Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Органом местного самоуправления истцу неоднократно предлагались жилые помещения для временного проживания в связи с тем, что в многоквартирном доме, признанном непригодным для проживания, произошел пожар, однако по месту регистрации истец фактически не проживает, в признании его малоимущим ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Невская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Красновой Н.В.,
судей Асташкиной О.Г., Хрипунова М.И.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Н. на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Н. к Администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Асташкиной О.Г.
объяснения представителя Главы <данные изъяты> - П., Н., его представителя - адвоката Пляскевича А.О.,
установила:
Н. обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты>, просил обязать ответчика предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <данные изъяты>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 25,7 кв. м общей площадью и 19,3 кв. м - жилой, находящемуся в черте <данные изъяты>.
В обоснование иска указал, что он является нанимателем жилого помещения - <данные изъяты>, где постоянно зарегистрирован и проживает с <данные изъяты> по настоящее время. В соответствии с Актом осмотра Межведомственной комиссии Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты>, износ <данные изъяты> составляет 51%. По результатам обследования помещения, <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты>, признаны непригодными для постоянного проживания.
Постановлением Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> был утвержден Акт межведомственной комиссии о признании жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, непригодными для постоянного проживания.
<данные изъяты> в указанном жилом доме произошел пожар, что привело к невозможности проживания в жилом помещении вследствие отключения от всех источников жизнеобеспечения. Администрацией города истцу неоднократно предлагались жилые помещения для временного проживания, однако во временном жилье истец не нуждается, поскольку по месту регистрации фактически не проживает, в признании его малоимущим ему было отказано. В связи с изложенным, Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании, исковые требования не признал, пояснив, что в данном случае возможно предоставление другого постоянного жилого помещения на основании ст. 89 ЖК РФ, в связи со сносом дома, или предоставление жилого помещения (маневренного фонда) до решения вопроса о предоставлении постоянного жилья. Решение о сносе жилого <данные изъяты> не принималось, в связи с указанными обстоятельствами, до сноса жилого дома для временного проживания истцу трижды предлагались жилые помещения - квартиры и комнаты в коммунальных квартирах, от которых истец отказался, со ссылкой, что не нуждается во временном жилье. По мнению ответчика, истец просит предоставить ему жилое помещение вне очереди, однако правовых оснований к этому нет, истец на учете в качестве нуждающегося не состоит. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Н. обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Н. с <данные изъяты> зарегистрирован и проживает в <данные изъяты>. Вышеуказанная квартира предоставлена истцу на условиях договора социального найма.
На основании Акта обследования жилого <данные изъяты> от <данные изъяты>, произведенного Межведомственной комиссией Администрации <данные изъяты>, жилой <данные изъяты> был признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к категории ветхого жилья.
Согласно Акту обследования помещения от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, признаны не пригодными для постоянного проживания, физический износ дома составил 59% на дату обследования.
Постановлением Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодных для постоянного проживания", был утвержден Акт межведомственной комиссии о признании жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> признаны непригодными для постоянного проживания.
<данные изъяты> включен в Программу "Переселение граждан <данные изъяты> из ветхого и аварийного жилого фонда", утвержденного решением Подольского городского Совета депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты>.
<данные изъяты> в жилом <данные изъяты> произошел пожар, в результате которого сгорела кровля и терраса с южной стороны, в ходе пожара дом залит водой, что подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, справкой Отдела надзорной деятельности по <данные изъяты>.
На основании Постановления Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> Н. было отказано в признании малоимущим в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
<данные изъяты> Н. обратился в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему другого муниципального жилья взамен <данные изъяты>, поскольку данное жилое помещение не пригодно для постоянного проживания.
В ответ на указанное обращение Администрация <данные изъяты> сообщила, что до предоставления Н. нового жилого помещения в связи со сносом дома ему может быть предоставлена для временного проживания комната в коммунальной квартире, жилой площадью 19,5 кв. м по адресу: МО <данные изъяты>.
Из сообщения Отдела учета и распределения жилой площади от <данные изъяты> усматривается, что Н. в соответствии со ст. 95 ЖК РФ дважды предлагалось жилое помещение маневренного фонда для временного проживания до предоставления другого жилого помещения: комната, жилой площадью 19,5 кв. м в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, однокомнатная <данные изъяты> <данные изъяты> жилой площадью 15,5 кв. м, общей 32,9 кв. м. От предложенных вариантов Н. отказался.
