Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
- от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ОГРН 1076670015839, ИНН 6670174349): не явились;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 марта 2015 года по делу N А60-4672/2015,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - заявитель, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 16.12.2014 N 29-11-03-142 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в спорном периоде исходя из норматива потребления, при этом указывает, что из-за некорректной работы прибора учета тепловой энергии в 2012 году и в 2013 году рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление не представляется возможным. В связи с чем, заявитель полагает, что требование провести соответствующую корректировку размера платы за отопление является незаконным. Кроме того, заявителем приведены доводы о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку в предписании не указано по какому именно жилому фонду необходимо провести корректировку.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением собственников помещений в многоквартирном доме N 12 корп. 2 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая документарной проверка в отношении ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", в ходе которой установлено нарушение управляющей организацией установленного порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 года, за период с января по май 2014 года, в том числе, проведение обязательной ежегодной корректировки размера платы за услугу "отопление" за 2012 год не в полном объеме; отсутствие проведения обязательной ежегодной корректировки размера платы за услугу "отопление" за 2013 год исходя из фактического объема потребления тепловой энергии; несоблюдение порядка начисления размера платы за услугу "отопление" в 2014 году (за период с января по май 2014 года) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, что отражено в акте проверки от 16.12.2014 N 29-11-02-142 (т. 1 л.д. 18-31).
По результатам проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в адрес ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" выдано предписание от 16.12.2014 N 29-11-03-145 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, в котором указано на необходимость провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012 и 2013 годы в полном объеме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также отменить перерасчет размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с января 2014 года по май 2014 года, провести начисление платы за услугу "отопление" в 2014 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (т. 1 л.д. 13-14).
Полагая, что указанное предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 2, в котором установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области о несоблюдении установленного порядка расчета платы за услугу "отопление", что выразилось в проведении обязательной ежегодной корректировки платы за услуг "отопление" за 2012 год в меньшем размере, чем следовало; в отсутствии проведения обязательной ежегодной корректировки платы за услугу "отопление" в 2013 году, исходя из фактического потребления ресурса; в несоблюдении порядка начисления платы за услугу "отопление" в 2014 году (за период с января по май 2014 года) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Суд первой инстанции, поддерживая данные выводы Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, указал, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" не соблюден установленный порядок платы за услугу "отопление", в связи с чем у Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области имелись основания для направления предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
Ссылки заявителя на то, что в указанный период общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, в связи с чем его показания не были приняты теплоснабжающей организацией, что и послужило основанием для начисления платы за услугу "отопление" исходя из утвержденных нормативов, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, предусмотрено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
Согласно п. 14 данных Правил используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В силу п. 31 данных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а) отсутствие в точках учета приборов учета;
б) неисправность прибора учета;
в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В ходе проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области у управляющей организации ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" были запрошены документы, подтверждающие в установленном порядке нахождение УКУТ в рабочем/нерабочем состоянии за 2011-2014 года, однако такие документы представлены не были; заявителем также не представлены достаточные доказательства недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, кор. 2, за период с февраля 2013 года по апрель 2013 года и за период с октября 2013 года по ноябрь 2013 года.
Согласно журналу учета показаний общедомового прибора учета потребления отопления и горячего водоснабжения за 2013 год, оформленному ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", прибор учета находился в неисправном состоянии в течение 2013 года, кроме февраля, марта, апреля, октября, ноября 2013 года.
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области установлено, что из счетов-фактур теплоснабжающей организации ООО "СТК" видно, что ООО "СТК" в адрес ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" в отношении многоквартирного дома N 12, корп. 2 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, ежемесячно, с января по декабрь 2013 года, выставлялась плата за потребленную тепловую энергию исходя из фактических объемов потребления тепловой энергии в каждом месяце, а не исходя из норматива потребления.
Из расчетной ведомости за январь 2014 года следует, что в январе 2014 года теплоснабжающая организация ООО "СТК" предъявила к оплате ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" объемы тепловой энергии исходя из показаний общедомового прибора учета, а не по нормативам.
