Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2015 N 13АП-165/2015 ПО ДЕЛУ N А42-1701/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N А42-1701/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-165/2015) ОАО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2014 по делу N А42-1701/2014 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Мурманэнергосбыт",
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск
об оспаривании предписания

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (ОГРН 1095190009111; адрес: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в ЗАТО Североморск, ЗАО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск (адрес: 184600, г. Североморск, ул. Колышкина, д. 7, далее - Управление Роспотребнадзора) от 17.12.2013 N 74
Решением суда от 11.11.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом, обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено. По мнению подателя жалобы, он несет ответственность за качество поставляемого ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем УТ-110 - отвод от сети горячего водоснабжения.
Стороны извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора жильца (потребителя) с жалобой на подачу горячей воды в жилом доме N 1а по улице Сивко в городе Североморске Мурманской области, не соответствующей требованиям санитарного законодательства, Отделом проведено обследование указанной квартиры с проведением замеров температуры подаваемой горячей воды в жилые квартиры.
По факту выявленных в действиях ресурсоснабжающей организации нарушений положений санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.4.2496-09), главным специалистом отдела Управления определением от 30.10.2013 N 16/13-АР в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушение и назначено проведение административного расследования.
В ходе расследования установлено, что температура горячей воды из водоразборного крана в кухне квартиры N 30 составила 39,3°С, что не соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": нормативу - не ниже 60°С и не выше 75°С. Данный факт подтверждается протоколом измерений температуры горячей от 18.11.2013 N 03.1/ТГВ-92 и экспертным заключением от 21.11.2013 N 444-1.
По результатам выдано предписание от 17.12.2013 N 74, согласно которому на Общество возложена обязанность в срок до 15.09.2014 обеспечить подачу горячей воды, соответствующей требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Полагая данное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что Общество является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению, и в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Требования к качеству питьевой воды и организации систем центрального горячего водоснабжения (далее - СЦВГ), правила контроля качества воды, подаваемой СЦВГ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", пунктом 2.4 которых установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 названные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 15.06.2011 N 210-РП "О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области" ОАО "Мурманэнергосбыт" с 01.10.2011 является ответственным за подачу горячей воды в ЗАТО г. Североморск Мурманской области. Таким образом, Общество производит коммунальные ресурсы (горячая вода), используемые для предоставления коммунальных услуг, то есть является ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, собственники дома N 1а по улице Сивко в городе Североморске в качестве способа управления избрали непосредственное управление многоквартирным домом.
Частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ определено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Исходя из смысла вышеприведенных правил, внутридомовые инженерные сети должны обслуживаться собственниками, избравшими способ непосредственного управления многоквартирным домом, самостоятельно, либо на основании договора оказания услуг по содержанию внутридомовых сетей, заключенного собственниками, проживающими в доме N 1а по улице Сивко в городе Североморске Мурманской области с лицами, оказывающими такие услуги.
Пунктом 21 Правил N 354 определена зона ответственности ресурсоснабжающей организации как граница раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, то есть на входе в многоквартирный дом, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отклонил ссылки Общества на акт разграничения N СВ-5 от 30.08.2013 между ОАО "Мурманэнергосбыт" и Администрацией ЗАТО г. Североморск, согласно которому границей раздела ответственности по дому N 1а по улице Сивко в городе Североморске Мурманской области, является УТ-49 - отвод тепловой сети к тепловому пункту многоквартирного дома N 1а, по сетям горячего водоснабжения УТ-110 - отвод от сети горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела, отбор проб произведен Управлением Роспотребнадзора из крана кухни квартиры N 30 по вышеуказанному адресу, то есть за пределами границ эксплуатационной ответственности Общества, отборы проб на границе эксплуатационной ответственности, в том числе в точке на вводе в дом, административным органом не производились.
Так как техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем в доме N 1а по улице Сивко в городе Североморске Мурманской области, ОАО "Мурманэнергосбыт" не осуществляет ни в силу действующего законодательства, ни на основании договора с собственниками спорного жилого дома, инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирного дома, и тем более внутри конкретной квартиры, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности Общества, отбор проб воды произведен за пределами эксплуатационной ответственности Общества, Управление Роспотребнадзора не установило, что несоответствие температурного режима горячей воды пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 произошло вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей именно ресурсоснабжающей организацией, а не вследствие ненадлежащего содержания внутридомовых сетей собственниками спорного жилого дома.
При изложенных обстоятельствах, основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания у Управления Роспотребнадзора не имелось.
Решение суда первой инстанции от 11.11.2014, как основанное на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным предписания Главного государственного санитарного врача по ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск от 17.12.2013 N 74.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Управления Роспотребнадзора в пользу Общества. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. на основании платежного поручения от 10.12.2014 N 15728, подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2014 по делу N А42-1701/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Главного государственного санитарного врача по ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО Островной, ЗАТО Заозерск N 74 от 17.12.2013, выданное Открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в пользу Открытого акционерного общества "Мурманэнергосбыт" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 10.12.2014 N 15728.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО

Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)