Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Толкачевой И.Ю., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца: Кокина К.А. (дов. N 227 от 31.12.2014),
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Родники" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А14-11197/2013
установил:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть"), ОГРН 1023602243037, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Родники" (далее - ООО УК "Родники"), г. Воронеж, ОГРН 1093668039651, о взыскании 2 911 271 руб. 18 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "АСТУР" и ООО "Термо-сервис".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 (судья Росляков Е.И.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 (судьи Колянчикова Л.А., Яковлев А.С., Алферова Е.Е.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, ООО УК "Родники" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее МКП "Воронежтеплосеть", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО УК "Родники" осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных, в том числе по адресам: ул. Тепличная, д. д. 2, 2а, 2б, 2в, 6, 28, 10, 14, 16, 20, 8, 24, 22.
Поскольку собственниками помещений указанных многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии 25.07.2011 между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "АСТУР" (подрядчик) заключен договор N 158/13-11, по условиям которого подрядчик обязался произвести работы по устройству 151 узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт заказчика по адресам, указанным в приложении N 1, а заказчик обязался организовать допуск представителей подрядчика на объекты на период выполнения работ, и отключение сетей теплоснабжения и ГВС.
В соответствии с приложением N 1 к договору в список жилых домов, на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя были включены и дома по адресам: ул. Тепличная, д. 28, 10, 14, 16, 20, 8, 24, 22.
Факт установки приборов учета в многоквартирных домах по указанным адресам подтверждается актами приема-передачи выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат от 24.02.2012, от 01.03.2012, подписанными заказчиком и подрядчиком. Спорные узлы учета тепловой энергии допущены в эксплуатацию, о чем составлены акты первичного допуска, представленные в дело.
01.08.2011 между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "Термо-сервис" (подрядчик) был заключен договор подряда N 8, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть" согласно приложению N 1 (в том числе в домах, расположенных по адресам: ул. Тепличная, д. д. 2, 2а, 2б, 2в, 6.
Приборы учета были допущены в эксплуатацию, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, подписанные представителем ООО УК "Родники".
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии в спорных жилых домах составила 2 911 271 руб. 18 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу подпунктов "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющегося приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 12 ст. 13 настоящего Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Допуск работников организации, устанавливающей приборы учета, в спорные многоквартирные дома в настоящем случае был обеспечен, приборы учета установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, которые подписаны представителем ООО УК "Родники".
Оплата работ по установке приборов учета ООО УК "Родники" не произведена.
При этом оплата потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями приборов учета свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного анализа указанных положений законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, суды пришли к выводу о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды правомерно указали, что действия истца по установке общедомовых приборов учета, которые используются по назначению, не противоречат воле собственников, служат основанием для взыскания стоимости работ по установке общедомовых приборов учета с ответчика (ООО УК "Родники"), являющегося ответственным за содержание спорных многоквартирных домов и выполнение требований законодательства об энергосбережении. Положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке приборов учета.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец не направил собственникам жилых помещений, управляющей организации предложение об оснащении приборами учета поставляемого ресурса, что лишило собственников многоквартирных жилых домов возможности самостоятельно утвердить перечень работ, их стоимость, выбрать подрядную организацию, был известен суду апелляционной инстанции, оценивался им и отклонен со ссылкой на положения Федерального закона N 261-ФЗ, предусматривающие обязанность управляющей организации оплатить расходы по установке приборов учета, произведенных ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, в том числе, доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А14-11197/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
И.И.КОЗЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2015 ПО ДЕЛУ N А14-11197/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А14-11197/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Толкачевой И.Ю., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца: Кокина К.А. (дов. N 227 от 31.12.2014),
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Родники" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А14-11197/2013
установил:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть"), ОГРН 1023602243037, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Родники" (далее - ООО УК "Родники"), г. Воронеж, ОГРН 1093668039651, о взыскании 2 911 271 руб. 18 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "АСТУР" и ООО "Термо-сервис".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 (судья Росляков Е.И.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 (судьи Колянчикова Л.А., Яковлев А.С., Алферова Е.Е.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, ООО УК "Родники" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее МКП "Воронежтеплосеть", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО УК "Родники" осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных, в том числе по адресам: ул. Тепличная, д. д. 2, 2а, 2б, 2в, 6, 28, 10, 14, 16, 20, 8, 24, 22.
Поскольку собственниками помещений указанных многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии 25.07.2011 между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "АСТУР" (подрядчик) заключен договор N 158/13-11, по условиям которого подрядчик обязался произвести работы по устройству 151 узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт заказчика по адресам, указанным в приложении N 1, а заказчик обязался организовать допуск представителей подрядчика на объекты на период выполнения работ, и отключение сетей теплоснабжения и ГВС.
В соответствии с приложением N 1 к договору в список жилых домов, на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя были включены и дома по адресам: ул. Тепличная, д. 28, 10, 14, 16, 20, 8, 24, 22.
Факт установки приборов учета в многоквартирных домах по указанным адресам подтверждается актами приема-передачи выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат от 24.02.2012, от 01.03.2012, подписанными заказчиком и подрядчиком. Спорные узлы учета тепловой энергии допущены в эксплуатацию, о чем составлены акты первичного допуска, представленные в дело.
01.08.2011 между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "Термо-сервис" (подрядчик) был заключен договор подряда N 8, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилых домах, подключенных к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть" согласно приложению N 1 (в том числе в домах, расположенных по адресам: ул. Тепличная, д. д. 2, 2а, 2б, 2в, 6.
Приборы учета были допущены в эксплуатацию, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, подписанные представителем ООО УК "Родники".
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии в спорных жилых домах составила 2 911 271 руб. 18 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу подпунктов "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющегося приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 12 ст. 13 настоящего Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Допуск работников организации, устанавливающей приборы учета, в спорные многоквартирные дома в настоящем случае был обеспечен, приборы учета установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, которые подписаны представителем ООО УК "Родники".
Оплата работ по установке приборов учета ООО УК "Родники" не произведена.
При этом оплата потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями приборов учета свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из системного анализа указанных положений законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, суды пришли к выводу о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды правомерно указали, что действия истца по установке общедомовых приборов учета, которые используются по назначению, не противоречат воле собственников, служат основанием для взыскания стоимости работ по установке общедомовых приборов учета с ответчика (ООО УК "Родники"), являющегося ответственным за содержание спорных многоквартирных домов и выполнение требований законодательства об энергосбережении. Положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке приборов учета.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец не направил собственникам жилых помещений, управляющей организации предложение об оснащении приборами учета поставляемого ресурса, что лишило собственников многоквартирных жилых домов возможности самостоятельно утвердить перечень работ, их стоимость, выбрать подрядную организацию, был известен суду апелляционной инстанции, оценивался им и отклонен со ссылкой на положения Федерального закона N 261-ФЗ, предусматривающие обязанность управляющей организации оплатить расходы по установке приборов учета, произведенных ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, в том числе, доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А14-11197/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
И.И.КОЗЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)