Однако в январе 2014 года ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" произвело начисление платы собственникам жилых помещений за услугу "отопление" исходя из норматива потребления; в платежных документах за февраль управляющей компанией отражен корректирующий перерасчет по услугу "отопление" за январь 2014 и в информационном блоке данного документа указано, что с 1 января 2014 года начисление за отопление проводится на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление - 0,024 Гкал/кв. м.
В период с февраля по май 2014 года управляющая компания производила начисление за данную услугу исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,024 Гкал/кв. м; в сентябре 2014 года управляющей компанией принято решение о перерасчете размера платы за услуг отопления с января по май 2014 года исходя из утвержденного норматива потребления на отопление (0,033 Гкал/кв. м).
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в 2012 году и в 2013 году работал некорректно, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанный период, зафиксированных прибором учета, то и начисление платы за услугу отопление в 2014 году должно было производиться исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на то, что в предписании не указано по какому именно жилому фонду необходимо провести корректировку, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В оспариваемом предписании Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области прямо указано, что оно выдано по результатам проверки, проведенной на основании приказа от 13.11.2014 N 29-11-01-142 (т. 1 л.д. 137-139), и акта проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 (т. 1 л.д. 120-136). При этом приказе о проведении проверки от 13.11.2014 N 29-11-01-142 и в акте проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 отражено, что проверка проводится в отношении ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12/2. Акт проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 вручен представителю ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" 16.12.2014. Таким образом, из содержания оспариваемого предписания от 16.12.2014 N 29-11-03-142 можно однозначно установить и ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" достоверно известно в связи с какими нарушениями и в каком доме выдано оспариваемое по настоящему делу предписание.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания недействительным предписания Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.12.2014 N 29-11-03-142 отсутствуют.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2015 года по делу N А60-4672/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2015 N 17АП-6138/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-4672/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. N 17АП-6138/2015-АК
Дело N А60-4672/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
- от заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ОГРН 1076670015839, ИНН 6670174349): не явились;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 марта 2015 года по делу N А60-4672/2015,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - заявитель, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 16.12.2014 N 29-11-03-142 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в спорном периоде исходя из норматива потребления, при этом указывает, что из-за некорректной работы прибора учета тепловой энергии в 2012 году и в 2013 году рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление не представляется возможным. В связи с чем, заявитель полагает, что требование провести соответствующую корректировку размера платы за отопление является незаконным. Кроме того, заявителем приведены доводы о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку в предписании не указано по какому именно жилому фонду необходимо провести корректировку.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением собственников помещений в многоквартирном доме N 12 корп. 2 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая документарной проверка в отношении ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", в ходе которой установлено нарушение управляющей организацией установленного порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012, 2013 года, за период с января по май 2014 года, в том числе, проведение обязательной ежегодной корректировки размера платы за услугу "отопление" за 2012 год не в полном объеме; отсутствие проведения обязательной ежегодной корректировки размера платы за услугу "отопление" за 2013 год исходя из фактического объема потребления тепловой энергии; несоблюдение порядка начисления размера платы за услугу "отопление" в 2014 году (за период с января по май 2014 года) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, что отражено в акте проверки от 16.12.2014 N 29-11-02-142 (т. 1 л.д. 18-31).
По результатам проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области в адрес ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" выдано предписание от 16.12.2014 N 29-11-03-145 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, в котором указано на необходимость провести корректировку размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012 и 2013 годы в полном объеме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также отменить перерасчет размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с января 2014 года по май 2014 года, провести начисление платы за услугу "отопление" в 2014 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (т. 1 л.д. 13-14).
