Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Касянчук Е.С.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2015 г. по иску Ш.С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия о признании недействительными сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
установила:
Ш.С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является собственником квартиры N <...> в многоквартирном жилом доме N <...> по <...>. По решению собственников помещений многоквартирного дома в целях оформления права собственности на земельный участок под многоквартирным домом <...> был изготовлен межевой план земельного участка под данным домом, согласованы границы участка, определена его площадь в размере <...> кв. м. Между тем, в настоящее время препятствием в постановке на кадастровый учет сформированного земельного участка является то, что в государственном кадастре недвижимости уже содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, на котором расположен жилой дом N <...> по <...>. Ссылаясь на то, что сведения о ранее учтенном земельном участке являются ошибочными, его площадь не соответствует фактической площади земельного участка, используемого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, что создает препятствия для признания за собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N <...> по <...> права общей долевой собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию площадью <...> кв. м, Ш.С.В. просил признать недействительными содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, аннулировать и исключить указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.
Решением суда иск удовлетворен, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения относительно земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, признаны недействительными, аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
С принятым судебным постановлением не согласно ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к указанному ответчику. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. При внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером <...> в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с инвентаризационной описью орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок, необходимый для фактического использования и эксплуатации здания, может быть сформирован как вновь образованный земельный участок, а именно: как дополнительный к земельному участку с кадастровым номером <...>. ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В возражениях на апелляционную жалобу Ш.С.В. указал на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем просил оставить апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия без удовлетворения.
Администрация Сортавальского муниципального района в письменных возражениях на апелляционную жалобу также указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, ссылаясь на то, что спорный земельный участок до его постановки на кадастровый учет сформирован не был, площадь земельного участка определена декларативно, законных оснований для его постановки на кадастровый учет у органа кадастрового учета не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Карелия Л.А.И., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о дате, времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч.ч. 1, 5 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
На основании ст. 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела Ш.С.В. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации является собственником <...> доли квартиры N <...> дома N <...> по <...>.
По данным технического паспорта дом построен в <...> году, <...>, занимает площадь <...> кв. м, незастроенная площадь земельного участка, используемая данным домом (дворовая территория), составляет <...> кв. м.
В целях оформления в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений данного дома проведены кадастровые работы, оформлен межевой план, согласованы границы земельного участка, подготовлена схема расположения земельного участка общей площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием - для многоквартирной жилой застройки.
Вместе с тем, в постановке указанного земельного участка на кадастровый учет ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия отказано, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером, площадью <...> кв. м, местоположение - <...>, границы данного земельного участка не установлены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании переданных в <...> дополнений к перечню ранее учтенных земельных участков с инвентаризационными планами в границах кадастровых кварталов.
В соответствии с положениями ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Разрешая спор, суд, руководствуясь п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра N П/119 от 15.06.2001, п. п. 1.3, 1.4 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, правильно указал, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, состоящей из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанное выше дополнение к перечню, на основании которого были внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, не может рассматриваться как надлежащий документ для внесения соответствующих сведений, поскольку оно не было утверждено руководителем горкомзема, а акт приема-передачи от <...> между <...> и <...> не был подписан должностным лицом <...>.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу положений ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом законом определен порядок аннулирования и исключения сведений из реестра.
Таким образом, предусмотренная Законом о кадастре процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона о кадастре. Осуществление же процедуры снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ N Д23-1342 от 13.04.2010, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч.ч. 3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре, в соответствии со статьей 45 данного Закона такой земельный участок считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре, то есть является ранее учтенным объектом недвижимости.
Дав оценку доказательствам по делу с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нахождение на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <...> нарушает права собственников многоквартирного дома на приобретение в собственность фактически занимаемого земельного участка под жилым домом, принадлежащим им на праве общей долевой собственности. При этом, снятие указанного объекта с кадастрового учета не нарушит прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Поскольку сведения о площади земельного участка, данные о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, не отражают площадь застройки с учетом используемой площади придомовой территории, что также подтверждается данными технического паспорта, такие сведения не соответствуют требованиям ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Данное обстоятельство создает препятствия собственникам помещений многоквартирного дома N <...> в получении права общей долевой собственности на земельный участок под домом и для его эксплуатации, исходя из размеров фактического землепользования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...>.
Ссылки ответчиком в жалобе на то, что соблюдение прав истца возможно обеспечить формированием дополнительного земельного участка к земельному участку с кадастровым номером <...>, противоречат положениям п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по делу, состоятельными быть признаны не могут, поскольку постановка и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета, функции которого на территории Республики Карелия исполняет филиал ФГБУ "ФКП Россреестра".