Согласно заявлению от <данные изъяты>, Н. от предложенного отделом учета и распределения жилой площади варианта предоставления <данные изъяты> МО для временного проживания до сноса <данные изъяты>, отказался.
В соответствии с ответом Главы <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> МО расположен на территории, подлежащей развитию в соответствии с Договором <данные изъяты> от <данные изъяты> о развитии застройки территории микрорайона Шепчинки в границах улиц: Ватутина, Пионерская, Чайковского, Свердлова, Калинина, Щеглова, Белинского заключенным Администрацией <данные изъяты> с ООО "РПК". ООО "РПК" в настоящее время не производит переселение граждан из <данные изъяты> гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома производится в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. Н. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит, Постановления Главы города о сносе <данные изъяты> МО и переселения проживающих граждан, не издавалось. Оснований предоставления Н. жилого помещения по договору социального найма в настоящее время отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ЖК РФ и пришел к выводу о том, что поскольку Н. малоимущим не признан, его нуждаемость во внеочередном предоставлении жилого помещения не установлена, решение о сносе дома не принято, учитывая многократные отказы истца от жилых помещений маневренного фонда, оснований для удовлетворения иска не имеется.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может и приходит к выводу об отмене решения и удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 376-О-П, от <данные изъяты> N 1367-О-О и N 1368-О-О, от <данные изъяты> N 1548-О-О, от <данные изъяты> N 330-О-О и N 331-О-О, от <данные изъяты> N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Как усматривается из материалов дела, требования Н. вызваны невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Ссылка суда первой инстанции на тот факт, что Н. отказался от предоставленного ему временного жилья, необоснованна, поскольку ответчик не представил доказательства того, что предлагаемое Н. жилье отвечает требованиям благоустроенности и что оно свободно от третьих лиц.
При указанных обстоятельствах требования Н. об обязании Администрации <данные изъяты> предоставить жилое помещения не противоречат требованиям закона, и подлежат удовлетворению.
Поскольку решение суда вынесено с неверным толкованием норм материального права, оно подлежит отмене, с вынесением судебной коллегией нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований Н.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <данные изъяты>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 25,7 кв. м общей площади и 19,3 кв. м - жилой, находящемуся в черте <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4518/2015
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Органом местного самоуправления истцу неоднократно предлагались жилые помещения для временного проживания в связи с тем, что в многоквартирном доме, признанном непригодным для проживания, произошел пожар, однако по месту регистрации истец фактически не проживает, в признании его малоимущим ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Невская Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Красновой Н.В.,
судей Асташкиной О.Г., Хрипунова М.И.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Н. на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Н. к Администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Асташкиной О.Г.
объяснения представителя Главы <данные изъяты> - П., Н., его представителя - адвоката Пляскевича А.О.,
установила:
Н. обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты>, просил обязать ответчика предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <данные изъяты>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 25,7 кв. м общей площадью и 19,3 кв. м - жилой, находящемуся в черте <данные изъяты>.
В обоснование иска указал, что он является нанимателем жилого помещения - <данные изъяты>, где постоянно зарегистрирован и проживает с <данные изъяты> по настоящее время. В соответствии с Актом осмотра Межведомственной комиссии Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты>, износ <данные изъяты> составляет 51%. По результатам обследования помещения, <данные изъяты> <данные изъяты> в <данные изъяты>, признаны непригодными для постоянного проживания.
Постановлением Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> был утвержден Акт межведомственной комиссии о признании жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, непригодными для постоянного проживания.
<данные изъяты> в указанном жилом доме произошел пожар, что привело к невозможности проживания в жилом помещении вследствие отключения от всех источников жизнеобеспечения. Администрацией города истцу неоднократно предлагались жилые помещения для временного проживания, однако во временном жилье истец не нуждается, поскольку по месту регистрации фактически не проживает, в признании его малоимущим ему было отказано. В связи с изложенным, Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании, исковые требования не признал, пояснив, что в данном случае возможно предоставление другого постоянного жилого помещения на основании ст. 89 ЖК РФ, в связи со сносом дома, или предоставление жилого помещения (маневренного фонда) до решения вопроса о предоставлении постоянного жилья. Решение о сносе жилого <данные изъяты> не принималось, в связи с указанными обстоятельствами, до сноса жилого дома для временного проживания истцу трижды предлагались жилые помещения - квартиры и комнаты в коммунальных квартирах, от которых истец отказался, со ссылкой, что не нуждается во временном жилье. По мнению ответчика, истец просит предоставить ему жилое помещение вне очереди, однако правовых оснований к этому нет, истец на учете в качестве нуждающегося не состоит. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Н. обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Н. с <данные изъяты> зарегистрирован и проживает в <данные изъяты>. Вышеуказанная квартира предоставлена истцу на условиях договора социального найма.