Полагая, что указанное предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, корп. 2, в котором установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области о несоблюдении установленного порядка расчета платы за услугу "отопление", что выразилось в проведении обязательной ежегодной корректировки платы за услуг "отопление" за 2012 год в меньшем размере, чем следовало; в отсутствии проведения обязательной ежегодной корректировки платы за услугу "отопление" в 2013 году, исходя из фактического потребления ресурса; в несоблюдении порядка начисления платы за услугу "отопление" в 2014 году (за период с января по май 2014 года) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Суд первой инстанции, поддерживая данные выводы Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области, указал, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" не соблюден установленный порядок платы за услугу "отопление", в связи с чем у Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области имелись основания для направления предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
Ссылки заявителя на то, что в указанный период общедомовой прибор учета тепловой энергии работал некорректно, в связи с чем его показания не были приняты теплоснабжающей организацией, что и послужило основанием для начисления платы за услугу "отопление" исходя из утвержденных нормативов, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, предусмотрено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
Согласно п. 14 данных Правил используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В силу п. 31 данных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а) отсутствие в точках учета приборов учета;
б) неисправность прибора учета;
в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В ходе проверки Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области у управляющей организации ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" были запрошены документы, подтверждающие в установленном порядке нахождение УКУТ в рабочем/нерабочем состоянии за 2011-2014 года, однако такие документы представлены не были; заявителем также не представлены достаточные доказательства недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12, кор. 2, за период с февраля 2013 года по апрель 2013 года и за период с октября 2013 года по ноябрь 2013 года.
Согласно журналу учета показаний общедомового прибора учета потребления отопления и горячего водоснабжения за 2013 год, оформленному ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", прибор учета находился в неисправном состоянии в течение 2013 года, кроме февраля, марта, апреля, октября, ноября 2013 года.
Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области установлено, что из счетов-фактур теплоснабжающей организации ООО "СТК" видно, что ООО "СТК" в адрес ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" в отношении многоквартирного дома N 12, корп. 2 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, ежемесячно, с января по декабрь 2013 года, выставлялась плата за потребленную тепловую энергию исходя из фактических объемов потребления тепловой энергии в каждом месяце, а не исходя из норматива потребления.
Из расчетной ведомости за январь 2014 года следует, что в январе 2014 года теплоснабжающая организация ООО "СТК" предъявила к оплате ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" объемы тепловой энергии исходя из показаний общедомового прибора учета, а не по нормативам.
Однако в январе 2014 года ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" произвело начисление платы собственникам жилых помещений за услугу "отопление" исходя из норматива потребления; в платежных документах за февраль управляющей компанией отражен корректирующий перерасчет по услугу "отопление" за январь 2014 и в информационном блоке данного документа указано, что с 1 января 2014 года начисление за отопление проводится на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление - 0,024 Гкал/кв. м.
В период с февраля по май 2014 года управляющая компания производила начисление за данную услугу исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,024 Гкал/кв. м; в сентябре 2014 года управляющей компанией принято решение о перерасчете размера платы за услуг отопления с января по май 2014 года исходя из утвержденного норматива потребления на отопление (0,033 Гкал/кв. м).
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в 2012 году и в 2013 году работал некорректно, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанный период, зафиксированных прибором учета, то и начисление платы за услугу отопление в 2014 году должно было производиться исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на то, что в предписании не указано по какому именно жилому фонду необходимо провести корректировку, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В оспариваемом предписании Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области прямо указано, что оно выдано по результатам проверки, проведенной на основании приказа от 13.11.2014 N 29-11-01-142 (т. 1 л.д. 137-139), и акта проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 (т. 1 л.д. 120-136). При этом приказе о проведении проверки от 13.11.2014 N 29-11-01-142 и в акте проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 отражено, что проверка проводится в отношении ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пионеров, д. 12/2. Акт проверки от 16.12.2014 N 29-11-01-142 вручен представителю ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" 16.12.2014. Таким образом, из содержания оспариваемого предписания от 16.12.2014 N 29-11-03-142 можно однозначно установить и ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" достоверно известно в связи с какими нарушениями и в каком доме выдано оспариваемое по настоящему делу предписание.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания недействительным предписания Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.12.2014 N 29-11-03-142 отсутствуют.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2015 года по делу N А60-4672/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)