Иные доводы апелляционной жалобы также не являются основанием для отмены судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 09.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2248/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N 33-2248/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Касянчук Е.С.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2015 г. по иску Ш.С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия о признании недействительными сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
установила:
Ш.С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является собственником квартиры N <...> в многоквартирном жилом доме N <...> по <...>. По решению собственников помещений многоквартирного дома в целях оформления права собственности на земельный участок под многоквартирным домом <...> был изготовлен межевой план земельного участка под данным домом, согласованы границы участка, определена его площадь в размере <...> кв. м. Между тем, в настоящее время препятствием в постановке на кадастровый учет сформированного земельного участка является то, что в государственном кадастре недвижимости уже содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, на котором расположен жилой дом N <...> по <...>. Ссылаясь на то, что сведения о ранее учтенном земельном участке являются ошибочными, его площадь не соответствует фактической площади земельного участка, используемого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, что создает препятствия для признания за собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N <...> по <...> права общей долевой собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию площадью <...> кв. м, Ш.С.В. просил признать недействительными содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, аннулировать и исключить указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.
Решением суда иск удовлетворен, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения относительно земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, признаны недействительными, аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
С принятым судебным постановлением не согласно ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к указанному ответчику. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. При внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером <...> в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с инвентаризационной описью орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок, необходимый для фактического использования и эксплуатации здания, может быть сформирован как вновь образованный земельный участок, а именно: как дополнительный к земельному участку с кадастровым номером <...>. ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В возражениях на апелляционную жалобу Ш.С.В. указал на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем просил оставить апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия без удовлетворения.
Администрация Сортавальского муниципального района в письменных возражениях на апелляционную жалобу также указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, ссылаясь на то, что спорный земельный участок до его постановки на кадастровый учет сформирован не был, площадь земельного участка определена декларативно, законных оснований для его постановки на кадастровый учет у органа кадастрового учета не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Карелия Л.А.И., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о дате, времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч.ч. 1, 5 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
На основании ст. 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела Ш.С.В. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации является собственником <...> доли квартиры N <...> дома N <...> по <...>.
По данным технического паспорта дом построен в <...> году, <...>, занимает площадь <...> кв. м, незастроенная площадь земельного участка, используемая данным домом (дворовая территория), составляет <...> кв. м.
В целях оформления в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений данного дома проведены кадастровые работы, оформлен межевой план, согласованы границы земельного участка, подготовлена схема расположения земельного участка общей площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием - для многоквартирной жилой застройки.
Вместе с тем, в постановке указанного земельного участка на кадастровый учет ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия отказано, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером, площадью <...> кв. м, местоположение - <...>, границы данного земельного участка не установлены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании переданных в <...> дополнений к перечню ранее учтенных земельных участков с инвентаризационными планами в границах кадастровых кварталов.
В соответствии с положениями ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Разрешая спор, суд, руководствуясь п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра N П/119 от 15.06.2001, п. п. 1.3, 1.4 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, правильно указал, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, состоящей из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанное выше дополнение к перечню, на основании которого были внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, не может рассматриваться как надлежащий документ для внесения соответствующих сведений, поскольку оно не было утверждено руководителем горкомзема, а акт приема-передачи от <...> между <...> и <...> не был подписан должностным лицом <...>.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу положений ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом законом определен порядок аннулирования и исключения сведений из реестра.
Таким образом, предусмотренная Законом о кадастре процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона о кадастре. Осуществление же процедуры снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ N Д23-1342 от 13.04.2010, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч.ч. 3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре, в соответствии со статьей 45 данного Закона такой земельный участок считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре, то есть является ранее учтенным объектом недвижимости.
Дав оценку доказательствам по делу с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нахождение на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <...> нарушает права собственников многоквартирного дома на приобретение в собственность фактически занимаемого земельного участка под жилым домом, принадлежащим им на праве общей долевой собственности. При этом, снятие указанного объекта с кадастрового учета не нарушит прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Поскольку сведения о площади земельного участка, данные о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, не отражают площадь застройки с учетом используемой площади придомовой территории, что также подтверждается данными технического паспорта, такие сведения не соответствуют требованиям ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Данное обстоятельство создает препятствия собственникам помещений многоквартирного дома N <...> в получении права общей долевой собственности на земельный участок под домом и для его эксплуатации, исходя из размеров фактического землепользования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...>.
Ссылки ответчиком в жалобе на то, что соблюдение прав истца возможно обеспечить формированием дополнительного земельного участка к земельному участку с кадастровым номером <...>, противоречат положениям п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Россреестра" в лице филиала по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по делу, состоятельными быть признаны не могут, поскольку постановка и снятие объекта недвижимости с кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета, функции которого на территории Республики Карелия исполняет филиал ФГБУ "ФКП Россреестра".
Иные доводы апелляционной жалобы также не являются основанием для отмены судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)