Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного вследствие наводнения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Чемякиной
судей: Е.П. Иском, О.Ю. Поздняковой
при секретаре: З.М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного,
по апелляционной жалобе заявителя Р. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия
установила:
Р., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она и ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до введения на территории Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в августе - сентябре 2013 года, проживали по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ФИО2, являющейся матерью ее гражданского мужа ФИО4
В результате наводнения дом, где они проживали, попал в зону затопления и был признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению.
Решением Комсомольского районного суда от 27.09.2013 года установлен факт их постоянного проживания в поврежденном жилом помещении, они признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением.
Ш. обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" о предоставлении меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного, включив в него всех членов своей семьи, однако, им отказали во включении в списки граждан, на получение указанной меры поддержки, поскольку ее брак с сыном собственника жилого дома Ш. не зарегистрирован и Б. не является ее внуком.
Решением Комсомольского районного суда от 09.09.2014 года она с сыном признаны членами семьи Ш., в связи с чем истец повторно обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" за предоставлением ей и сыну меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного, однако было вновь отказано, ее заявление отказались принять, мотивируя поздним обращением и тем, что остальным членам ее семьи данная мера уже предоставлена, рекомендовано обратиться в суд за решением вопроса о признании права на данную меру поддержки.
Истец с данным отказом не согласна, считает его незаконным.
Просит признать за Р., несовершеннолетним ФИО1 право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения; признать незаконным отказ ответчиков в предоставлении им меры социальной поддержки в виде выделения средств на строительство или приобретение нового жилого помещения взамен утраченного; обязать ответчиков предоставить требуемую меру социальной поддержки.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Р., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО1, отказано.
В апелляционной жалобе Р., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права.
Основанием для отказа в предоставлении ей и сыну меры социальной поддержки послужил факт отсутствия регистрации брака между истцом и сыном собственника жилого помещения, однако, Р. и ее несовершеннолетний сын ФИО1 признаны членами семьи собственника решением суда, соответственно, все условия для предоставления меры социальной поддержки соблюдены.
Предоставление истцу и ее сыну указанной меры социальной поддержки не является сверхнормативной, поскольку данная мера поддержки предоставлена семье собственника утраченного жилого помещения не в полном размере.
Истец не совершала действий по прекращению прав на другое жилое помещение, пригодное для проживания, после даты объявления чрезвычайной ситуации ни в отношении себя, ни в отношении сына, поскольку такого жилья не имела; она также не избирала иной меры социальной поддержки, чем была предоставлена собственнику жилого помещения. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки по иным основаниям не предусмотрен.
Законодательные акты, принятые в связи с чрезвычайной ситуацией, требований о сроках обращения за мерами социальной поддержки не содержат.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просил решение суда оставить без изменения, пояснив, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны.
Судом правильно установлено, что право на меру поддержки в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, его собственником - Ш. совместно с членами ее семьи уже было реализовано, оснований для оказания дополнительно меры поддержки не имеется.
Истец и ее несовершеннолетний сын признаны судом членами семьи собственника только ДД.ММ.ГГГГ года. Между тем, Ш. не стала дожидаться признания Р. и ФИО1 членами своей семьи и весной 2014 г. получила свидетельство на выплату денежных средств, окончательно реализовав право на меру поддержки от государства.
ФИО2 в качестве членов своей семьи истцов в заявление не включала (причем оба раза), просила меру поддержки только в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6 Действия ФИО2 в данном случае закону не противоречат.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Р., представителей ответчиков КГКУ "Центр социальной поддержки по Комсомольскому району", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Хабаровского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, основанное на установленных в судебном заседании обстоятельствах, с применением надлежащим норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", с 09 августа 2013 года с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации рекомендовано: до 15 октября 2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Согласно материалам дела, а также пояснениям участников процесса, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО2 и ФИО4, попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации и заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, был признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению (л.д. 12, 40, 41).
Реализуя свое право на предоставлении меры социальной поддержки ФИО2 обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года, с дополнительным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" от ДД.ММ.ГГГГ года, собственниками и членами семьи собственников жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 мера поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения реализована ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 42), что участниками процесса не оспаривалось.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, и ФИО6 за счет вышеуказанной денежной суммы приобретено в общую долевую собственность у ФИО11, ФИО12 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-19).