На основании Акта обследования жилого <данные изъяты> от <данные изъяты>, произведенного Межведомственной комиссией Администрации <данные изъяты>, жилой <данные изъяты> был признан непригодным для постоянного проживания и отнесен к категории ветхого жилья.
Согласно Акту обследования помещения от <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, признаны не пригодными для постоянного проживания, физический износ дома составил 59% на дату обследования.
Постановлением Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодных для постоянного проживания", был утвержден Акт межведомственной комиссии о признании жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> признаны непригодными для постоянного проживания.
<данные изъяты> включен в Программу "Переселение граждан <данные изъяты> из ветхого и аварийного жилого фонда", утвержденного решением Подольского городского Совета депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты>.
<данные изъяты> в жилом <данные изъяты> произошел пожар, в результате которого сгорела кровля и терраса с южной стороны, в ходе пожара дом залит водой, что подтверждается Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, справкой Отдела надзорной деятельности по <данные изъяты>.
На основании Постановления Главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> Н. было отказано в признании малоимущим в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
<данные изъяты> Н. обратился в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему другого муниципального жилья взамен <данные изъяты>, поскольку данное жилое помещение не пригодно для постоянного проживания.
В ответ на указанное обращение Администрация <данные изъяты> сообщила, что до предоставления Н. нового жилого помещения в связи со сносом дома ему может быть предоставлена для временного проживания комната в коммунальной квартире, жилой площадью 19,5 кв. м по адресу: МО <данные изъяты>.
Из сообщения Отдела учета и распределения жилой площади от <данные изъяты> усматривается, что Н. в соответствии со ст. 95 ЖК РФ дважды предлагалось жилое помещение маневренного фонда для временного проживания до предоставления другого жилого помещения: комната, жилой площадью 19,5 кв. м в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, однокомнатная <данные изъяты> <данные изъяты> жилой площадью 15,5 кв. м, общей 32,9 кв. м. От предложенных вариантов Н. отказался.
Согласно заявлению от <данные изъяты>, Н. от предложенного отделом учета и распределения жилой площади варианта предоставления <данные изъяты> МО для временного проживания до сноса <данные изъяты>, отказался.
В соответствии с ответом Главы <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> МО расположен на территории, подлежащей развитию в соответствии с Договором <данные изъяты> от <данные изъяты> о развитии застройки территории микрорайона Шепчинки в границах улиц: Ватутина, Пионерская, Чайковского, Свердлова, Калинина, Щеглова, Белинского заключенным Администрацией <данные изъяты> с ООО "РПК". ООО "РПК" в настоящее время не производит переселение граждан из <данные изъяты> гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома производится в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. Н. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит, Постановления Главы города о сносе <данные изъяты> МО и переселения проживающих граждан, не издавалось. Оснований предоставления Н. жилого помещения по договору социального найма в настоящее время отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ЖК РФ и пришел к выводу о том, что поскольку Н. малоимущим не признан, его нуждаемость во внеочередном предоставлении жилого помещения не установлена, решение о сносе дома не принято, учитывая многократные отказы истца от жилых помещений маневренного фонда, оснований для удовлетворения иска не имеется.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может и приходит к выводу об отмене решения и удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 376-О-П, от <данные изъяты> N 1367-О-О и N 1368-О-О, от <данные изъяты> N 1548-О-О, от <данные изъяты> N 330-О-О и N 331-О-О, от <данные изъяты> N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Как усматривается из материалов дела, требования Н. вызваны невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Ссылка суда первой инстанции на тот факт, что Н. отказался от предоставленного ему временного жилья, необоснованна, поскольку ответчик не представил доказательства того, что предлагаемое Н. жилье отвечает требованиям благоустроенности и что оно свободно от третьих лиц.
При указанных обстоятельствах требования Н. об обязании Администрации <данные изъяты> предоставить жилое помещения не противоречат требованиям закона, и подлежат удовлетворению.
Поскольку решение суда вынесено с неверным толкованием норм материального права, оно подлежит отмене, с вынесением судебной коллегией нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований Н.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <данные изъяты>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 25,7 кв. м общей площади и 19,3 кв. м - жилой, находящемуся в черте <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)