несвоевременной оплатой ТСЖ-97 исчисленной Обществом по вышеуказанной методике стоимости услуг горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска, предоставленных Обществом в январе- феврале 2014 года, ООО "Курская теплосетевая компания" направило в адрес ТСЖ-97 предупреждение N ПИ-20/1300/6 о введении ограничения подачи тепловой энергии в отношении указанного многоквартирного дома.
При этом, как указано выше, расчет стоимости услуг горячего водоснабжения в январе - феврале 2014 года производился Обществом с нарушением вышеуказанных норм законодательства РФ, в силу чего сведения о размере исчисленной Обществом задолженности (108074,45 руб.) являются неподтвержденными, а наличие задолженности именно в этой сумме - недоказанным. При таких условиях, у Общества отсутствовали основания для введения ограничения подачи тепловой энергии.
Помимо этого, как следует из материалов дела, приложением N 1 к договору N 2311202 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013 между ООО "Курская теплосетевая компания" и ТСЖ-97, установлено плановое потребление услуг горячего водоснабжения, объем которого в январе равен 1772 куб. м.
В этой связи размер платы за 1 период платежа (за январь), установленный договором N 2311202, составит: 1 772 куб. м х 106,29 руб./куб. м = 188 345, 88 руб. где: 106,29 руб./куб. м - размер тарифа на горячую воду, утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 17.12.2013 г. N 478; 1 772 куб. м - объем планового потребления услуг горячего водоснабжения в январе, установленный договором N 2311202 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013 г.
Вместе с тем, даже по неверным расчетам Общества, задолженность за потребленную тепловую энергию в горячей воде, имевшаяся по состоянию на 25.03.2014 г. у ТСЖ-97 перед ООО "Курская теплосетевая компания", в размере 108 074,45 руб., не превышала размера платы за 1 период платежа (188 345,88 14 руб.), установленный договором N 2311202 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013.
Следовательно, в соответствии с пунктом 92 Правил организации теплоснабжения, указанная задолженность не могла являться основанием для введения ограничения подачи тепловой энергии в отношении указанного многоквартирного дома.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Вместе с тем, как установлено судом, ООО "Курская теплосетевая компания" направило предупреждение N НИ-20/1300/6 от 26.03.2014 о введении ограничения подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении жилого многоквартирного дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска в нарушение норм, установленных федеральным законодательством.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа о том, что действия ООО "Курская теплосетевая компания", выразившиеся в намерении ввести ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении дома N 9 по проспекту Кулакова г. Курска, нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является правильным и документально подтвержденным.
С учетом изложенного, решение Комиссии УФАС N 04-05/07-2014 от 30.06.2014 является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Относительно выданного на основании решения антимонопольного органа предписания, апелляционный суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума N 30 антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
Таким образом, предписание антимонопольного органа должно обладать правовосстановительной функцией и быть направленным на защиту гражданских прав в административном порядке.
Полномочие антимонопольного органа по превенции нарушений антимонопольного законодательства не должно умалять свободу экономической деятельности, закрепленную в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации), подавлять экономическую самостоятельность, необоснованно препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности и чрезмерно ограничивать права участников гражданских правоотношений.
Вместе с тем, оспоренное предписание антимонопольного органа, а именного пункт 2, как мера административно-правового принуждения в рассматриваемом случае не преследует пресекательно-обеспечительной цели, поскольку пунктом 1 Обществу предписано не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего, при осуществлении деятельности по предоставлению жилому многоквартирному дому N 9 по пр-ту Кулакова г. Курска услуг горячего водоснабжения производить расчет стоимости в строгом соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, а также не вводить ограничение подачи тепловой энергии в горячей воде в отношении объектов ТСЖ "ТСЖ-97" без наличия законных оснований, предусмотренных Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, а обязывая в течение срока действия договора N 2311202 на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013, заключенного с ТСЖ "ТСЖ-97" ежегодно до 25 декабря представлять в УФАС доказательства исполнения данного предписания, УФАС расширяет действие предписания, являющегося ненормативным актом, то есть актом локального характера, направленным на однократное применение в отношении конкретного лица.
Таким образом, пункт 2 предписания является актом, пролонгированного действия и не отвечает его пресекательно-обеспечительной цели.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание в части пункта 2 противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку не соответствует принципам конкретности и исполнимости, в связи с чем, в этой части требования ООО "Курская теплосетевая компания" подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2014 по делу N А35-10709/2013.
В остальной части у антимонопольного органа имелись основания для выдачи ООО "Курская теплосетевая компания" предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части оспаривания пункта 2 предписания.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Излишне уплаченная платежным поручением N 2128 от 06.05.2015 государственная пошлина в размере 500 рублей подлежит возвращению Обществу.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2015 по делу N А35-8574/2014 отменить в части.
Признать недействительным пункт 2 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30.06.2014 по делу N 04-05/07-2014.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2015 по делу N А35-8574/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)