Усматривается, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, по постоянному месту жительства были зарегистрированы Р. и ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11, 20).
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 27 сентября 2013 года Р. и несовершеннолетний ФИО1 признаны постоянно проживающими в доме <адрес> на момент чрезвычайной ситуации - наводнения на территории сельского поселения "Поселок Молодежный", и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 09 сентября 2014 года Р. и ФИО1 признаны членами семьи ФИО2, собственника жилого дома <адрес> в сельском поселении <адрес>, на дату введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Вместе с тем, при обращении Р. в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с соответствующим заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на приобретение жилья, ей было отказано в принятии заявления по причине позднего обращения и предоставления указанной меры социальной поддержки остальным членам семьи собственников утраченного жилого помещения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 N 383-пр, от 29.11.2013 N 410-пр, от 24.02.2014 N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на строительство и приобретение жилого помещении.
Приложением N 16 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно пункту 1.2 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Указанная мера поддержки предоставляется данным гражданам: однократно и в отношении одного жилого помещения; в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания, либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. метров.
При рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции установлено, что Р., ФИО1 решением суда признаны членами семьи собственника жилого дома <адрес>, постоянно проживали в нем на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения не имеют (л.д. 6-10).
Сведений о том, что истец воспользовалась данным правом или правом на получение иных мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения или в виде выплат денежных средств на проведение капитального ремонта (Приложение 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр), установлено не было.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истец Р. и несовершеннолетний ФИО1, признанные в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживавшие в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, не были обеспечены жилым помещением по социальным и санитарным нормам, не получали выплату денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, на проведение капитального ремонта жилого помещения, судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Предоставление собственникам и иным членам семьи собственников утраченного жилого помещения меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения не может лишить истца и ее несовершеннолетнего сына, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренного законом права на получение ими данной меры социальной поддержки согласно предусмотренным Порядком нормативам - по 18 кв. м на одного человека при численности членов семьи три и более человек, поскольку иное противоречило бы положениям части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворить:
- признать за Р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение меры социальной поддержки: выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года;
- признать незаконным отказ краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.П.ИСКОМ
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-478/2015(33-8689/2014)
Требование: О признании права на получение мер социальной поддержки.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного вследствие наводнения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N 33-478/2015(33-8689/2014)
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Чемякиной
судей: Е.П. Иском, О.Ю. Поздняковой
при секретаре: З.М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного,
по апелляционной жалобе заявителя Р. на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия
установила:
Р., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она и ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до введения на территории Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в августе - сентябре 2013 года, проживали по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ФИО2, являющейся матерью ее гражданского мужа ФИО4
В результате наводнения дом, где они проживали, попал в зону затопления и был признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению.
Решением Комсомольского районного суда от 27.09.2013 года установлен факт их постоянного проживания в поврежденном жилом помещении, они признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением.
Ш. обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" о предоставлении меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного, включив в него всех членов своей семьи, однако, им отказали во включении в списки граждан, на получение указанной меры поддержки, поскольку ее брак с сыном собственника жилого дома Ш. не зарегистрирован и Б. не является ее внуком.
Решением Комсомольского районного суда от 09.09.2014 года она с сыном признаны членами семьи Ш., в связи с чем истец повторно обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" за предоставлением ей и сыну меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного, однако было вновь отказано, ее заявление отказались принять, мотивируя поздним обращением и тем, что остальным членам ее семьи данная мера уже предоставлена, рекомендовано обратиться в суд за решением вопроса о признании права на данную меру поддержки.
Истец с данным отказом не согласна, считает его незаконным.
Просит признать за Р., несовершеннолетним ФИО1 право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения; признать незаконным отказ ответчиков в предоставлении им меры социальной поддержки в виде выделения средств на строительство или приобретение нового жилого помещения взамен утраченного; обязать ответчиков предоставить требуемую меру социальной поддержки.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Р., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО1, отказано.
В апелляционной жалобе Р., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права.
Основанием для отказа в предоставлении ей и сыну меры социальной поддержки послужил факт отсутствия регистрации брака между истцом и сыном собственника жилого помещения, однако, Р. и ее несовершеннолетний сын ФИО1 признаны членами семьи собственника решением суда, соответственно, все условия для предоставления меры социальной поддержки соблюдены.
