Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 06АП-434/2015 ПО ДЕЛУ N А73-13959/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 06АП-434/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Гричановской Е.В., Дроздовой В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ООО УК "Магнит": Коробко К.В., представитель по доверенности от 12.01.2015;
- от УФСБ России по Хабаровскому краю: Трапезникова Е.В., представитель по доверенности от 24.11.2014, Волкова Е.С., представитель по доверенности от 30.06.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
на решение от 22.12.2014
по делу N А73-13959/2014
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Збарацкой Л.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю
о признании незаконными торгов,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит" (ОГРН 1092724005989, место нахождения: г. Хабаровск) (далее - ООО УК "Магнит") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700929162, место нахождения: г. Хабаровск) (далее - УФСБ России по Хабаровскому краю) с иском о признании незаконным проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Хабаровск, ул. Шатова, д. NN 2, 4, 6, 8 (извещение 250814/3201651/01).
Требования обоснованы нарушением при проведении конкурса Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, необоснованным предъявлением требованием о предоставлении лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Решением от 22.12.2014 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "Магнит" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что требование заказчика к участникам конкурса о представлении лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, правомерно только в случае доказанности необходимости ее представления в соответствии с законодательством о государственной тайне.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что техническая документация многоквартирных домов, документация в отношении нанимателей жилых помещений, являющихся сотрудниками органов безопасности и членами их семей, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. В этой связи, по мнению заявителя жалобы, управляющая организация при осуществлении своей деятельности не обязана иметь соответствующую лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Ссылается на то, что для управления многоквартирными домами управляющая компания не использует информацию, раскрывающую принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов ФСБ, а также организацию и тактические методы, направленные на обеспечение защиты государственной тайны, поскольку в результате управленческой деятельности необходимы только персональные сведения лиц, проживающих в доме, которые подлежат охране в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Кроме того, истец указал на необоснованное внесение изменений в конкурсную документацию в части требования о предоставлении лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку процедура получения данной лицензии составляет не менее месяца.
В возражениях на апелляционную жалобу УФСБ России по Хабаровскому краю с ее доводами не согласилось, просило оспариваемый судебный оставить без изменения, указав на необходимость передачи управляющей организации технической документации на объекты конкурса, а также документации в отношении собственников и нанимателей жилых помещений. При этом, техническая документация на объекты оспариваемого конкурса содержит сведения, составляющие государственную тайну, гриф "секретно", в связи с чем работа с указанной документацией, а также ее хранение предусматривает наличие у управляющей организации специализированных помещений, обеспечивающих соблюдение режима секретности, а также наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 25.08.2014 УФСБ России по Хабаровскому краю объявило открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по ул. Шатова, 2, 4, 6, 8 в г. Хабаровске (извещение N 250814/3201651/01, конкурсная документация размещены на сайте www.torgi.gov.ru).
Опубликованное извещение содержало информацию о сроках подачи заявок, месте проведения конкурса, перечне прилагаемой к заявлению документации, перечне оцениваемых показателей участников конкурса.
С учетом внесенных в документацию изменений, срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен до 02.10.2014, рассмотрение заявок 03.10.2014, проведение конкурса 10.10.2014.
16.09.2014 в пункт 5 раздела II конкурсной документации внесены изменения, в соответствии с которыми претендент на участие в конкурсе в составе конкурсной заявки обязан представить копию лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 250814/3201651/01 от 02.10.2014 N 617 ООО "Дальневосточная Проектировочная компания" подана заявка на участие в конкурсе, с приложением, в том числе, выписки из ЕГРЮЛ от 28.08.2014, лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К заявкам ООО УК "Магнит" и ООО "Единый город" не приложены лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (л.д. л.д.33-36).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 03.10.2014 N 621 конкурсной комиссией отказано в допуске к участию в конкурсе ООО "Магнит" и ООО "Единый город" по мотиву непредставления документов, подтверждающих наличие у претендентов лицензии на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (л.д. л.д.37-38).
Письмом от 03.10.2014 исх. N 2905/в УФСБ России по Хабаровскому краю уведомило ООО УК "Магнит" о принятом решении об отказе в допуске к участию в конкурсе.
Полагая, что указанный открытый конкурс проведен с нарушением порядка его проведения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Таким образом, основанием признания торгов недействительными, как следует из положений пункта 1 статьи 449 ГК РФ, является нарушение при их проведении правил, установленных законом. Нарушение иных правил не является основанием признания торгов недействительными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2007 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (далее - Правила).
В подпункте 1 пункта 15 Правил установлено требование о соответствии претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
В силу пункта 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
В обоснование заявленных требований, а также доводов апелляционной жалобы ООО УК "Магнит" ссылается на проведение конкурса в нарушение требований пункта 15 указанных Правил, в частности, на необоснованное требование заказчика от участников конкурса представления лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
- носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
- система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
В силу статьи 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Статьей 27 Закона о государственной тайне предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
В соответствии с абзацем 10 пункта 3 примечания к Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", режимными объектами являются объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
В силу статьи 7 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, гражданах, поступающих на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, могут передаваться органами федеральной службы безопасности другим государственным органам, иным организациям и гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях указанные сведения могут передаваться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченного им должностного лица.
Статьей 8 указанного Федерального закона к основным направлениям деятельности органов Федеральной службы безопасности отнесено: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании подпунктов "а", "б" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом предполагает прием, хранение и передачу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, а также сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, при управлении многоквартирным домом предусмотрена передача управляющей компании технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
Как следует из материалов дела, техническая документация на многоквартирные дома, являющиеся объектами конкурса, содержит сведения, составляющие государственную тайну; перечень должностных лиц органов ФСБ России в соответствии с ведомственным приказом ФСБ России также отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управляющая компания при осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирными домами, относящимися к ведомственному жилищному фонду органов службы безопасности, будет использовать техническую документацию многоквартирных домов, документацию в отношении нанимателей жилых помещений, являющихся сотрудниками органов безопасности и членами их семей.
Указанное свидетельствует о правомерности требований конкурсной документации о предоставлении претендентом на участие в конкурсе лицензии на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, решением от 01.10.2014 УФАС по Хабаровскому краю жалоба ООО УК "Магнит" на действия УФСБ России по Хабаровскому краю по включению в конкурсную документацию требования к участникам о представлении необходимой лицензии, признана необоснованной.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о неправомерности требования заказчика к участникам конкурса о предоставлении лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, апелляционным судом отклоняются, равно как и отклоняется довод жалобы об отсутствии обязанности управляющей организации иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Ссылка заявителя жалобы на использование управляющей компанией в управленческой деятельности только персональных сведения лиц, проживающих в доме, апелляционным судом не принимается, как несостоятельная.
В соответствии с пунктом 50 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 06.02.2006 N 75 организатор конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Материалами дела подтверждается, что соответствующее изменение в части требования о представлении участниками конкурса лицензии ФСБ России на осуществление работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, внесено ответчиком 16.09.2014, то есть с соблюдением установленного пунктом 50 Правил срока внесения изменений в конкурсную документацию.
На основании изложенного, довод жалобы о необоснованном внесении указанных изменений в связи с длительной процедурой получения лицензии, апелляционным судом отклоняется, как не имеющий правового значения для настоящего дела, поскольку Правила проведения конкурса его организатором не нарушены.
Иных доказательств, свидетельствующих о проведении оспариваемого открытого конкурса с нарушением действующего законодательства, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
По указанным основаниям апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.12.2014 по делу N А73-13959/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
В.Г.ДРОЗДОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)