Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2014 N 11АП-4730/2014 ПО ДЕЛУ N А49-5713/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А49-5713/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И., судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола Баклановой Е.О.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2014 года в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-23-1", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года по делу N А49-5713/2013 (судья Гук Н.Е.),
по иску муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530), г. Пенза,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-23-1", (ОГРН 1075836003616, ИНН 5836627114), г. Пенза,
третье лицо: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза,
о взыскании 1 238 570 руб. 56 коп.,

установил:

С учетом принятого судом уточнения, муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-23-1" (далее - ответчик), о взыскании 1 238 570 руб. 56 коп. задолженности за поставленные тепловую энергию и горячую воду.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу:
www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года по делу N А49-5713/2013 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 31.01.2008 года между МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (теплоснабжающей организацией) и ООО "Управляющая организация "Жилье 23-1" (абонентом) заключен договор энергоснабжения N 3152 (в редакции дополнительных соглашений от 11.01.2010 года, 01.04.2010 года, 26.05.2010 года, от 04.02.2013 года).
В соответствии с условиями указанного договора, МКП "Теплоснабжение г. Пензы" обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель надлежащего качества для нужд отопления и горячую воду надлежащего качества для нужд горячего водоснабжения многоквартирных домов, а абонент обязуется оплачивать за счет средств собственников (населения) принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячую воду для нужд горячего водоснабжения (л.д. 21-39). В силу п. 4.2 договора энергоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2010 года) расчет по настоящему договору за отпущенные "Абоненту" и субабонентам тепловую энергию в горячей воде на нужды отопления и горячую воду на нужды горячего водоснабжения производится по тарифам (кроме того, НДС), утвержденным регулирующими органами для соответствующих групп потребителей, а теплоноситель - согласно калькуляции "Энергоснабжающей организации" в соответствии с настоящим договором, действующим на момент оплаты. Стоимость тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячей воды на нужды горячего водоснабжения может быть изменена на основании изменения тарифов, согласно действующего Законодательства РФ, Решений регулирующих органов и других нормативных документов.
По условиям пункта 4.6 договора энергоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 11.01.2010 года) все расчеты по договору производятся ответчиком платежными поручениями или наличными денежными средствами в кассу энергоснабжающей организации в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
В апреле и мае 2013 года истец поставил ответчику тепловую энергию, горячую воду и выставил для оплаты счета-фактуры: N 3152-04-1 182 от 30.04.2013 года на сумму 4360446 руб. 70 коп. и N 3152-05-1 513 от 31.05.2013 года на сумму 1569304 руб. 57 коп. (л.д. 40, 41).
Стоимость горячей воды, поставленной в апреле и в первые десять дней мая 2013 года, определена истцом с учетом тарифа, установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 года N 145.
В соответствии с пунктом 22 Приказа N 145 тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду (с НДС) 15,88 руб. за 1 куб. м и компонента на тепловую энергию (с НДС) 1106,76 руб. за 1 Гкал (л.д. 150). Стоимость горячей воды, поставленной с 11.05.2013 года по 31.05.2013 года, определена истцом с учетом тарифа, установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 года N 23, согласно которому тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения установлен в размере 88 руб. 77 коп. (с НДС) за 1 куб. м (л.д. 152-154).
Выставленные истцом счета-фактуры оплачены ответчиком частично.
Неоплаченная часть по счету-фактуре N 3152-04-1 182 от 30.04.2013 года составляет 11067 руб. 60 коп., по счету-фактуре N 3152-05-1 513 от 31.05.2013 года - 1227502 руб. 96 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате и наличие задолженности в размере 1238570 руб. 56 коп. послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Объем и стоимость потребленной в спорный период тепловой энергии ответчик не оспаривает.
Между сторонами возникли разногласия в отношении тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости горячей воды, а именно, ответчик и третье лицо полагают, что стоимость данного коммунального ресурса должна быть определена с применением тарифов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 года N 23. Доводы ответчика и третьего лица правомерно признаны судом первой инстанции противоречащими нормам действующего законодательства и отклонены.
Согласно п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
На основании п. 16 Постановления Правительства "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" от 14.02.2012 года N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяемого во взаимосвязи с пунктом 5 ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы регулирования муниципальных образований, на основании соответствующих решений Региональной службы по тарифам, регулируют тарифы и услуги коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ, Правительством РФ принято Постановление N 520 от 14.07.2008 года, которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно пп. 2 п. 6 Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (п. 14 Основ). В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
Из буквального толкования положений Закона N 210-ФЗ от 14.07.2008 года следует, что под досрочным пересмотром тарифа следует понимать установление нового тарифа до истечения срока действия прежнего тарифа, а не обратную силу действия нового тарифа.
Таким образом, в случае изменения тарифов (цен, размеров платы) в результате вступления в силу соответствующих актов уполномоченных органов власти новые тарифы (цены, размер платы) применяется со дня вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта.
Первоначально для потребителей МКП "Теплоснабжение г. Пензы" был установлен двухкомпонентный одноставочный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду из расчета платы за 1 куб. м холодной воды и компонента на тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал (Приказ N 145 от 28.11.2012 года).
26.04.2013 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принят приказ N 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области", которым в Приказ N 145 от 28.11.2012 года внесены изменения, согласно которым в дополнение к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду установлен так же тариф на горячую воду исходя из стоимости 1 куб. м.
Согласно п. 1, 2 и 4 Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2004 года N 1013-пП "О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области" нормативные акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо в газете "Издательский дом "Пензенская правда".
Акты исполнительных органов государственной власти Пензенской области вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после их первого официального опубликования.
Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 23 от 26.04.2013 года опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" 30.04.2013.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тариф на горячую воду, исходя из стоимости 1 куб. м, должен применяться с 11.05.2013. Иной подход к определению стоимости уже поставленного коммунального ресурса противоречит законодательству, следствием такого подхода явится произвольный и субъективный расчет его стоимости, что, безусловно, приведет к нарушению частного и публичного интересов.
Таким образом, стоимость поставленных энергоресурсов определена истцом в порядке нормативного регулирования.
Принимая во внимание, что ответчик обязанность по оплате потребленных теплоэнергии и горячей воды надлежащим образом не исполнил, доказательств погашения долга в материалы дела не представил, стоимость энергоресурсов правильно определена истцом, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса РФ, правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца 1 238 570 руб. 56 коп. задолженности.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 февраля 2014 года по делу N А49-5713/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА

Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.Е.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)