Предоставление истцу и ее сыну указанной меры социальной поддержки не является сверхнормативной, поскольку данная мера поддержки предоставлена семье собственника утраченного жилого помещения не в полном размере.
Истец не совершала действий по прекращению прав на другое жилое помещение, пригодное для проживания, после даты объявления чрезвычайной ситуации ни в отношении себя, ни в отношении сына, поскольку такого жилья не имела; она также не избирала иной меры социальной поддержки, чем была предоставлена собственнику жилого помещения. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки по иным основаниям не предусмотрен.
Законодательные акты, принятые в связи с чрезвычайной ситуацией, требований о сроках обращения за мерами социальной поддержки не содержат.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просил решение суда оставить без изменения, пояснив, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны.
Судом правильно установлено, что право на меру поддержки в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, его собственником - Ш. совместно с членами ее семьи уже было реализовано, оснований для оказания дополнительно меры поддержки не имеется.
Истец и ее несовершеннолетний сын признаны судом членами семьи собственника только ДД.ММ.ГГГГ года. Между тем, Ш. не стала дожидаться признания Р. и ФИО1 членами своей семьи и весной 2014 г. получила свидетельство на выплату денежных средств, окончательно реализовав право на меру поддержки от государства.
ФИО2 в качестве членов своей семьи истцов в заявление не включала (причем оба раза), просила меру поддержки только в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6 Действия ФИО2 в данном случае закону не противоречат.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Р., представителей ответчиков КГКУ "Центр социальной поддержки по Комсомольскому району", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Хабаровского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, основанное на установленных в судебном заседании обстоятельствах, с применением надлежащим норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", с 09 августа 2013 года с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации рекомендовано: до 15 октября 2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Согласно материалам дела, а также пояснениям участников процесса, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО2 и ФИО4, попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации и заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, был признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению (л.д. 12, 40, 41).
Реализуя свое право на предоставлении меры социальной поддержки ФИО2 обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года, с дополнительным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" от ДД.ММ.ГГГГ года, собственниками и членами семьи собственников жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 мера поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения реализована ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 42), что участниками процесса не оспаривалось.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, и ФИО6 за счет вышеуказанной денежной суммы приобретено в общую долевую собственность у ФИО11, ФИО12 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-19).
Усматривается, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, по постоянному месту жительства были зарегистрированы Р. и ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11, 20).
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 27 сентября 2013 года Р. и несовершеннолетний ФИО1 признаны постоянно проживающими в доме <адрес> на момент чрезвычайной ситуации - наводнения на территории сельского поселения "Поселок Молодежный", и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 09 сентября 2014 года Р. и ФИО1 признаны членами семьи ФИО2, собственника жилого дома <адрес> в сельском поселении <адрес>, на дату введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Вместе с тем, при обращении Р. в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с соответствующим заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на приобретение жилья, ей было отказано в принятии заявления по причине позднего обращения и предоставления указанной меры социальной поддержки остальным членам семьи собственников утраченного жилого помещения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 N 383-пр, от 29.11.2013 N 410-пр, от 24.02.2014 N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на строительство и приобретение жилого помещении.
Приложением N 16 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно пункту 1.2 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Указанная мера поддержки предоставляется данным гражданам: однократно и в отношении одного жилого помещения; в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания, либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. метров.
При рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции установлено, что Р., ФИО1 решением суда признаны членами семьи собственника жилого дома <адрес>, постоянно проживали в нем на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения не имеют (л.д. 6-10).
Сведений о том, что истец воспользовалась данным правом или правом на получение иных мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения или в виде выплат денежных средств на проведение капитального ремонта (Приложение 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр), установлено не было.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истец Р. и несовершеннолетний ФИО1, признанные в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживавшие в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, не были обеспечены жилым помещением по социальным и санитарным нормам, не получали выплату денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, на проведение капитального ремонта жилого помещения, судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Предоставление собственникам и иным членам семьи собственников утраченного жилого помещения меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения не может лишить истца и ее несовершеннолетнего сына, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренного законом права на получение ими данной меры социальной поддержки согласно предусмотренным Порядком нормативам - по 18 кв. м на одного человека при численности членов семьи три и более человек, поскольку иное противоречило бы положениям части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 31 октября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Р., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворить:
- признать за Р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение меры социальной поддержки: выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года;
- признать незаконным отказ краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.П.ИСКОМ
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)